Фото из коллекции бесплатных изображений Pixabay.Com
Самостоятельное мышление, инновационное мышление, творческое мышление, мышление на уровне прорыва, – это всегда нарушение правил. Правил мышления, которые приняты:
- на современном уровне школьного образования
- в университетской среде или
- в бизнес сфере, ну или просто
- на уровне банального здравого смысла.
Правила про то, «как правильно думать» – есть везде. Везде и всюду.
Везде, я любой сфере, где люди скучиваются в массу (стадо), они создают социально-ментальный конструкт под названием «разделяемая реальность».
Почему ментальный? Потому что он находится в голове.
Почему социальный? Потому что в голове не у одного, а у всех. У всех членов стада.
Это система представлений верований, убеждений, понятий, о том, «каков мир» и «что надо делать в этом самом мире»:
- батрачить,
- кайфовать,
- сношаться,
- размножаться,
- мести как пылесос новые гаджеты, обогащая транснациональные компании и
- греть увеличивающуюся в геометрической прогрессии задницу на заморских курортах.
Все эти Великие Принципы стадо усвоило от высшестоячего авторитета, типа мировой науки, телека или школьного препода, ну и от мамочки, конечно. А ещё из Инстаграм*а (который вполне правильно жёстко запретили в России как дико экстремистскую соцсеть).
«Разделяемая реальность» другими словами называется «консенсус». Когда куча баранов договорится о чём-то, что оно как бы истина, значит оно этой самой истиной и станет.
Это, по сути, императивная декларация, как думать правильно. И всё бытие этого самого стада, определяется этим самым консенсусом. Как думать о мире и о себе, к чему стремиться, как этого достигать. Это как невидимая ментальная клетка. И она хуже Алькатраса, из которого хоть кто-то когда-то сбегал.
У Джорджа Оруэлла есть роман «1984», это антиутопия, и по нему фильм снят. И в книге есть такое понятие «мыслепреступление». В этой книге судили, сажали и расстреливали не за дела, а за мысли. Не за то, что человек кого-то замочил или взорвал там что-нибудь, а за то, что у него неправильные мысли появились. За ним наблюдали с помощью специального видеоэкрана, выявляли эти мысли, и пресекали всё неположенное на корню. А не просто наказывали post factum. У врачей есть поговорка: «лучше предотвратить, чем лечить». И вот они её реализовали, только в контексте социально неположенного поведения.
Этот роман – антиутопия и аллегория. А правда жизни такова, что в мозг каждого человека, с самого ещё родительского воспитания, и со школы, встраивается специальный механизм, который я называю «самоцензурой», или «самокастрацией». Это механизм условно-рефлекторного страха перед неправильной мыслью.
Давайте разберём в деталях, как оно всё работает.
Пока ребёночек маленький, если он что-то там вякнул, идущее вразрез с тем, что ему сказала мама, мама делает нахмуренные брови и недовольный голос. Ребёнок начинает испытывать тревогу. Так повторяется раз за разом. Мозг ребеночка вырабатывает обобщение, что «если что-то неправильное вякнешь – мама нахмурится – мне станет страшно». И ребеночек перестаёт вякать неположенное. Но не только вякать, а ещё и думать. Ребёнок слишком мал для того, чтобы искусно притворяться, скрывая, когда надо, неправильные мысли. И он их просто отключает напрочь.
Мамочка формует деточку в меру своего собственного понимания жизни и педагогических навыков. А школа – по государственному образцу, посредством штата специально обученных профессионалов-дрессировщиков.
Когда ребенок приходит в школу, ему начинают целенаправленно в голову вкладывать определенные ментальные конструкции и шаблоны. Например, 10 произведений школьной программы, где про одни и те же мотивы/образцы, только разными словами. Мозг автоматически обобщает, и делает вывод, что «так оно и есть» и «так правильно». А других примеров, где всё не так, ребёночку просто не демонстрируют.
Дальше ребенок должен доказать, что он их усвоил правильно, проверочные работы какие-то написать, контрольные решить. Если он делает что-то неправильно, ему плохие оценки ставят, его ругают... А одноклассники смеются, ребёночку стыдно… В общем, за интеллектуальные отклонения от заданного шаблона подвергают беспощадному эмоциональному прессингу.
На выходе получается ментально стандартизированный биоробот, который может генерировать только стандартизированную ментальную продукцию. Только стандартизированные мысли. А значит, и стандартное поведение, ибо поведение определяется мыслью. Мысль первична, поведение вторично. Если, конечно, чел не является животным, которое слепо подчиняется инстинктивным импульсам: заехать в рыло собеседнику, трахнуть бабу и т. д.
Также прессует общественное мнение:
- ближайшее окружение,
- друзья и родные,
- коллеги на работе.
Также подключается правоохранительная система.
И вот когда человек отклоняется от стандарта (это называется «девиантное», или отклоняющееся, поведение), он получает сигналы неодобрения: от нахмуренных бровей до судимости.
Человек, как правило, не на пустом месте делает что-то неположенное, вот он шёл-шёл-шёл в костюме и галстуке, и вдруг неожиданно кого-то изнасиловал, прям не ждав. Прежде чем совершить какое-то неправильное действие, человек вначале об этом думает, и очень часто об этом говорит. Дружкам в баре за пивасом, или мамочке. Делится важным, понимаешь ли.
И его уже на стадии проговаривания останавливают. Высмеивают, вышучивают, хмыкают-гмыкают, смотрят сомнительно-презрительно... И всё, стоп-машина!
Причём смотрите какая фишка. «Неправильное» – это не значит что-то противоправное или деструктивное. А просто отличающееся от привычного массе стандарта. Ну типа как в космос летать, Илон Маск этим развлекается, и всё дальше на своих ракетах улетает. Скоро до Луны долетит, а потом и до Марса.
По итогу, человек привыкает к такому, что некоторых вещей говорить нельзя. А дальше он делает следующий вывод, что некоторых вещей и думать нельзя. Неправильных вещей нельзя думать!
А мозг – это такая очень быстрая система, быстрая вычислительная машина, по сути. Есть такое понятие в НЛП «скоростные стратегии», а в когнитивной психологии еще одно понятие «автоматические мысли». Это такие мысли, которые очень быстро проскальзывают. Мы их даже не замечаем, но они управляют дальнейшим мыслительным процессом, в частности эмоциональным процессом.
И вот, в человеке, в результате социальной дрессировки, вырабатывается такая внутренняя стратегия:
- как только зарождается неправильная мысль,
- у человека тут же появляется тревога/страх, что он будет наказан (этот страх не осознаётся)
- мозг, заботясь о благополучии своего носителя, эту неправильную мысль блокирует на корню, прерывает ее или вытесняет (есть такое понятие в психоанализе, «психологические защиты», и самая мощная из них – это именно вытеснение)
- в итоге, чел избегает наказания за неправильные мысли, и получает поощрения за правильные (оценки, лайки в соцсетях).
В общем, дрессированный мозг нестандартные мысли на полном автомате гасит в зародыше.
И что? А то!
С одной стороны человек, у которого встроена автоматическая неосознаваемая блокировка на запретные мысли, по идее будет законопослушным гражданином. Потому что он не может даже подумать о том, чтобы не заплатить за проезд или где-то там на красный цвет дорогу перейти… У него сразу возникает страх, он платит за проезд, хотя никто не проверит, ждёт, когда зелёный свет загорится, хотя ни машин, ни ментов в пределах видимости нет… И вроде как это всё хорошо… (Хотя, конечно, такой дрессированный робот может набухаться алкашки, и тормоза откажут... Поэтому алкашку тоже надо запретить, по умному).
Но как бы хорошо - только на первый взгляд.
Дело в том, что эта стратегия работает не только в отношении противоправных мыслей, в вообще гасит все нестандартные мысли без разбора.
То есть человек лишается способности генерировать творческие инновационные идеи, там, где они нужны. Это актуально для людей, которые в научной сфере работают. Там от них ждут гипотез новых, прорывных открытий, типа машины времени и сверхсветового двигателя. Но при встроенной в мозг блокировке на неправильные мысли, этот самый мозг не может ничего сгенерировать. От слова совсем.
Также и в бизнесе, где идеи для инноваций и стратегического развития нужно генерировать… Если у человека блокировка стоит, ничего он не сгенерирует. В лучшем случае, франшизу купит, и будет считать себя крутанским бизнесменом. Хотя этот самый бизнес за него другие придумали.
Это, образно говоря, ментальный фильтр, и он отбраковывает не только мысли противоправного характера, но и много здравого и инновационного, если оно идет вразрез с социальным стандартом. Того, что могло бы открыть возможность дальнейшего движения вперёд, обогатило бы социум новыми технологиями, которые можно применять для решения практических задач.
Выйти за пределы вот этого набора ментальных конструктов могут единицы. Но если эти самые единицы результаты своего мыслительного процесса, выходящие за рамки стандартных ментальных конструкций, обнародуют, их будут высмеивать, называть психами-шизиками… А потом лет через 30 оказывается, что всё оно так и есть, как эти самые психи-шизики говорили.
Эту блокировку можно если и не снять совсем, то очень заметно ослабить. Как это сделать, самые первые шаги, я описал вот здесь.
Ну и при этом, поскольку человек взрослый, нужно не войти в конфликт, там с законом. То есть и блокировку снять, и при этом удержаться в рамках действующего законодательства. Тогда социум не репрессирует жестко, не посадит в тюрьму.
* Instаgram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России.
Автор: Алексей Тукмаков
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru