ПРОДОЛЖЕНИЕ; начало здесь
1 ИЮНЯ в районе Дюнкерка продолжались упорные воздушные бои. Там Мессершмитты из JG-27 уничтожили 2 бомбардировщика «Веллингтон», и 6 «Спитфайров»; один из «Спитов» сбил адъютант эскадры гауптман Галланд (11-я победа). А один «Веллингтон» стал первой добычей будущего скандально известного аса фельдфебеля Заваллиша (до гибели в 1942 ему записали 36 побед; но сколько их было в реальности – неизвестно: в Африке Заваллиш входил в звено «асов», уличенных в приписке себе побед, просто стреляя в песок пустыни)…
В тех же схватках над Дюнкерком первую свою воздушную победу над Мессершмиттом одержал летавший на «Спитфайре» пилот 222-го FS RAF Даглас Бэйдер - британский летчик, воевавший без ног, которые он потерял в авиакатастрофе еще в 1931 г. (подробную статью о нем я публиковал здесь: Асы 2МВ: «Пинок фюреру»).
В тот день над Дюнкерком оказалась группа из девяти французских МВ.152, залетевшая сюда, сопровождая авиаразведчика. Он разыскивал немецкие артиллерийские батареи, обстреливавшие пляж, забитый ожидавшими эвакуации в Англию французскими солдатами. Завидев воздушный бой над портом (британские истребители пытались отразить атаки Ju.88, бомбивших с пикирования корабли и суда в порту), французы бросились в свалку, атаковав… англичан! Французы приняли британские «Харрикейны» и «Спитфайры» за немецкие Мессершмитты, и «заступились» за Юнкерсов. Англичанам же под французским огнем не оставалось ничего другого, как отбиваться. В результате, пока французы и британцы воевали друг с другом, Ju.88 отбомбились и ушли без потерь со своей стороны…
Завершивший окружение группировки противника у Дюнкерка Вермахт начал наступление в южном направлении, и часть Люфтваффе занялась его воздушной поддержкой. Отражая действия немцев, из строя выбыл один из лучших французских асов Жан-Мари Аккар из GC.I/5 (12 подтвержденных и 4 вероятных победы). В схватке с Хейнкелями Не.111 из KG-53 его «Хок» был сбит огнем немецкого бортстрелка. Пули разнесли вдребезги остекление кабины, изранив осколками лицо летчика, а одна пуля застряла в черепе Аккара. Раненный француз выбросился из падающего истребителя с парашютом, но ударившись о хвостовое оперение, в довесок сломал себе еще руку и ногу. Эти ранения отправили летчика на больничную койку, и больше в боях Аккар не участвовал. А со сбившим Аккара Хейнкелем расправился другой ас GC.1/5 – чех Франтишек Перина, одержавший в тот день свою последнюю победу в Битве за Францию (всего он имел 11 подтвержденных и 2 вероятные победы; а в 1942 сбил еще и 1 FW.190).
Но если Франция потеряла 1 июня одного аса, то обрела другого: Дени Потьен из GC.II/7 одержал в тот день у города Марсель пятую победу, сбив бомбардировщик Не.111 (всего к окончанию битвы на его счету будет 6 подтвержденных и 1 вероятная победы). Его группа GC.II/7 только что прибыла на фронт и вновь приступила к боевым действиям, после того, как в середине мая понесла серьезные потери. Теперь же она сменила MS-406 на новейшие Девуатины-520, мало уступавшие по своим качествам немецким Мессершмиттам…
А в Арденнах, при штурмовке с воздуха французских наземных войск у Бельваля от зенитного огня погиб лейтенант Пауль Гутброд из II/JG-52 - тот самый кавалер Железного Креста за первую для немцев воздушную победу на французском фронте 8 сентября 1939 г.
2 ИЮНЯ над Дюнкерком эскадрилья 3/JG-27 уничтожила 4 британских истребителя; из них 2 «Спитфайра» сбил командир этой штаффель Герхард Хомут (довел свой счет до 6 побед). А у Марселя пилот GC.II/7 Тони Папин Лабазордье сбил бомбардировщик Не.111, ставший его последней победой в Битве за Францию (всего одержал 7 подтвержденных и 2 вероятные победы).
Но вообще борьба французской авиации с Люфтваффе становилась все менее эффективной. Так, в тот день истребители MS.406 из GC.I/2 преследовали несколько Не.111 на протяжении 80 км, потеряли один истребитель, но так и не смогли уничтожить ни одного бомбардировщика. Всего за этот день французы сбили только 2 самолета, потеряв 3 своих…
3 ИЮНЯ Люфтваффе провели операцию «Паула» - 300 бомбардировщиков нанесли массированный бомбовый удар по аэродромам и другим военным объектам вокруг Парижа, лишив ВВС Франции тылового обеспечения. Бомбардировке подверглась так же и сама столица Франции. Французы «проспали» нападение – их истребители взлетели уже вдогонку уходящему противнику. Германские истребители прикрытия не только не дали группе GC.II/5 прорваться к бомбардировщикам, но и вообще отбили у ее летчиков охоту во второй раз подниматься в этот день в воздух. Несколько успешнее действовала группа GC.I/5; правда, она тоже не смогла прорваться к бомбардировщикам, но в схватке с истребителями ее летчикам удалось сбить 4 Мессершмитта ценой потери 3 своих машин (1 пилот погиб). В этом воздушном бою был ранен отличившийся 1 июня ас GC.1/5 чех Франтишек Перина. Несмотря на ранение, он сумел посадить свой изрешеченный истребитель «на вынужденную», но затем надолго попал в госпиталь. А вот Девуатинам-520 из GC.I/3 удалось все же добраться до бомбардировщиков и сбить 2 Ju.88 (один из них – командира эскадры KG-51 оберста Й. Камхубера, попавшего в плен). Правда, при этом GC.I/3 потеряла двух своих пилотов убитыми, а третий самолет после посадки из-за тяжелых повреждений пришлось списать.
Севернее Парижа адъютант JG-27 Адольф Галланд вступил в схватку с истребителем MS-406, внезапно свалившимся на него из-за облаков. Увернувшись от противника, Галланд вышел французу в хвост, и расстрелял его в упор, одержав свою 12-ю победу. Но дистанция открытия огня была так мала, что при выходе из атаки Галланд столкнулся со сбитым им самолетом. На Мессершмитте немца были погнуты лопасти винта, снесены мачта радиостанции и часть киля. Но Галланд на поврежденной машине сумел «доковылять» до своего аэродрома. Всего же за тот день французы сбили 17 немцев (из них 11 истребителей), потеряв 18 своих самолетов.
4 ИЮНЯ германские войска вошли в Дюнкерк. Операция «Динамо» закончилась - все английские солдаты, и часть французских были переправлены в Британию, остатки дюнкеркской группировки (40 тыс. французов) сдались в плен; немцам достались так же вся брошенная англичанами артиллерия и 63 тыс. автомобилей. Всего за время операции «Динамо» немецким самолетам удалось потопить 261 корабль и судно, среди которых оказались 6 английских и 7 французских эсминцев. При этом хорошо показали себя пикировщики Ju-87, боевая эффективность которых оказалась высока, а потери над Дюнкерком составили всего 11 машин.
Общие потери в воздухе над Дюнкерком в ходе операции «Динамо» составили: у немцев 131 самолет, у союзников - 106 истребителей. Так как значительная часть потерянных немцами машин была уничтожена зенитным огнем, нет никаких оснований говорить о первой победе английской авиации над немецкой, как в то время утверждал Уинстон Черчилль.
Падение Дюнкерка резко изменило расстановку сил. Франция практически лишилась единственного союзника – британская армия окончательно выбыла из борьбы, а Королевские ВВС значительно снизили активность своих действий. Французы же с падением Дюнкерка окончательно потеряли волю к сопротивлению, и до того невысокую. И хотя Франция воевала еще 20 дней, именно 4 июня стало началом конца – всё последующее было просто агонией…
5 ИЮНЯ Вермахт начал операцию «Рот» - немцы планировали, форсировав Сомму, нанести удар в сторону столицы Франции - Парижа. Над Компьеном командир III/JG-53 гауптман Мёльдерс сбил истребитель Блох-152, а затем - разведчик Поте-63. Во втором вылете за тот день Мёльдерс во главе своей части вступил в схватку с шестеркой французских истребителей Девуатин-520 из GC.II/7. В ходе завязавшейся «собачьей свалки» французский лейтенант Помье-Лераг сбил подряд 2 Bf-109, один из которых оказался самолетом Мёльдерса! Самый результативный на тот момент германский ас спасся на парашюте и попал в плен, из которого он освободился через 3 недели, когда Франция капитулировала. А его победитель Помье-Лераг (7 побед) погиб в том бою, сбитый другим Мессершмиттом. Всего в этой схватке немцы потеряли 2 самолета (хотя французы записали себе 3 победы), а французы – 4.
К северо-востоку от Парижа пилоты JG-27 сбили за этот день 22 самолета противника; 5 из них пришлись на долю командира 7/JG-27 гауптмана Вильгельма Балтазара, а 2 были записаны на счет командира 3/JG-27 Герхарда Хомута. Еще 4 французских истребителя Блок-151 объявил сбитыми за этот день пилот 3/JG-2 Гельмут Вик; вместе с 3 победами, одержанными ранее, Вик вошел в число асов Люфтваффе.
6 ИЮНЯ Хотя активность Королевской авиации над Францией сильно снизилась, британцы все еще пытались оказывать союзникам помощь. Так, в этот день 12 «Бленхеймов» 40-й эскадрильи под прикрытием истребителей совершили рейд на Аббевиль. Но их встретили Мессершмитты, и в результате воздушного боя англичане потеряли 4 бомбардировщика и 4 «Харрикейна»; еще один подбитый «Бленхейм» еле дотянул до позиций французских войск, и сел на брюхо сразу за линией фронта.
После падения Дюнкерка боевой дух французских летчиков понизился настолько, что они почти перестали вылетать на патрулирование звеньями, предпочитая теперь «воевать целой толпой», и желательно – не с группами противника, а выискивать одиночных разведчиков или отставшие от строя самолеты. Сбивая их всей эскадрильей, французы записывали эту одну уничтоженную машину всем стрелявшим по ней летчикам, каждому – как отдельную победу. В результате один сбитый вражеский самолет превращался у французов в 8-10 индивидуальных побед… Правда, и «война толпой» французам мало помогала: немцы продолжали их истреблять во все возраставших количествах. Так, северо-восточнее Парижа командир 7/JG-27 гауптман Вильгельм Балтазар (11 побед + 7 в Испании) устроил французам настоящее побоище, лично уничтожив за этот день 9 самолетов! Этот успех был отмечен награждением Рыцарским Крестом Железного креста - Балтазар стал вторым после Мёльдерса пилотом Люфтваффе, получившим эту высшую боевую награду Германии (вручение - 14 июня).
А британцы в тот день понесли тяжелую потерю. С аэродрома Эшемайн взлетел первый и лучший на тот момент ас Великобритании Эдгар Кейн (16 побед) - его отозвали в Англию на отдых. Однако в момент взлета над аэродромом появились немецкие истребители, и Кейну пришлось принять бой на малой высоте. Уклоняясь от атак врага, «Харрикейн» Кейна зацепился крылом за землю, и разбился…
7 ИЮНЯ Вечером этого дня реквизированный французскими ВВС и превращенный в бомбардировщик дальний почтовый самолет Фарман F.223.4 отправился в налет на Германию с четырьмя 250-кг бомбами на борту. Полет продолжался 13,5 часов. Долетев до Берлина, Фарман сбросил на город бомбы и повернул назад, приземлившись на парижском аэродроме Орли. Эти французские бомбы были первыми во Второй мировой войне вражескими бомбами, упавшими на столицу Германии...
8 ИЮНЯ Девять французских истребителей MS-406 из GC.I/2 заявили, что внезапно спикировав на оказавшиеся ниже их Мессершмитты, они уничтожили сразу 11 германских самолетов ценой потери всего 2-х своих. Особенно отличился в том бою капитан Виллям, заявивший, что сбил 3 немецких истребителя Bf-109 всего за 15 секунд! Всего же за этот день Робер Виллям, сбив еще и 3 Ju-87, записал на свой счет 6 побед (4 из них были личными и 2 групповыми). Так, имевший до этого одержанные в мае всего 2 подтвержденные и 1 вероятную победы, капитан Виллям за один день выдвинулся в число наиболее результативных французских асов! За успех этого дня Робер Виллям получил высшую награду Франции – Орден Почетного Легиона. Правда, на этом его счет и остановился; хотя капитан воевал до самой капитуляции Франции, больше он побед не одерживал…
А в районе Руана Кодроны С.714 из GС.1/145, на которых летали поляки, сбили за этот день 2 Dо.17 из III/KG-2 и 3 сопровождавших их Bf.109 из II/JG-27; но и сами поляки потеряли трех летчиков убитыми и одного раненым (по другим данным поляки потеряли в том бою 7 Кодронов).
9 ИЮНЯ На 150-километровом фронте от Суассона до Арден перешла в наступление группа немецких армий «А» генерала Рундштедта. Форсировав реку Эна, немцы приступили к созданию плацдарма, а танковая группа генерала Гудериана двинулась на юг, обходя с запада французские войска на линии Мажино.
В схватке с германскими самолетами один из лучших французских асов Камиль Плюбо из GC.II/4 уничтожил Bf.109, а затем – Не.111. Но через минуту и сам Плюбо был сбит Мессершмиттом, и спасся из пылающего «Хока» на парашюте. Сильно обгоревший, он надолго попал в госпиталь…
В полдень этого дня сражавшаяся на севере Франции GC.I/3 на истребителях Девуатин-520 заявила о четырех достоверных и двух вероятных победах над Bf.109 из II/JG-27 (редкий случай – все эти победы подтверждены немцами); французы в той схватке потеряли только 1 Девуатин-520. Но в последующих схватках этого 9 июня пилоты GC.I/3 заявили еще 6 достоверных и 2 вероятных победы; однако на самом деле немцы потеряли тогда только 1 Do.17 и 1 Ju.87. Этот Do.17 был записан на счет Юбера де Салабери как его пятая победа, и де Салабери стал считаться асом.
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (01). Первый день – он самый тяжелый
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (02). Остановить наступление немцев любой ценой
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (03). Бои при прорыве немцев у Седана
2МВ. Воздушная битва за Францию (04). Бои над Дюнкерком
ОКОНЧАНИЕ: 2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (06). Финал