ПРОДОЛЖЕНИЕ; начало здесь
11 МАЯ: Истребительная авиация Бельгии в этот день полностью перестала существовать – немцы добили все еще способные подняться в воздух бельгийские истребители. Также утром этого дня германские бомбардировщики Do-17 из II/KG-2 завершили разгром британской 114-й бомбардировочной эскадрильи, полностью превратив в обломки все стоявшие на земле жалкие остатки уцелевших с предыдущего дня «Бленхеймов». Покончившие с сопровождением десантных «Тетушек Ю» истребители JG-27 начали «свободную охоту» западнее Маастрихта, и в схватках этого дня первые свои победы одержали будущие асы Африканского корпуса Людвиг Францискет (впоследствии 43 победы), Герхард Хомут (63 победы) и Карл-Вильгельм Редлих (39 побед).
В этот же день 4 победы подряд (3 «Гладиатора» и 1 MS-406) одержал гауптман Вильгельм Балтазар из I/JG-1 (уже имел 7 побед в Испании). Добился победы в тот день и командир Jаfu-2, ветеран 1-й Мировой войны, оберст Тео Остеркамп (32 победы в 1917-1918 гг.). В условиях почти нулевой видимости и низкой облачности 47-летний «старичок» атаковал снизу идущий на высоте всего 200 метров голландский двухмоторный истребитель Фоккер G-1а, и уничтожил его огнем практически в упор. Падавший голландец пронесся так близко к Bf-109 Остеркампа, что опалил его своим пламенем!
В похожей ситуации оказался и пилот французского истребителя MS-406 из GC.III/6 Пьер Ле Глон (2 победы в «смешной войне»). Он буквально в упор расстрелял бомбардировщик Не-111 - с такой малой дистанции, что масло из распоротых баков Хейнкеля захлестнуло его Моран, полностью залив весь фонарь кабины. Ле Глону пришлось возвращаться на аэродром «вслепую», и сажать истребитель, высунувшись из открытой кабины...
11 мая после уничтожения бомбардировщика Не.111 наконец-то был признан асом самый результативный французский пилот-истребитель «смешной войны» Эдуард Сале из GC.II/5, одержавший до начала «Битвы за Францию» 4 подтвержденных и 1 вероятную победы. Вплотную приблизился к титулу аса и Камиль Плюбо из GC.II/4, заявивший в тот день об уничтожении Bf.109 и Не.111. Однако командование посчитало Хейнкель только «вероятно сбитым», и не записало Плюбо эту 5-ю победу. Лишь через 4 дня, 15 мая, сбитый Плюбо очередной Bf.109 окажется официально засчитан ему 5-й подтвержденной победой, и летчик будет признан асом…
Первые свои победы одержали 11 мая, «завалив» по Не.111, будущие асы Эдуард Ле Ниже (впоследствии 12 побед), и Луи Дельфино из GC.II/9 (в будущем 7 побед в «Битве за Францию», + 1 британский «Веллингтон» в 1942, + 7 побед в составе ВВС СССР в 1944-1945, где он командовал полком «Нормандия-Неман»).
В стремлении уничтожить два моста через Маас севернее Маастрихта, по которым переправлялись танки 16-го танкового корпуса генерала Гёпнера, налеты на них в течение дня пытались совершать базировавшиеся на французских аэродромах британские бомбардировщики «Бэттл» и «Бленхейм». Однако эти атаки результата не принесли – слишком плотный зенитный огнь с земли не позволял англичанам даже приблизиться к мостам…
Западнее Льежа на захваченный немцами аэродром Бирсет перебазировались Ju-87 из StG-77 и IV(St)/LG-1; но их тут же обстреляли тяжелые орудия видневшегося на горизонте форта Флемале. Тогда командир IV(St)/LG-1 гауптман Петер Кегль поднял в воздух свои Юнкерсы, и они с пикирования нанесли бомбовый удар по форту. Это повторялось несколько дней: форт обстреливал аэродром, а германские пикировщики, взлетая под падающими снарядами, бомбили форт, пока 17 мая окруженный со всех сторон форт Флемале не капитулировал…
12 МАЯ: в воздушном бою над Голландией 3 истребителя Мессершмитт-109 атаковали одиночный голландский истребитель Фоккер D.XXI, лейтенанта Яна Роотса. Его самолет тут же был так изрешечен, что Роотс решил спасаться из подбитой машины. Сбросив фонарь кабины, чтобы выпрыгнуть с парашютом, голландец вдруг обнаружил, что отлетевший за хвост фонарь ударил по винту одного из Мессершмиттов и начисто срезал ему все лопасти! «Мессер» камнем рухнул вниз, а его товарищи от неожиданности шарахнулись в разные стороны. Этого мгновения оказалось достаточно, чтобы голландский истребитель успел метнуться от преследователей в облака. Окрыленный «победой» Роотс попытался посадить свой поврежденный самолет на аэродром, однако при заходе на посадку его по ошибке обстреляла голландская зенитная батарея. То, что не удалось противнику, удалось своим: Фоккер был сбит, и Роотсу пришлось-таки спасаться на парашюте...
5 французских истребителей Кертис «Хок» Н-75 из GC.I/5 атаковали летевшую без истребительного прикрытия группу Ju-87 и разогнали ее, заявив после боя об уничтожении 16 «Штук». По три Юнкерса в той схватке были засчитаны Доминику Пензени, (всего в 1940 одержит 9 побед) и Эдмону Марен Ля Меле (до конца 1940 поднимет счет побед до 16).
В тот день британское командование приказало своим летчикам любой ценой разрушить переправы через Маас севернее Маастрихта, атаки на которые в предыдущий день успеха не принесли. И эти переправы были атакованы тремя волнами из 8 эскадрилий (всего 95 бомбардировщиков «Бэттл» и «Бленхейм»); при этом зенитным огнем и истребителями JG-51 было уничтожено 45 британских самолетов. Первой погибла группа из пяти бомбардировщиков Фейри «Бэттл» 12-й эскадрильи, которую возглавлял флаинг-офицер Дональд Гарланд (на цель «Бэттлы» выводил штурман его самолета сержант Томас Грей). Сквозь мощный заградительный зенитный огонь «Бэттлы» решительно пошли в атаку. Ведущий Гарланд был подбит первым, но с курса не свернул. Пилот направил свой пылающий самолет в один из мостов, собираясь его таранить, о чем передал по радио остальным. Правда, таран не удался - новые попадания заставили развалившуюся машину рухнуть, не дойдя до цели. А вслед за ней на земле оказались и остальные «Бэттлы» - лишь один из уничтоженной зенитчиками группы смог дотянуть на изрешеченном «в сито» бомбардировщике назад до своей базы… За мужество, проявленное при выполнении боевого задания, Дональд Эдвард Гарланд и его штурман Томас Грей были посмертно награждены высшей военной наградой Великобритании - Крестами Виктории. Третий член экипажа самолета (стрелок-радист Рейнольдс) не был награжден, поскольку «не влиял на принятие решений».
Подобная участь досталась и многим атакующим самолетам других волн. Однако гибель почти полусотни британских бомбардировщиков не была напрасной – англичанам удалось-таки разрушить своими бомбами мосты севернее Маастрихта, остановив переправу через Маас танков 16-го танкового корпуса. Это на два дня задержало наступление немцев на данном участке.
Пока зенитки уничтожали бомбер за бомбером, в небе то и дело вспыхивали схватки между «Харрикейнами» и Мессершмиттами. И в боях этого дня две свои первые воздушные победы одержал адъютант штаба JG-27 гауптман Адольф Галланд. Этот летчик был ветераном боев в Испании и Польше, но опыт имел исключительно штурмовой: до этого Галланд боролся с наземными войсками на штурмовике-биплане Hs-123, и перевелся в истребительную авиацию буквально накануне начала «Битвы за Францию». К тому же Галланд видел практически только одним глазом (второй ослеп от повреждения зрачка, но летчику удалось обмануть медкомиссию, и остаться в строю). Тем не менее, несмотря на недостаточное зрение, Галланд первым обнаружил западнее Льежа «Харрикейны» 87-го FS RAF, и бросился в атаку впереди своего звена. В нетерпении он открыл огонь слишком рано, еще с дальней дистанции. Однако первая же его очередь поразила машину сержанта Фрэнка Хауэлла, которому пришлось спасаться на парашюте. Остальные «Харрикейны» попытались развернуться и уйти, но Галланд успел сбить самолет канадца Джека Кемпбелла (пилот погиб). Это были первые из будущих 104 побед Галланда (все на Западном фронте), который закончит войну генералом авиации. Одновременно с Галландом в той схватке его ведомый лейтенант Густав Рёдель (впоследствии 98 побед) «завалил» еще одного «Харрикейна».
Прикрывая над франко-бельгийской границей действия 4-й танковой дивизии, так же свою первую воздушную победу одержал летавший на двухмоторном Bf-110 лейтенант Ганс-Иоахим Ябс из 6/ZG-76 (уничтожил истребитель Н-75). Впоследствии Ябс станет одним из лучших асов тяжелых двухмоторных истребителей и одержит 50 побед (22 днем и 28 ночью).
В этот день вступили в бой летчики 3-го Люфтфлотте, располагавшегося южнее района основного прорыва. Командир 6/JG-53 обер-лейтенант Хайнц Бретнютц (4 победы + 2 в Испании; до гибели в 1941 – 37 побед) сбил французский самолет Поте-63, а лейтенант Гюнтер Ралль из 8/JG-52 открыл свой счет уничтожением истребителя Н-75 (впоследствии Ралль станет третьим по результативности асом Люфтваффе).
У французов в тот день первые свои победы одержали будущие асы Альбер Петитьен-Роже (сбил Не.111, а всего на его счету появятся 12 побед) и уничтоживший Ju.87 Альбер Литольф (в «Битве за Францию» одержит 6 побед, затем 4 в Африке в 1941, и 4 в СССР в составе эскадрильи «Нормандия»).
Вечером у Тонжерена немецкую колонну атаковали 11 штурмовиков Br.693 из GBA.I/54; это был их первый в войне боевой вылет. Мощным зенитным огнем с земли были сбиты 7 французских штурмовиков, еще 2 совершили из-за повреждений вынужденные посадки (причем один из штурмовиков разбился). На аэродром вернулись только 2 машины, но одна из них из-за повреждений была списана. Так в первом же вылете перестала существовать целая эскадрилья…
13 МАЯ: танковые дивизии германской группы армий «А» прошли считавшиеся французами непроходимыми для танков Арденны и с ходу стали форсировать реку Маас в районе Седана. Их прикрывали самолеты 3-го Люфтфлота - пикировщики Ju-87 подавляли французскую оборону и уничтожали немногочисленные резервы союзников, пытавшиеся выдвинуться к месту прорыва. В течение пяти часов пилоты StG-77 совершили в район Седана более 200 боевых вылетов; их атаки под оглушительный вой сирен, установленных на «Штуках», практически деморализовали французские войска.
В этот день – всего на третьи сутки боевых действий! - полностью перестали существовать ВВС Голландии. Последние голландские самолеты сбил обер-лейтенант Карл Эббигхаузен из 4/JG-26: возле Дордрехта он уничтожил бомбардировщик Фоккер Т-V и два сопровождавших его двухмоторных истребителя Фоккер G-1а… Расправившись с голландской авиацией, летчики JG-26 принялись уничтожать англичан. Мессершмитты из 5/JG-26 в тот же день «завалили» 6 «Дифайнтов» из 264-го BS RAF и 1 «Спитфайр» из 66-го FS RAF. При этом у немцев был сбит лейтенант Карл Боррис, который спасся на парашюте и несколько дней выбирался с территории противника к своим войскам (к концу войны одержит 43 победы). Командир 1/JG-20 (вскоре переименованной в 7/JG-51) обер-лейтенант Вальтер Эзау (8 побед в Испании) открыл свой боевой счет в этой войне уничтожением французского самолета (до гибели в 1944 одержит 125 побед).
В тот день сопротивление немцам от понесших за 10-12 мая значительные потери французских истребителей было довольно слабым: поредевшие эскадрильи вести бои с превосходящими силами немцев почти не могли, а пополнения техникой из тыла не поступали. Лишь «Хоки» GC1/5 утром в районе Седана попытались отразить налет немецких бомбардировщиков, но усилиями 9 машин им удалось сбить лишь 2 Не.111 из KG-55, да в схватке с истребителями произошел обмен «1 на 1»: были сбиты «Хок» и Bf.109. Этого «Мессера» «завалил» Эдмон Марэн Ля Меле, добившийся тем титула аса – победа стала его 5-й по счету…
А после полудня французские истребители провели еще один бой. Немецкие бомбардировщики Do-17Z из I/KG-76 оберст-лейтенанта (подполковника) Людвига Шульца с высоты 1.000 м бомбили железнодорожную станцию, и им на перехват взлетела шестерка MS-406 из GC.II/2 под командой майора Бертрана. Дальше сведения в источниках разнятся. В одних говорится, что французы попытались атаковать бомберы, но попали под удар истребителей сопровождения Bf-110 из II/ZG-76; в других – что это «стодесятки» подверглись внезапному нападению Моранов, «забывших» о бомбардировщиках. Но как бы то ни было, завязалась «собачья свалка», в результате которой все MS-406 были сбиты (погибли 3 летчика); но и французы доложили об уничтожении 6 Bf-110. Правда, немцы утверждали, что вернулись на базу без потерь. В этой схватке вторую свою победу одержал будущий известный ас Bf-110 Ганс-Иоахим Ябс.
Пилот 501-й британской эскадрильи сержант Джеймс «Джинджер» Лейси при запуске двигателя «Харрикейна» замешкался, и в результате отстал от своего звена. В одиночестве барражируя в районе Седана, Лейси обнаружил Не-111, шедший под охраной Bf.109. Британец в пикировании обстрелял Мессершмитт, но промахнулся. Однако его атака была столь стремительна, что немец даже не заметил противника. И Лейси вновь зашел в атаку; сбил зазевавшегося «109-го», а потом длинной очередью (сближаясь с 200 до 18 метров) отрезал ливнем пуль Хейнкелю крыло. После возвращения Лейси его докладу никто не поверил, но вскоре в эскадрилью пришло подтверждение победы «Джинджера» от французских артиллеристов, видевших бой. Так начал свой счет побед один из лучших асов Великобритании (к концу войны 29 личных + 1 групповая победы).
В этот день на бельгийской границе вступила в бой группа GC.I/3, только что закончившая перевооружение на новейший истребитель Девуатин D.520. В первом же вылете пилоты Девуатинов сбили 3 разведчика Hs-126 и бомбардировщик Не-111 без потерь со своей стороны (правда, немцы потери трех разведчиков не признали).
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (01). Первый день – он самый тяжелый
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (03). Бои при прорыве немцев у Седана
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (04). Бои над Дюнкерком
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (05). Агония французской авиации
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (06). Финал
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.