Невозможно успешно иметь дело со старыми автомобилями, если не умеешь ждать. Это касается и коллекционеров, и небогатых энтузиастов, и даже бизнеса по разбору и запчастям. Первые ждут очереди к лучшему реставратору и той самой редкой детали на аукционе, без которой «проект» не поедет на выставку. Вторые – денег, времени и удачного «донора», чтобы растянувшееся на долгие восстановление завершилось хоть чем-то. А третьи – то есть мы – ждут покупателей, чтобы распродать контейнер и на вырученные деньги заказать новый.
Но груз контрактных запчастей, который приходит к нам из Японии, ликвиден максимум наполовину. Это значит, что вторая половина поставки оседает на полках склада, в строчках учётных таблиц и каталоге сайта в ожидании своих покупателей. То есть людей, которым однажды понадобится какая-нибудь крышка очечника, блок кнопок или комплект тормозных трубок. Это неизбежно случится, потому что, согласно нашей 10-летней статистике, рано или поздно продаётся всё. Кроме лючков бензобака.
Но реализация многих позиций может занять годы. И всё это время детали будут копиться на складе и отнимать время и внимание наших менеджеров. А ещё – подъедать рекламный трафик, с помощью которого мы доносим до покупателей, что у нас есть нужные им запчасти. Не проще ли утилизировать эти горы клавиш, панелек и прочих болтов и гаек, если они не продались, например, за полгода? Зачем ждать?
Если нашей целью была лишь прибыль, то мы бы и на расстояние светового года не подошли к старым машинам, а торговали бы собачьими поводками на маркетплейсах. Но вся команда разборки любит машины и в меру своих возможностей переживает за оборот редких автомобильных деталей на этой планете. Поэтому подход «Легенды» состоит в том, чтобы ничего не выбрасывать и предлагать даже всякие низколиквидные мелочи. Пусть даже иногда это выходит в небольшой минус.
Ведь я сам знаю как велика радость от нахождения какой-то панельки или трубки, отсутствие которой долгое время омрачало радость от владения красивым янгтаймером. Конечно, проще утилизировать горстку кнопок, которые залежались полгода, но каково будет менеджеру «Легенды» услышать по телефону запрос от клиента, что ему очень нужна именно такая панель, которая был выброшена месяц назад?
Поэтому мы храним такие позиции, а когда их становится критически много – просто объединяем в кучки без подробного описания каждой, но с возможностью для клиента приехать, покопаться и выбрать. Возможно, специально за кнопкой, где пиктограмма сохранилась немного получше, поедут немногие. Но когда эти люди заглянут за кулаками и рычагами, то найдут в этих горстках деталей что-то, что позволит освежить интерьер и сделать любимый автомобиль ещё лучше. На складе «Легенды» есть шанс обнаружить вообще всё что угодно – не ленитесь спросить, если видите по другим объявлениям, что нужная модель была когда-то разобрана и привезена.
Мы давно занимается разбором и лучше всех знаем, что это бизнес в долгую. Это как трейдинг (быстро купил-продал, обернул средства) и инвестирование, когда купил и ждёшь, ждёшь, ждёшь подходящего момента, чтобы реализовать актив. Разбор похож на сочетание первого и второго, но со значительной долей долгосрочной инвестиционной стратегии. Даже в финансах именно инвестирование – более вознаграждающее на длинной дистанции занятие, чем суета в погоне за быстрой прибылью.
Мы обладаем дзеном ожидания и планирования, и это помогает спокойно смотреть на затоваривание мелочами. Конечно, сиденья, моторы с коробками, редукторы, кулаки и рулевые рейки на старых машинах заканчиваются регулярно, поэтому такие детали у нас расходятся быстро. Но многое другое – эпизодически. И всё равно в месяц своих покупателей находят от 30 до 50 мелких позиций стоимостью до 1000 рублей. Вот только угадать скачки спроса сложно.
Влияют на него и внешние факторы: например, на особо редкие модели автомобилей спрос зависит и от того, что привезли или не привезли другие, конкурирующие разборки: в какой-то момент даже три предложения от разных компаний – это больше, чем нужно рынку. В следующий раз на основе этого опыта уже ни одна из них не привезёт эту деталь, а кому-то из автовладельцев она срочно понадобится. Мы не подвержены таким колебаниям ассортимента, и если что-то однажды залежалось – скорее всего, привезём такую же деталь и в следующий раз, когда все конкуренты от неё откажутся.
Плюс рынок цикличен в своих взлётах и падениях. Сейчас объективный спад – реставрировать машины в последние годы стало очень дорого, и этим занимается мало людей. Поэтому всё больше деталей застревает на складах. Но однажды синусоида активности в этой сфере снова пойдёт вверх, и тогда салонное зеркало винтажного Ягуара, блок реле старого Мерседеса и прикуриватель Кадиллака вдохнут новую жизнь в чьи-то автомобили-проекты.
Но безотходная разборка – это всё равно миф. Во-первых, мы изначально комплектуем контейнер так, чтобы отсекать заведомый неликвид. Он остаётся в Японии и утилизируется по всем правилам. Во-вторых, есть те самые лючки бензобака – места не занимают, поэтому зачастую всё равно приезжают на склад. Но из раза в раз убеждаемся, что они не продаются.
Многие залежавшиеся, либо совсем мелкие, либо относящиеся к праворульным салонам европейских моделей позиции мы просто отдаём бесплатно – например, на эксперименты или ради мелких частей в составе большой детали. Наконец, мы утилизируем кнопочки и панельки с большинства относительно свежих машин, возрастом 10-15 лет. Потому что многолетняя практика показала, что эти элементы в них не изнашиваются – их время наступит ещё очень нескоро.
Грань между нужным и ненужным, конечно, тонка. Некоторые позиции даже вообразить сложно кому могут пригодиться – например, динамики для Subaru Impreza WRX STI 2009 года. Но однажды приедет человек, который купил заколхоженную «эстиайку» с подиумами в дверях и захотел привести всё в аккуратный сток. Он будет рад этой находке, потому что она и только она позволит привести автомобиль в аутентичный вид.
Нам действительно важно, чтобы автомобильные энтузиасты имели максимальный доступ к ассортименту, поэтому процессы сортировки и хранения деталей в «Легенде» выстроены с учётом этого приоритета. Сегодня вы приобретёте чехол кулисы, а завтра приедете за колёсами или мотором. А мы и дальше будем заполнять самыми разнообразными деталями всё новые и новые контейнеры из Японии, чтобы этот круговорот полезных деталей не прерывался.