Найти в Дзене

Почему чернеет моторное масло?

Оглавление
Тёмно-бурый - нормальный цвет отработки из бензинового мотора.
Тёмно-бурый - нормальный цвет отработки из бензинового мотора.

Яркий, прозрачный зелёный или медовый цвет моторного масла во время работы в двигателе постепенно темнеет и порой со временем доходит до угольно-чёрного. О том, как по цвету капли диагностировать состояние мотора и необходимость скорого ТО, мы уже недавно рассказывали. Сейчас же поговорим о причинах потемнения.

Естественный процесс

В двигателе внутреннего сгорания в процессе работы происходит большое число физических и химических процессов, причём многие из них – под влиянием экстремальных условий. Шутка ли? Механизм, в котором каждый рабочий ход – это взрыв!

После поворота ключа в замке зажигания масло начинает циркулировать в двигателе, смазывая и охлаждая трущиеся элементы, растворяя и убирая отложения с поверхностей деталей, собирая их в себя вместе продуктами износа, чтобы затем оставить грязь в фильтре. Поэтому постепенное потемнение масла в ходе эксплуатации автомобиля – совершенно естественный процесс. Оно как раз и подтверждает то, что моющие присадки в моторном масле работают как надо. Более того. Если спустя несколько тысяч километров масло в цвете и прозрачности не поменялось – это повод для беспокойства. Отсутствие таких изменений указывает на недостаток моющих и диспергирующих свойств смазочного материала. То есть загрязнения, образующиеся в процессе работы мотора, не удаляются в фильтр и откладываются на поверхностях деталей там, где они и образовались. А это уже чревато целой причинно-следственной цепочкой неполадок, приводящих двигатель к безвременной кончине.

Обратите внимание на цвет фильтрующего элемента. Это его нормальное состояние при смене - ведь вся грязь должна оставаться именно в нём.
Обратите внимание на цвет фильтрующего элемента. Это его нормальное состояние при смене - ведь вся грязь должна оставаться именно в нём.

Откуда берётся грязь в чистом изначально двигателе? Она образуется в результате неполного сгорания топлива, взаимодействия масла с этими продуктами, деструкции самого смазочного материала под воздействием температур и давления и т.д. На процесс отложения осадков влияет также качество моторного масла, температура контактирующих с ним деталей, конструкционные особенности двигателя и условия эксплуатации.

Классификация грязи

Выделяют три основных типа отложений: нагар, лаки и шламы.

Нагар – твердые углеродистые вещества, откладывающиеся в камере сгорания. К отложению нагара могут приводить отклонения от регламентированного температурного режима работы двигателя, неправильное смесеобразование и т.д. Почти все виды нештатного режима горения топлива (детонационное сгорание, калильное воспламенение и прочие) сопровождаются тем или иным образованием нагара. В любом случае он оказывает негативное влияние на работу и долговечность двигателя.

Лаки – продукт полимеризации масла в тонкой пленке на горячих поверхностях деталей. Первым делом образуется на элементах цилиндропоршневой группы двигателя, в основном на юбке поршня. Но встречается и в головке блока. Хуже всего, когда лак образуется в зоне поршневых колец. Здесь его образование приводит к их закоксовыванию и в дальнейшем к залеганию в канавках. От этого снижается компрессия, падает мощность, резко возрастает угар. А прорыв газов ещё быстрее добивает масло. Кроме того, отложение лака на поршнях ухудшает их теплоотвод, способствует локальному перегреву и даже способно провоцировать абразивный износ цилиндров.

Шламы – смолистая смесь продуктов окисления масла, неполного сгорания топлива и воды. Накопление клейкой грязи усугубляется в режиме коротких поездок, когда мотор не успевает выйти на свой нормальный температурный режим.

Эндоскоп показывает, что мотор пора бы и помыть...
Эндоскоп показывает, что мотор пора бы и помыть...

Особенности CUPPER

Моторные масла CUPPER обладают высокими моющими свойствами за счет химических свойств используемых в их функциональном пакете солей меди. Поэтому они эффективно удаляют моторные загрязнения самого разного происхождения, причём из самых труднодоступных мест. Разумеется, при этом само масло темнеет со временем, причём в двигателе с большой историей оно будет темнеть быстрее, чем большинство масел других производителей. Дело в том, что старые отложения в моторе обычно многослойны. На металлических деталях вперемешку лежат лаки, шламы, продукты деструкции масла, неполного сгорания топлива и износа, попавшие извне и возникшие в результате трения деталей абразивные частицы... Поэтому отмываются они долго. Так что не удивительно, что после перевода двигателя с пробегом на CUPPER возможно раннее потемнение масла на протяжении нескольких замен. Так проявляются его моющие свойства. Что в связи с этим делать? Следить за скоростью потемнения, пользуясь нашим капельным тестом, и менять масло на более коротких интервалах, пока оно не отмоет основной запас старой грязи. А если потемнение наступает очень рано - стоит воспользоваться промывочным маслом CUPPER Flushoil Ultra. О тонкостях его применения мы уже рассказывали отдельно в нашем подробном гиде по продукции.

Держите двигатель в чистоте и не забывайте ставить палец вверх! А ещё рекомендуйте наш канал и подписывайтесь, если ещё не подписались.