Капельный тест – очень простое, наглядное и достоверное исследование состояния мотора и масла в нём. По расплывшейся масляной точке можно определить, насколько уже пора провести ТО силового агрегата, оценить попадание посторонних технических жидкостей в маслосистему, обнаружить на ранней стадии признаки критического износа и заранее предугадать возможные проблемы в скором будущем.
Как правильно провести капельный тест и как расшифровать его результаты?
Ставим кляксу
Этот тест проводится на полностью прогретом до рабочей температуры двигателе после пробега не менее 3 км летом и 10 км зимой. Выключив мотор, нужно подождать 10-15 минут, затем вынуть щуп и капнуть с него маслом на горизонтально лежащий лист офисной бумаги с высоты 5 см.
Всё. Теперь просто оставьте лист в покое на сутки. Дайте капле растечься, впитаться и подсохнуть. На следующий день можно приступать к толкованию полученной картины.
Читаем с листа
Высохшая капля масла образует на бумаге четыре визуальные зоны: две внутренние всегда и две внешние – только при наличии посторонних жидкостей.
Центральный круг – самая тёмная зона в капле. Она показывает загрязнение двигателя сажей, пылью, грязью и металлическими частицами. Чем окраска интенсивнее – тем грязнее в моторе. По цвету и блеску можно определить степень загрязнения и даже увидеть следы износа металлических деталей.
Второй от центра круг показывает состояние самого моторного масла. По мере его старения в двигателе этот круг становится темнее. В бензиновых моторах градация идёт от жёлтого к тёмно-бурому. В дизелях – от светло-серого к сине-чёрному. В обоих случаях откровенная чернота – сигнал к скорейшей замене.
Тонкий зигзагообразный контур по внешней границе второго круга указывает на наличие воды в масле. Попадает она туда двумя путями – осаждаясь в виде конденсата в моторе или просачиваясь из системы охлаждения. В любом случае появление этой тонкой, но яркой линии – повод для внимательной проверки.
Внешнее полупрозрачное кольцо, лучше всего заметное на просвет, говорит либо о попадании топлива, что плохо, либо о наличии эстеров в базовой смеси синтетического масла, что хорошо. О наличии эстеров в залитом масле можно совершенно точно узнать на сайте его производителя. У CUPPER они входят в состав базы для всей линейки моторных масел NS-Line и многих других продуктов. На листке с капельной пробой намётанный глаз тоже отличит эстеры от бензина: первые дают обычно более широкий и размытый ореол. Но если вы уверены, что эстерам в вашем масле взяться неоткуда, а ореол очень широк - это повод срочно разбираться с состоянием топливной аппаратуры и делать срочное ТО.
Двигатель внутреннего сгорания – это живой механизм, все происходящие в нём процессы лучше оценивать в динамике. Поэтому, чтобы внимательно следить за состоянием мотора, мы рекомендуем проводить капельный тест регулярно, сравнивая капли, взятые с интервалами в 1000 -1500 км.
Наш специальный шаблон для капельного теста можно скачать здесь. А обратиться за помощью с расшифровкой кляксы из мотора вы можете к специалистам CUPPER в телеграм-чате "Гараж CUPPER".
Как всегда, не забываем ставить палец вверх, рекомендовать наш канал друзьям и подписываться, если вы ещё этого не сделали! Дальше будет ещё интереснее.