Маски страха: лжец
Мы лжем, потому что говорить правду страшно или стыдно. Уверены: правда ничего хорошего не принесет, а ложь делает нас круче или лучше: уж как кому хочется.
Однажды ехала в междугороднем автобусе. На остановке подсел мужчина. Обычный мужчина. Одет тоже обычно – то есть простой пассажир с обычной историей. Сначала мы ехали молча, а потом разговорились. Он пару слов сказал о жене и детях, а потом его понесло… Сперва он воодушевленно стал рассказывать про трехэтажную дачу, которую построил с тестем. Дача была просто шикарная со множеством спален, большим камином, бассейном. Рассказывает, а сам на меня посматривает: верю или нет. Поскольку возражений с моей стороны не последовало, он воодушевился и стал рассказывать о том, какую замечательную квартиру они с женой планируют купить в Москве. Да не где-нибудь в Котельниках, а у самого кольца, на Киевской. И всего-то осталось, что дождаться хозяев завершить сделку. Я снова не стала возражать, хотя меня уже стал разбирать смех, но я сдержалась. Уж больно увлекательно и со всеми подробностями рассказывал обо всем мой попутчик.
Кажется, при чем тут страх, когда человек просто хотел похвастаться, что у него крутая жизнь. Но страх, что его сочтут слабаком и «не мужиком», который не умеет зарабатывать, заставил его врать незнакомой женщине. Хочется же выглядеть круто, ну хотя бы в глазах попутчицы! Но страшно быть хуже, значит, надо быть лучше. Ну пусть хоть кто-то его оценит! Тогда беззащитность не чувствуется, тогда ты что-то значишь в этом мире.
«Мама, я тебя боюсь»
Дети порой любят лгать. У некоторых даже наступает период лжи, как период полового созревания. Они хотят выглядеть лучше в глазах одноклассников и учителей, а также защитить себя от гнева родителей.
Вечер. Тринадцатилетний подросток звонить матери и говорит, что он придет чуть позже, потому что собралась веселая компания, и друзья еще не идут домой.
– Вы где? Спрашивает обеспокоенная мать.
– Да тут мы, у Сереги во дворе. Буду в одиннадцать
В одиннадцать подростка не было, в двенадцать тоже. Обеспокоенная мать уже собиралась звонить матери Сергея, когда подросток, мокрый и грязный, наконец, пришел домой.
Одного взгляда на него было достаточно, чтобы понять, что он попал в какую-то передрягу. Мам и бабушка набросились на него вместе!
– Посмотри сколько времени! – кричит мать.
– А ну правду говори, где был! – вторит бабушка.
– Ну, на даче у Пашки.
– Где? – взвизгивает мать, – Это вы в такую даль ездили, а ты даже ничего не сказал!
– Как ты можешь родной матери врать? – кипятится бабушка. – Глаза твои бесстыжие! Почему грязный такой? Где лазили? Надо же, на дачу они поехали, а он ничего нам не сказал!
Подросток пробормотал что-то невразумительное и отправился к себе, оставляя маму и бабушку с их негодованием и возмущением.
Спрашивается, может ли подросток сказать правду, на что за ней последует скандал или наказание. Лучше уж соврать! Так он сможет делать что захочет. Как сказать правду, если знаешь, что тебя никуда не пустят и тебе придется вместо вечера с друзьями проводить вечер в обществе мамы и бабушки?
Родителей можно понять. Они беспокоятся о ребенке и боятся за него. Но дети хотят быть самостоятельнее, взрослее, независимее и начинают лгать, стараясь, быть такими. Немногие могут выстроить доверительные отношения с детьми, и дети лгут.
Какие страхи заставляют лгать детей:
· страх наказания (Разбил вазу – лишаешься планшета на три дня);
· страх стыда и осуждения (Отчим насилует девочку подростка, а она молчит, потому что стыдно сказать. Обычно дети говорят о таких вещах, когда становятся взрослыми);
· страх за друзей и близких (Ребенок знает, что папа будет бить маму, если она уходила из дома без его ведома. «Мама сегодня никуда не ходила. Мы мультики смотрели»)
· страх быть хуже других («Мы в этом году на Мальдивы поедем, а не в Турцию там какую то» - заявляет ребенок, семья которого может себе позволить только отдых в Анапе);
· страх не получить желаемое («Нам в школе сказали, что это обязательно нужно для концерта» – заявляет девочка которой понравилось дорогое платье);
· страх нарушения личных границ и вмешательства в личную жизнь.
Ложь – не лучшее проявление человеческой натуры. Если дети лгут постоянно, то это может привести в дальнейшем к их социальной десоциализации. Им будет трудно налаживать отношения со сверстниками и партнерами, потому что страх, заставляющий их врать, постепенно станет подтачивать их отношения и разрушать их.
«Говорить правду легко и приятно»
Никогда не умела лгать, по порой считала необходимым, для того чтобы избежать неприятностей и себя защитить. Но больше всего обижалась, когда говорила правду, а мне не верили, особенно родители.
Однажды у них пропала небольшая сумма денег.
– Ты взяла? Признавайся.
Я даже возмутилась. Как они вообще могли обо мне такое подумать? Не знаю, поверили ли мне тогда родители или нет, но больше вопросов с их стороны не было. Меня учили с детства говорить правду и не брать чужого. Поэтому, когда я лгала, всегда чувствовала себя дискомфортно.
Лгала в случае, чтобы не показаться «плохой» или «неумехой» когда мне угрожала опасность (по моему мнению), или чтобы не обидеть человека. Но даже эти мелочи всегда меня напрягали, и я чувствовала себя не в своей тарелке.
Да, говорить правду и в самом деле легко, потому что не надо напрягаться и заморачиваться, стараться запомнить свою версию происходящего, и все мелкие детали. Приятно говорить правду, потому что не надо натягивать на себя маску, кривляться, пытаясь под кого-то подстроиться делать вид, что принимаешь чужую точку зрения. Говоришь – и как сбрасываешь с себя груз.
«Почему опоздал»? – спрашивает начальник. «Проспал» – отвечает подчиненный. Все легко и просто. Почему не сказать правду? С работы не уволят, только отругают, в худшем случае. Ну так за любое опоздание могут отругать. Коллеги будут смеяться? А они что не могут проспать? Сказать правду лучше, чем оправдываться или сочинять замысловатую историю о том, как долго стоял в пробке.
Когда-то мне было стыдно сказать, что я опоздала по неуважительной причине. Чего боялась? Насмешек и еще того, что меня будут считать плохой или непутевой.
Но еще сильнее был страх чего-то не знать, если знать «положено». Быть некомпетентной мне казалось очень стыдно. Было страшно, что меня будут считать ограниченным и глупым человеком. От это страха меня излечил мой коллега. «Не знаю, не в курсе» - он говорил часто, в том числе, отвечая начальству. И его уважали, уважали за правду, тем более, что он был хорошим специалистом, и быстро находил необходимую информацию.
Говорить правду совсем не означает «рубить правду-матку», за которой чаще всего стоит агрессия и неудовлетворенность жизнью. Обвинять в чем-то другого человека, выискивая его недостатки, совсем не значит быть правдивым. Таких правдолюбов не любят, и есть за что. Правде течет спокойно и величественно как река.
Скорая помощь: что делать, когда приходится врать?
Если вы, как считаете вынуждены врать, то за ложью точно стоит страх Взрослые врут в основном по тем же причинам, что и дети. Мы стараемся избежать лишних конфликтов, боимся быть «плохими» и стараемся выглядеть лучше, богаче, успешнее, умнее, быть принятыми в обществе.
Ложь не сделает нас ни лучше ни умнее. Мы останемся такими как есть, со своими комплексами и недостатками. Если все устраивает, и вы комфортно себя чувствуете со своей толикой лжи, оставайтесь в этом коконе. Возможно, вы так чувствуете себя защищеннее, но имейте смелость сказать правду хотя бы сами себе. Хотя и это порой непросто. Слишком мы привыкли жить под масками и опираться на чужое мнение.
Пол Экман. Почему дети лгут.