У всякого мастера городского пейзажа — своя набережная. Своё понимание её символизма и эстетики, её «удельного веса» в пространстве композиции.
Несчастная стихия, заключённая в гранитные оковы? Или драгоценная красота природы, ставшая ещё прекраснее в архитектурной оправе?
Пространство шумных торжищ или тихое пристанище влюблённых парочек? Место действия мрачных мистерий Достоевского или подиум для весёлого венецианского карнавала; самостоятельная героиня картины или банальный пролог к любимой живописцами всех времён и народов теме моста?
Для одних художников набережная — вечная «Золушка», героиня второго плана, повод изобразить пёстрое столпотворение праздношатающихся горожан — и не более. Для других — вместилище сложной драматургии, скрытый конфликт естественного и рукотворного, аллегория вечно текущего времени и бесплодных попыток людей сдержать его ход...
Словом, сегодня мы приглашаем Вас, уважаемый читатель, полюбоваться чудесными городскими пейзажами
В которых немалое место отведено тем самым набережным. И, быть может, узнать о них чуточку больше.
Своим появлением на свет поджанр «quais» (что в переводе означает «пристани», «пирсы» или «набережные») обязан французским мастерам позапрошлого столетия, обожавшим изображать берега живописной Сены.
Но вот занятный факт: одним из «пионеров» quais стал англичанин! Именно «Вид на Мост искусств с набережной Лувр» кисти Ричарда Паркинса Бонингтона стал первым (и во многом — определяющим стиль) прообразом будущих «сугубо французских» пейзажей.
Увидеть набережную Орсе с того же ракурса, что вдохновил художника Йохана Йонгкинда на написание знаменитого «Вида с набережной Орсе», уже не представляется возможным. Ибо сегодня ровно на этом самом месте высится стена музея Орсе, украшенная работами импрессионистов. А два века назад здесь располагалась оживлённая пристань, обеспечивавшая всевозможными товарами изрядную часть Парижа.
Первоочередной задачей Пьера Огюста Ренуара было изобразить Парижский мост искусств. Первый полностью металлический мост французской столицы. И всё же чудесный вид на набережную стал значимой частью композиции его шедевра.
Набережная Пон-Мари вдохновила художников Станислава Лепина и Жана- Батиста Армана Гийомена на написание очень разных по стилю и настроению полотен с разницей в десяток лет. Занимательная «стереоскопия», не правда ли? Более наглядной иллюстрации наступления эпохи импрессионизма трудно отыскать.
Пасмурно, прохладно, пуантилистично. Когда-то это полотно считалось безнадёжно утраченным. Сегодня данный вид на набережную Клиши —неоспоримая классика неоимпрессионизма.
И снова перед нами работа кисти Йонгкинда Бартольда Йонгкинда. Как видите, над Нотр-Дамм всё ещё нет шпиля, а в полотнах голландского предтечи импрессионизма всё ещё многовато влияния Камиля Коро. Первый появится, а второе исчезнет примерно через десять лет. Почти одновременно. Что символично. Жаль, что набережная Сены понадобилась мастеру скорее в качестве «взлётной полосы» для зрительского взгляда, нежели в роли самостоятельной героини полотна...
А вот, собственно, и пресловутый шпиль. Высится тёмной махиной в ясном небе. Радуют глаз мелкие детали набережной Турнель, которым Жан-Франсуа Раффаэлли уделил особое внимание.
Фасад прославленного собора доминирует над видом набережной Сен-Мишель. Геометрически. Зато сама оживлённая и многолюдная набережная играет на этом полотне «первую скрипку» с точки зрения сюжетного и эмоционального наполнения.
«Набережная Малаки» — одна из последних картин великого Писсарро. Свет, цвет, целостность настроения... Пожалуй, комментарии тут излишни.
Автор: Лёля Городная