ПРОДОЛЖЕНИЕ; начало здесь
14 МАЯ: в Голландии вышедшие к Роттердаму немцы в 10.30 предложили голландцам сдаться в течение 2-х часов, угрожая в противном случае сровнять город с землей. Голландцы протянули с ответом до 13.20, но все же согласились на капитуляцию. Однако их неторопливость имела тяжелые последствия: 50 Не-111 из KG-54 сбросили на Роттердам свой бомбовый груз, полностью разрушив центр города и убив около 900 человек. Впоследствии немцы утверждали, что причиной бомбардировки была плохая связь и невнимательность экипажей, не заметивших сигнала отбоя атаки; однако сами голландцы считают, что бомбежка была проведена преднамеренно по прямому приказу Германа Геринга. Это драма стала последней в обороне Голландии – 15 мая страна капитулировала перед немцами.
Наиболее ожесточенные воздушные бои в тот день разворачивались в небе Франции. Танковые дивизии германской группы армий «А» продолжали форсировать реку Маас - переправа на другой берег открывала им возможность стремительным броском по равнинам Пикардии выйти к побережью Ла-Манша, разрезать французскую армию и окружить ее значительную часть в районе Дюнкерка. У Динана и Седана реку преодолевали три танковых корпуса генералов Гота, Гудериана, Рейнгарда и Моторизованный Корпус генерала Виттерсгейма. Для того, чтобы остановить эти силы, союзники бросили против немецких переправ почти все свои наличные авиасилы. На рассвете 10 «Бэттлов» успешно атаковали только что наведенные саперами переправы у Седана - без потерь со своей стороны они потопили 4 понтона. Однако немцы смогли быстро устранить повреждения, и на левый берег Мааcа хлынули танки и мотопехота.
В 7.00 утра к переправам одна за другой стали подходить группы английских и французских самолетов, однако теперь им приходилось буквально продираться сквозь мощный зенитный огонь и плотные заслоны немецких истребителей. Из 170 бомбардировщиков и 150 истребителей, брошенных против переправ в первой половине дня, было уничтожено более 100 без каких либо успехов со стороны союзников. По воспоминанию участника тех атак: «когда мы были над мостами, мне казалось, что я гляжу прямо в глаза смерти, которая находится у самых стекол нашей кабины»...
Лишь во второй половине дня дело сдвинулось с места. В 15.00 очередной группе из 16 «Бленхеймов» под прикрытием 27 французских истребителей все же удалось прорваться к переправе и отбомбиться по ней. И хотя два «Спаниеля» были сбиты зенитками, а еще два - Мессершмиттами II/JG-2 (один из них стал первой жертвой будущего известного аса Эриха Рудорффера), самолеты этой группы накрыли бомбами один из мостов, потопив 3 понтона.
Чтобы облегчить прорыв бомбардировщиков к переправам, между 15.00 и 16.00 на позиции зенитной артиллерии обрушились штурмовики Бреге-693 из GBА-18; их атаку прикрыли истребители, сковавшие боем Мессершмитты I/JG-27. Благодаря подавлению этими штурмовиками немецких зениток, следовавшим за ними 63 «Бэттлам» удалось градом фугасок полностью уничтожить две переправы. Но вовремя подоспевшие Мессершмитты II/JG-27 отомстили союзникам за успех, атаковав выходившие из бомбежки «Бэттлы». Британцы шли растянувшимся строем и не имели огневого взаимодействия. В результате началось чудовищное избиение: из 63 «Бэттлов» сгорело 43!
Последними уже в сумерках над мостами появились 28 «Бленхеймов» 2-й авиагруппы в сопровождении эскадрильи «Харрикейнов». Их перехватили 12 Мессершмиттов из JG-53 - в результате боя британцы лишились еще 7 бомбардировщиков и 4 истребителей.
Там же над Седаном сражавшиеся второй день пилоты Девуатинов-520 из GC.I/3 довели свой общий счет до 10 официальных побед, уничтожив 6 немецких самолетов, среди которых оказались 2 Bf-109 и 2 Bf-110. Но в схватке и французы потеряли 2 истребителя: это были первые Девуатины-520, погибшие в бою. Одну из «стодесяток» сбил сержант Мишель Мадо; это была первая победа из его последующих 7 подтвержденных и 3 вероятных побед.
Несмотря на потерю двух мостов и повреждение еще шести, успех этого дня сопутствовал немцам: только в районе Седана, где переправлялся 19-й танковый корпус Гудериана, зенитки и истребители уничтожили около 150 союзнических самолетов! К вечеру 14 мая от некоторых эскадрилий «Бэттлов» остались лишь штабные документы; были почти полностью уничтожены обе группы Бомбардировочного Командования (в 82, 107 и 139-й эскадрильях осталось по 1 «Бленхейму», в «менее пострадавшей» 110-й эскадрилье – 6). В восстановленной было к 13 мая 114-й эскадрилье вновь не осталось ни одного самолета: за 4 дня боев эта часть потеряла 2 полных штатных состава - 42 «Бленхейма»!
День 14 мая летчики Люфтваффе назвали «Днем Истребителей» - за 14 мая Bf-109 3-го Люфтфлотте совершили 814 самолето-вылетов в район Седана, уничтожив при этом 89 самолетов союзников! Только истребители JG-53 сбили в тот день 43 вражеских самолета. Командир 1/JG-53 обер-лейтенант Ганс-Карл Майер (3 победы + 8 побед в Испании) заявил за 14 мая сбитыми 5 самолетов: командир III/JG-53 гауптман Вернер Мёльдерс одержал в тех боях свою 10-ю воздушную победу. Общие потери за день составили: у Союзников – около 200 самолетов (из них только 17 сбиты зенитками); у немцев – 35 самолетов (хотя только французские летчики-истребители заявили в тот день о 46 победах).
Лишь с наступлением темноты командование Королевских ВВС смогло организовать доукомплектование частей летным составом и техникой, но компенсировать потери в короткий срок было просто невозможно. Таких потерь Королевские ВВС еще никогда не несли - основные силы английской авиации во Франции были просто уничтожены. Премьер-министр Франции Поль Рейно сообщил в Лондон Черчиллю, что союзники разбиты и «Битва за Седан» проиграна. А уже через несколько дней германские танки вышли к Ла-Маншу...
15 МАЯ: Утром сражение под Седаном разгорелось с новой силой. Чтобы сбить немцев с захваченных плацдармов, союзники организовали «бомбардировочный конвейер». Но теперь их целями стали не мосты, а районы сосредоточения танков и мотопехоты. Учтя полученный накануне урок, союзники действовали только с истребительным прикрытием. Если же сопровождение не удавалось организовать, то бомбили исключительно с бреющего полета. Именно так отработали в 11.00 по танкам в районе Динана 12 «Бленхеймов» 21-й эскадрильи, без потерь вернувшиеся с удачной бомбежки. Однако в тот же день 6 «Бленхеймов» 110-й эскадрильи, вылетевшие в район плацдармов под прикрытием 9 MS-406 из GC.III/7, были уничтожены в полном составе вместе с 5-ю Моранами - огнем истребителей Мессершмитт-109. В этих боях гауптман Гюнтер Лютцов из I/JG-3 сбил свой 5-й самолет, который стал 50-й победой его Группе.
К исходу дня немецкие танковые части у Седана нанесли удар в стык 2-й и 9-й французских армий и расчленили стратегический фронт союзников. Результат боев 13-15 мая у Седана по существу определил исход всей кампании - в 100-километровый прорыв французского фронта широким потоком хлынули немецкие танки и мотопехота, стремившиеся разрезать напополам все силы союзников...
16 МАЯ: после капитуляции Голландии оставшаяся без противника немецкая эскадра JG-26 была переброшена на французское направление, увеличив количество истребителей Bf.109 в небе Франции. А вот авиация Союзников ввиду огромных потерь за предыдущие дни особой активности не проявляла: в воздух смогли подняться лишь несколько небольших групп. Тем не менее, 16 мая француз Андрэ Легран из GC.II/5 (4 победы в «Смешной войне») добился титула аса, «завалив» немецкого разведчика Не.126. Кроме него отличился в тот день и британец Джеффри Эллард из базировавшегося на Францию 85-го FS RAF, заявивший свою 10-ю подтвержденную победу (всего за 6 дней – с 10 по 16 мая!).
17 МАЯ: германские войска заняли Брюссель – столицу Бельгии. К этому дню понесшие огромные потери британские истребительные части почти полностью лишились боеспособности: из 13-ти находившихся во Франции эскадрилий «Харрикейнов» еще могли сражаться всего 3 эскадрильи! При этом пополнений из Англии не поступало: командование RAF сочло, что опасно посылать за рубеж остававшиеся в резерве части - во Франции и так уже находилось 40% личного состава британских ВВС…
Тем не менее, британцы еще старались атаковать: 12 «Бленхеймов» 82-й эскадрильи под прикрытием 8 «Харрикейнов» попытались проштурмовать наступающие немецкие войска в районе Геблокса; но у Сент-Квентина их атаковали со стороны солнца Мессершмитты-109 из I/JG-3. В ожесточенном бою погибли 11 «спаниелей» и 6 «Харрикейнов»; из бомбардировщиков лишь экипаж сержанта Морисона сумел дотянуть до базы на полностью изрешеченной машине...
Французская авиация 17 мая пополнилась прибывшей на линию фронта истребительной группой GC.I/145, формировавшейся с февраля 1940 из польских летчиков, не пожелавших смириться с капитуляцией Польши. Эти пилоты имели боевой опыт; но, тем не менее, их часть боевой ценности не представляла: ведь группа располагала… всего тремя самолетами! И хотя к 21 мая ее численность довели до 22 машин, это положения не улучшило: полякам выделяли истребители «Кодрон» CR.714 – ненадежные самолеты, у которых постоянно отказывали двигатели, механизмы уборки шасси, клинило изменение шага винтов и т.д. и т.п. Совершить на этих машинах безаварийный боевой вылет уже было событием. Когда же поляки выразили по этому поводу претензию министру авиации Франции, тот запретил полеты на CR.714, но вот самолетов другого типа полякам так и не выделили…
И в этот же день 17 мая французы «перевели в штурмовики» свои ночные истребители Потэ-631. Четыре ночных истребительных эскадрильи этих двухмоторных самолетов, выделенных для обороны Парижа, за неделю войны не принесли никакой пользы. Из-за отсутствия оборудования для поиска целей в темноте они не смогли выполнить ни одного успешного перехвата (впрочем, немцы бомбить Париж и не собирались). Поэтому 17 мая эти авиачасти было решено использовать в роли штурмовиков. И сразу же 24 «бывших ночника» Потэ-631 были брошены на штурмовку механизированных частей немцев. В первой же атаке два из них погибли от огня зениток, а четыре подбитых совершили аварийные посадки из-за повреждений…
18 МАЯ: немцы завершили разгром 9-й французской армии; ее командующий попал в плен. В этот день президент Франции Рейно ввел в состав правительства на должность вице-председателя совета министров 83-летнего маршала Ф. Петэна, специально для этого отозванного с должности посла в Испании. Петэн был известным командующим еще во время 1-й Мировой войны, однако отличался крайне реакционными политическими взглядами и поддерживал связи с французскими фашистами, которые даже прочили его на роль диктатора - это назначение только усилило в правительстве позиции пораженцев...
В этот день немцы усилили наступающие части группы армий «А» свежими резервами из состава групп армий «В» и «С». Сформированная из подкреплений танковая группа генерала Гота двинулась на Аррас, а танковая группа Клейста при поддержке авиации начала наступление на Абевиль.
В воздухе в тот день отличились французские летчики. Около 14.30 девятка «Хоков» из GC.I/5 под командой капитана Аккара атаковала 20 бомбардировщиков Не.111 из КG-55, заходивших на бомбежку станцию Фисме, где высаживались с поезда французские подкрепления. Воспользовавшись тем, что рядом с Хейнкелями не было истребительного прикрытия, «Хоки» рассеяли их строй, заставив побросать бомбы неприцельно, а затем толпой сбили 6 бомбардировщиков. Но в разгар этой бойни подоспели запоздавшие Мессершмитты, и истребителями и бортстрелками Хейнкелей у французов были сбиты 4 «Хока», а еще 4 получили повреждения разной тяжести. После той схватки две победы над Не.111 командование записало сержанту Франсуа Морелю (9-я и 10-я победы), а по три (все победы – групповые) лейтенанту Эдмону Марен Ля Меле (довел счет до 10 побед), лейтенанту Жан-Мари Рею (довел счет до 9 побед) и чеху Алоису Васятко (с двумя сбитыми накануне Bf.109 его счет достиг 5 побед, и он стал считаться асом). Правда, Марен Ля Меле в той схватке был сбит; но он сумел совершить вынужденную посадку, и остался жив. Хуже пришлось другим сбитым: Жан-Мари Рей получил тяжелое ранение и больше в боевых действиях не участвовал, а Франсуа Морель смог покинуть свой пылающий «Хок» с парашютом, но через несколько минут после приземления скончался от ран. Этот летчик, имевший 1 победу в «Смешной войне», всего за неделю участия в боях по защите Франции одержал еще 9 подтвержденных и 3 вероятных воздушных победы.
А девятка Н-75А из «соседней» GC.II/5 под командованием ветерана 1-й Мировой войны Марселя Анатоля Ходжеса атаковала возвращавшийся из разведки одиночный Не.111; но Хейнкель спасли от уничтожения восемь пролетавших мимо Мессершмиттов-109 из 8/JG-52 обер-лейтенанта Лотара Эрлиха, бросившиеся на помощь своему разведчику. В завязавшейся «собачьей свалке» француз су-лейтенант Руч и шеф-сержант чех Отто Ханзличек сбили Bf-109 обер-фельдфебеля Вальтера, который сумел посадить избитую машину на брюхо у Бад-Крейсбаха. Спасая Вальтера, лейтенант Ралль обстрелял «Хок» Ханзличека, и чех был вынужден выпрыгнуть из пылающей машины на парашюте. Однако тут же и Bf-109 Ралля был обстрелян су-лейтенантом Тремолем. Ралль на поврежденном самолете дотянул до немецкой территории и совершил аварийную посадку у Верзлена. Так одержал свою первую победу будущий ас №3 Люфтваффе – к концу войны на счету Ралля будет числиться 275 побед.
Другим успехом французских летчиков в тот день стала победа над командиром 7/JG-53 обер-лейтенантом Вольфом-Дитрихом Вильке, имевшем на счету четыре сбитых самолета; его Мессершмитт отправили на землю Кертис «Хоки» из GC.I/3. Вильке успел покинуть падающий самолет и спастись на парашюте, но приземлиться ему пришлось на французской территории, и немец попал в плен. Вернуться в Люфтваффе он смог после капитуляции Франции (к моменту гибели в 1944 г. Вильке одержит 161 победу).
В тот же день открыли свой победный счет два будущих известных британских аса. В схватке с немецкими истребителями Bf.110 новый командир 87-й британской эскадрильи «Харрикейнов» Ян Глид уничтожил 2 своих первых Мессершмитта (впоследствии Глид станет асом с 13 победами). А пилот 32-й эскадрильи Питер Бразерс сбил неподалеку от Камбрэ свой первый Мессершмитт-109. Бразерс закончит войну со счетом 16 личных побед.
19 МАЯ: активность союзнической авиации из-за огромных потерь предыдущих дней постепенно шла на спад; в этот день более агрессивно, чем французы, действовали британцы. Пилот 85-го FS RAF Манфред Чернин 19 мая уничтожил на своем «Харрикейне» 2 бомбардировщика Do-17 и 1 Не-111. А южноафриканец на британской службе Альберт Льюис из 85-го FS RAF «Харрикейнов» за этот день сбил над Францией 5 немецких самолетов!
Всего за 10 дней боев (с 10 по 19 мая включительно) французские истребители заявили 266 побед; из них 130 бомбардировщиков, 13 пикировщиков, 89 истребителей и 31 разведчик (цифр признанных немцами их реальных потерь за эти дни я не нашел). Французские потери за эту декаду составили 156 истребителей (из них 82 MS-406, 30 MB-152, 30 H-75, 11 D-520, 3 P-631).
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (01). Первый день – он самый тяжелый
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (02). Остановить наступление немцев любой ценой
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (04). Бои над Дюнкерком
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (05). Агония французской авиации
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (06). Финал
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.