Конструкция подшипников качения состоит из двух колец, тел качения (шариков или роликов) и сепаратора (некоторые типы подшипников могут быть без него), отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего их на равном расстоянии и направляющего движение.
По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности внешнего кольца (на торцевых поверхностях колец упорных подшипников качения) расположены желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся шарики.
Устройство радиального шарикоподшипника
В некоторых узлах механизмов и машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жёсткости применяют совмещённые опоры: дорожки качения в этом случае выполняют непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали.
Существуют подшипники качения, изготовленные без сепаратора. Такие подшипники имеют большое число тел качения и большую грузоподъёмность. Однако предельные скорости вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.
Закрытые подшипники качения (имеющие защитные крышки) практически не требуют обслуживания (замены смазки), открытые — чувствительны к попаданию инородных тел, что может привести к быстрому разрушению подшипника и выходу механического оборудования из строя.
Для повышения надежности подшипников скольжения, без изменения их конструкции, применяют заземляющие кольца. Они предотвращают любые электроискровые разряды в подшипниках, установленных на электродвигателях с питанием от частотного регулятора.