Социальный фонд России, созданный ранее путем объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, закончил 2023 год с рекордным дефицитом - почти 0,6 трлн рублей. Если точнее - 593,4 млрд рублей. Это следует из материалов об исполнении бюджета СФР, с которыми ознакомились СМИ.
Для сравнения, в 2022 году в этом фонде наблюдался профицит 1,1 трлн рублей.
Немного цифр. Расходы СФР в 2023 году составили 13,86 трлн руб., что на 2,3% больше, чем прописано в законе о бюджете. Также на 1,2% возросли траты на пенсионное обеспечение, из которых 9,05 трлн составили страховые пенсии. По направлению «Охрана семьи и детства» расходы возросли на 6,7%, почти до 2 трлн руб., а на материнский капитал расходы, в сравнении с планом, снизились на 17% — до 455,5 млрд руб., но оказались на 19% выше показателя 2022 года.
При этом в 2023 году число пенсионеров, по отношению к 2022 году снизилось на 700 тыс человек или на 1,7%, составив 41,1 млн человек. А число получателей пенсии по старости сократилось еще сильнее - на 885,8 тыс человек.
Что мы тут видим? Пенсионеров и получателей соцвыплат становится меньше, а расходов на их содержание больше. Настолько больше, что они даже не укладываются в план (хотя в таких структурах нарушение плана расходов - очень нежелательная практика).
О чем это говорит? Что денег на содержание пенсионеров и всевозможных получателей пособий, льготников у государства становится все меньше. Нехватка средств в СФР финансируется дополнительными бюджетными трансфертами, в т.ч. это теоретически должно осуществляться за счет средств Фонда Национального Благосостояния (сейчас уже мало кто вспомнит, что он создавался именно для этих целей, но по факту используется для чего угодно, только не по прямому назначению).
Стоит напомнить, что на конец 2023 года ликвидная часть ФНБ снизилась до 5 трлн рублей, то есть, на финансирование дефицита СФР потребовалось бы 12% от ее остатка.
Когда государству не хватает денег на содержание пенсионеров, оно проводит пенсионную реформу, сокращая еще сильнее число получателей выплат. К слову, и старая реформа еще не до конца провела все преобразования.
В прошлый раз максимальный дефицит бюджета пенсионного тогда еще фонда был зафиксирован в 2015 году 543,7 млрд рублей. Тогда бюджет ПФР всегда был дефицитным, этот дефицит постепенно наростал. И в 2018 году была проведена пенсионная реформа, после чего бюджет вернулся к профицитному состоянию, в 2022 году даже этот профицит оказался рекордным - 1,1 трлн рублей.
Пока в Минтруда, заранее предвкушая появление вопросов на этот счет, говорят, что ничего страшного с дефицитом нет, это просто так "неудачно" распределили часть федеральных трансфертов: в 2022 году они создали профицит, а в 2023 дефицит, в целом же все хорошо и реального дефицита нет. Но кто знает... Об этом можно будет судить по результатам следующих лет.
Если сейчас опять начнется хронический дефицит бюджета СФР, с учетом того, что средств ФНБ немного, и расходуются они теперь на более приоритетные для государства нужды (конкретно - в 2022 и 2023 годах на покрытие дефицита федерального бюджета, который образовывается за счет сильно растущих расходов), можно предположить, что в недалеком будущем последует новая пенсионная реформа. Тем более, что государство сейчас уже не гнушается непопулярными мерами (рост налогов для граждан, например, ну и то, о чем вы подумали).
Также отмечу, что на недостаточность уже принятых мер по сокращению числа пенсионеров (назовем это так, ведь по факту в этом и есть суть проведенной реформы) неоднократно указывали аналитики и даже ученые экономисты. Например в РАНХиГС об этом делали большие научные доклады в 2022 и 2023 годах:
Так что, я не удивлюсь тому, если в скором времени начнутся разговоры о том, что параметры пенсионной реформы надо бы "донастроить", чтобы "обеспечить социальную справедливость" или что-то в этом духе.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.