74,2K подписчиков

Авто-Намедни 1991: премьера Мерседеса в СССР, новый ВАЗ-21099, самый большой Белаз и т.д.

18K прочитали
Porsche 911
Porsche 911

Первый “шестисотый” Мерседес в СССР, самый большой Белаз в истории, ВАЗ-21099 - самая дефицитная и престижная отечественная новинка. Чтобы вы думали объединяет эти темы? Речь про 1991 год в истории нашей страны!

Сегодня мы поговорим про автомобили, которые стали частью времени! И временах, которые запомнились благодаря автомобилям. А начнем ностальгировать с того самого первого постсоветского года новой России! Впрочем, в начале 91-го СССР еще существовал и даже выпускал новинки автопрома.

ВАЗ-21099 - САМЫЙ ЖЕЛАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ.

ВАЗ-21099
ВАЗ-21099

Главным событием в отечественном автопроме в 91-ом был запуск в серию седана ВАЗ-21099! Хэтчбек ВАЗ-2108 к тому моменту выпускается уже 7 лет, но никогда не выглядел так солидно.

Поначалу довесок в виде выпирающего багажника выглядит чужеродной деталью, но к этому быстро привыкают и на какое-то время седан становится не просто самой престижной Ладой, а самым престижным отечественным автомобилем.

Купить 99-ую практически невозможно, для этого нужны связи и блат.

ВАЗ-21099
ВАЗ-21099

При этом ни одна из 99-ых не похожа одна на другую: все дело в том что форма новой решетки радиатора седана меняется от партии к партии из-за нестабильного качества пластмассы.

У одних машин она оплывает и принимает угрюмый вид, у других деформируется в другую сторону и как бы улыбается владельцу. У третьих оказывается неокрашенной или перекошенной как на этой машине.

ВАЗ-21099
ВАЗ-21099

Но самое главное отличие здесь, конечно багажник! У 99-ой он становится одновременно и больше и меньше. Да, оказывается, такое бывает! С одной стороны вместе с длиной автомобиля увеличивается глубина багажника, с другой его крышка ограничивает высоту груза.

ВАЗ-21099
ВАЗ-21099

Водители замечают в салоне 99-ой удобный плафон освещения в передней части салона и дополнительные дефлекторы вентиляции для обдува боковых окон. На приборной панели есть тахометр и даже лампочка, сообщающая, что одна из дверей открыта. Правда она зачастую не работает.

Вскоре ателье Металлик-кватро из Тольятти выпускает и самый интересный тюнинг 99-ой. Это седан с полным приводом под названием “Виктория”. В конструкцию Лады добавляют элементы трансмиссии от полноприводного Volkswagen Golf Syncro, усиленную подвеску и декоративные украшения.

ВАЗ-21099
ВАЗ-21099

Получается дорого и необычно, так что спросом автомобиль не пользуется и теперь известен только знатокам. Что-то подобное в линейке Лады появится лишь через двадцать лет - на конвейер встанет Лада Веста Кросс с внедорожным обвесом.

Между тем ВАЗ-21099 в доработанном виде продержится на конвейере аж до 2012 года. То есть производство займет 21 год. Так долго не выпускались даже седаны ГАЗ-21 и 24 Волга. Но давайте вернемся к другим событиям 1991 года.

ПРЕМЬЕРА МЕРСЕДЕСА S-КЛАССА В СССР

МЕРСЕДЕС S-КЛАССА В СССР
МЕРСЕДЕС S-КЛАССА В СССР

В том же году на дорогах еще СССР появляется одна из главных мировых новинок: новый Мерседес S-Класса в кузове W140. Буквально через месяц после дебюта на Женевском автосалоне седан показывают на стенде московской выставки Автосервис-91 и это становится настоящей сенсацией.

А ведь этому автомобилю суждено стать одним из символов девяностых годов в России: его будут называть рубль сорок, кабан, превозносить и боятся, делать героем анекдотов про новых русских. Впрочем, лучше всего его будут знать под именем шестисотый. Хотя индекс 600 имели только самые дорогие 12-цилиндровые версии.

МЕРСЕДЕС S-КЛАССА В СССР
МЕРСЕДЕС S-КЛАССА В СССР

Пытаясь сделать лучший автомобиль в мире немцы разрабатывают новый S-Класс целых десять лет и 9 миллионов рабочих часов - по нынешним меркам необыкновенно долго. А задержки и ошибки приводят к колоссальным убыткам и увольнению главного конструктора.

Тем не менее Magnum opus от Мерседес становится настоящим событием и новым чудом света. Новый S-Класс поражает множеством инноваций от двойного остекления до доводчиков дверей, которые у нас на сленге начнут называть “присосками”.

МЕРСЕДЕС S-КЛАССА В СССР
МЕРСЕДЕС S-КЛАССА В СССР

А еще возможностью оснащения любого седана телефоном и даже факсом. Это при том, что первый мобильный оператор в России появится только в следующем 1992 году.

А еще S-Класс самый безопасный автомобиль в мире! Управлять седаном помогает противобуксовочная система и антиблокировочная система тормозов. Даже в базовой версии у водителя и переднего пассажира есть подушки безопасности.

МЕРСЕДЕС S-КЛАССА В СССР
МЕРСЕДЕС S-КЛАССА В СССР

Самые дорогие машины бронированные - они стоят в несколько раз дороже обычного S-класса. Покушения в своих бронированных шестисотых благополучно переживут и российский олигарх Борис Березовский и президент Грузии Эдуарда Шеварднадзе.

Для понимания анекдот тех лет: вечерний выпуск новостей сообщает: на Садовом кольце столкнулись 600-й "Мерседес" олигарха и шестисотый уголовного авторитета. Виновной признана "девятка" сотрудников ГАИ, прибывших на место происшествия.

МЕРСЕДЕС S-КЛАССА В СССР
МЕРСЕДЕС S-КЛАССА В СССР

На исходе девяностых модель успеет попасть в президентский гараж особого назначения, засветится в трагической аварии Принцессы Дианы и наконец уйти на покой в статусе легенды. Следующий S-Класс после кабана будут считать пресным и ненадежным.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БЕЛАЗ В ИСТОРИИ

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БЕЛАЗ В ИСТОРИИ
САМЫЙ БОЛЬШОЙ БЕЛАЗ В ИСТОРИИ

На Белазе построен самый большой карьерный самосвал! Длина 15 метров - длиннее рейсового Икаруса. Ширина 8 метров - шире дачного дома! Новая модель 75501 имеет грузоподъемностью 280 тонн, что на сто тонн больше, чем у других серийных сверхтяжелых белазов.

Создавая огромного монстра, инженеры упираются в неожиданную проблему: для самосвала просто нет подходящих шин. При этом создавать для него уникальные покрышки экономически нецелесообразно.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БЕЛАЗ В ИСТОРИИ
САМЫЙ БОЛЬШОЙ БЕЛАЗ В ИСТОРИИ

Инженеры выходят из ситуации оригинальным образом: чтобы выдержать огромную массу передние колеса делают сдвоенными. А поворот самосвала теперь обеспечивается за счет шарнирно-сочленной рамы, когда передний и задний мост находятся на двух разных тележках, а гидравлика посередине может поворачивать их относительно друг-друга.

Таким же образом реализован поворот у советского трактора К-700 Кировец или современных вездеходов КАМАЗ Арктика. При этом каждое колесо Белаза крутило отдельное электрическое мотор-колесо - 12-цилиндровый турбодизель только вырабатывает для них энергию.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БЕЛАЗ В ИСТОРИИ
САМЫЙ БОЛЬШОЙ БЕЛАЗ В ИСТОРИИ

Тестовый Белаз 75501 собирается весной 1991 года и обещает быть первым в целой серии гигантских машин. Его в разобранном виде отправляют на испытания в Нерюнгринский угольный разрез, где уже работает западная техника вроде самосвалов Каматцу!

Впрочем после развала СССР строить следующий 75501 никто не спешит, а единственный опытный экземпляр гиганта в конце-концов ломается и отправляется на металлолом. А ведь мог собой украсить любой музей.

АНГЛИЙСКИЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ДЖИП ВМЕСТО УАЗА

АНГЛИЙСКИЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ДЖИП
АНГЛИЙСКИЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ДЖИП

Между тем рядовые советские автолюбители страдают от однообразия отечественных машин, которые выпускаются десятилетиями.

Чтобы не строить огромный завод по производству какой-нибудь новой модели, некая ассоциация компаний Автокам придумывает наладить отверточную сборку западного внедорожника. И всё это опять же за считанные месяцы до краха СССР!

Британская FSV International Ltd как раз производит такой автомобиль! Для своего внедорожника Rickman Ranger британцы выпускают только собственный стеклопластиковый кузов на сварной оцинкованной раме, а вот агрегаты и прочие детали просто заимствуют у моделей Ford и Peugeot.

АНГЛИЙСКИЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ДЖИП
АНГЛИЙСКИЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ДЖИП

Наладить такое сборочное производство на советском предприятии в теории проще простого, тем более Автокам планирует привлечь к этому бывших работников КАМАЗа. А выпуск композитного кузова с рамой должны освоить в рамках конверсии оборонные заводы-участники ассоциации.

Кузов для советских автолюбителей выглядит особенно многообещающе! Стеклопластик не подвержен коррозии и не имеет лакокрасочного покрытия - ему сразу придают нужный цвет в процессе производства.

АНГЛИЙСКИЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ДЖИП
АНГЛИЙСКИЙ ПЛАСТИКОВЫЙ ДЖИП

Впрочем даже первый десяток английских сборочных наборов приходится собирать, что называется, на глазок — производитель не кладет в комплект инструкции. Сами машины тоже на практике оказываются безобразного качества. Плюс проблем добавляет путч 1991 года!

У Автокам возникают проблемы с валютой, начинаются конфликты между партнерами, переносы производства и попытки заменить импортные детали отечественными.

Первый “шестисотый” Мерседес в СССР, самый большой Белаз в истории, ВАЗ-21099 - самая дефицитная и престижная отечественная новинка. Чтобы вы думали объединяет эти темы?-18

Финальной точкой проекта стали хлынувшие в новую Россию подержанные автомобили из Европы - для них еще не существует огромных заградительных пошлин. За все время удается выпустить около сотни Рейнджеров, последний из которых собрали в 1999 году.

ФИАТ ПАНДА - НОВЫЙ НАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ СССР

ФИАТ ПАНДА
ФИАТ ПАНДА

А еще 1991 год запомнился очень неожиданными заголовками в пресс СССР: как вам такое - Фиат Панда - новый советский автомобиль! Нет, я по ошибке не выпил таблетки деда! Спустя 21 год после появления в Тольятти отечественной копии Fiat 124 идет подготовка к выпуску другой фиатовской модели.

Вообще история начинается с идеи построить еще один советский автозавод на базе тракторного производства в Елабуге. А вместе с ним должно быть построено еще пятнадцать заводов поставщиков.

ФИАТ ПАНДА
ФИАТ ПАНДА

Так советские промышленники в отчаянии начинают искать западного партнера, способного помочь наладить производство новой модели. И самый близкий из них, конечно, Фиат! Итальянцы даже готовы помочь, но предлагают советской стороне модель Фиат Панда.

И хоть Панда нарисована великим дизайнером Джорджетто Джуджаро, выпускается она уже с 1980 года! Это по сути самый спартанский и утилитарный итальянский автомобиль - металлическая коробка, где даже стекла сделаны плоскими, а моторы имеют объем меньше литра.

ФИАТ ПАНДА
ФИАТ ПАНДА

Впрочем, даже в самой Италии Панда остается бестселлером - Фиат продает по три сотни тысяч машин в год даже спустя 10 лет производства. Запустить завод итальянцы тоже готовы в самые кратчайшие сроки и в советской печати уже горят страсти, нужен ли автолюбителям СССР удачный, но устаревший автомобиль! Будет ли он лучше Оки?

При этом итальянцы с опаской смотрят на сложную экономическую и политическую ситуацию в СССР и требуют гарантий! Проект заходит тупик, а уже осенью 1991 года страна переключается на совсем другие проблемы.

ФИАТ ПАНДА
ФИАТ ПАНДА

Фиат Панда - не становится новым советским автомобилем, потому что и самого СССР больше не существует. Но появляется государство Россия и наступает новый 1992 год, который насыщен множеством невероятных событий. Хотите почитать и о нем? Пишите в комментариях!