ПРОДОЛЖЕНИЕ; начало здесь
20 МАЯ: Германские танковые дивизии заняли Амьен и Абвиль, и вышли к Ла-Маншу, отрезав северную группировку союзников от остальных войск. С этого момента кольцо вокруг английских, бельгийских и французских войск в Дюнкерке стало неумолимо сжиматься. «Штуки» StG-2 и StG-77 блокировали все попытки окруженных войск прорваться на юг. Одновременно они начали налеты на порты на побережье Ла-Манша. Немецкая авиация оказывала эффективную поддержку своим войскам, полностью захватив к этому дню господство в воздухе. В отличие от Люфтваффе французская авиация оказалась неспособна надежно прикрывать свои наземные части. Базировавшиеся на аэродромах у Дюнкерка истребители групп GC.I/4 и GC.II/8 просто бежали из этого района, поспешно перелетев под Париж на аэродром Виллакублэ. А вот наземный персонал этих групп (техники, штабисты, связисты) не смог вырваться из окружения, и в полном составе попал в плен. В результате улетевшие под Париж самолеты обеих групп остались без аэродромного обслуживания…
И 20 мая в первый свой бой пошла GC.II/3 - вторая французская группа, получившая на вооружение новейшие истребители Девуатин-520.
21 МАЯ: под Аррасом две английские дивизии и танковая бригада нанесли немцам контрудар, отбросив их на несколько километров к югу. Однако попытка прорыва была тут же блокирована пикировщиками Ju.87 из StG-77, и уже в ночь на 22 мая британцы вынуждены были прекратить наступление, и отойти от Арраса. Эти события стали причиной активизации в тот день авиации обеих сторон, и в боях 21 мая немцы потеряли 16 самолетов, а французы – 25 истребителей.
В схватке между французскими истребителями D-520 из GC.I/3 и Bf.109 из III/JG-2 командир немецкого авиаполка майор Эрих Микс (ветеран Первой мировой, в которой он одержал 3 победы), сбил Девуатин су-лейтенанта Паризе (пилот погиб); но тут же его Bf.109Е-3 поджег су-лейтенант Хуберт де Салаберри (впоследствии 5 побед). Раненый Микс сел «на вынужденную» на французской территории, но через двое суток, несмотря на рану, он смог выйти в расположение немецких частей.
В этот день открыл свой боевой счет командир звена 74-го FS RAF южноафриканец Адольф «Сэйлор» Малан (в будущем 28+7 побед). Взлетев на «Спитфайре» с аэродрома в Англии, он над французским побережьем Ла-Манша сбил бомбардировщик Ju-88, еще один повредил; а уничтожение третьего немецкого самолета в тот день «Морячку» не удалось подтвердить.
21 мая пилот истребителя Девуатин-520 су-лейтенант д’Акруа атаковал двухмоторный истребитель, приняв его за немецкий самолет Bf-110. На самом деле это был французский двухмоторный истребитель Потэ-631, внешне очень похожий на «стодесятку». Бортстрелок подвергшегося атаке Потэ в отчаянии открыл ответный огонь, убив ошибшегося соплеменника.
22 МАЯ: англичане эвакуировали из Франции остатки своей разбитой авиации Экспедиционного корпуса. Теперь здесь оставались всего три истребительные эскадрильи «Харрикейнов», продолжавшие сражаться во Франции еще месяц; в основном они вели бои юго-восточнее Парижа.
Прикрывая действия над Ла-Маншем тяжелых истребителей Bf-110, пилоты JG-27 сбили 18 британских самолетов при потере 4-х своих. Особо отличились командир 7/JG-27 гауптман Вильгельм Балтазар, уничтоживший 3 английских истребителя, и лейтенант Францискет, сбивший 2 самолета. Еще один «Бленхейм» уничтожил в районе Кале командир 3/JG-27 Герхард Хомут.
Южнее Bf-109 из 3/JG-2 «Рихтгофен» атаковали группу из 24-х французских бомбардировщиков и истребителей. В завязавшейся ожесточенной схватке было сбито 8 французов; 2 из них пришлись на долю лейтенанта Гельмута Вика (первые победы будущего лучшего аса Люфтваффе «Битвы за Англию»). Тогда же адъютант II/JG-3 Франц фон Верра одержал две первые победы, ставшие его единственными победами во французской кампании. Впоследствии этот летчик прославится своим кругосветным путешествием при побеге из английского плена.
В целом же с 22 мая прослеживается постепенное снижение накала воздушных боев – численное превосходство немецкой авиации сказывалось в полной мере, а союзная авиация явно стала «выдыхаться»; к тому же боевой дух французских летчиков понизился настолько, что многие из них начали избегать боя…
23 МАЯ: танковый корпус Гудериана блокировал Булонь и Кале, и вышел на подступы к Дюнкерку. Его танкам противостояли в это время всего 6 батальонов французов и англичан, не имевших артиллерии...
В районе Дюнкерка германские пикировщики Ju-87 потопили французский эсминец «Ораж» и повредили эсминец «Фрондер». Там же над Дюнкерком едва не подверглась разгрому 92-я эскадрилья «Спитфайров», патрулировавший небо над портом. Эта эскадрилья, недавно пересевшая со старой техники на новую, только что прибыла на побережье Англии, и ее пилоты совершенно не имели боевого опыта. Бестолково маневрировавших британцев спасло только то, что они вовремя обнаружили атакующих их «109-х», и успели уклониться от трасс, отделавшись потерей только одного «Спитфайра». Но в последовавшей затем свалке у англичан были сбиты еще 4 самолета; за этот вылет в 92-й эскадрилье 2 пилота погибли, 2 пропали без вести, а 1 был ранен и надолго выбыл из строя. По возвращении на базу командир звена Роберт Так заявил, что ему удалось сбить Мессершмитт-109; однако никто из его товарищей не смог подтвердить эту победу.
Через несколько часов поредевшая 92-я эскадрилья опять вылетела на Дюнкерк, где она вступила в бой с группой Bf-110. В этом втором за день бою Роберт Так уничтожил 2 «стодесятки»; одну из которых он сбил на бреющем над самой землей. Когда Роберт делал разворот над обломками этого Bf-110, его атаковал другой двухмоторный Мессершмитт, прошивший своими пулями ветровое стекло британца. Так чудом остался жив - пули буквально изрешетили кабину вокруг его головы, но сам Роберт не получил ни царапины! Тем не менее, его «Спитфайр» был так поврежден, что еле «доковылял» до аэродрома. Эти две сбитые Робертом «стодесятки» были записаны Таку как подтвержденные победы, открыв счет будущего аса, который к началу 1942 г. составит 29 подтвержденных и 6 вероятных побед.
В этот день французы опять перепутали свой двухмоторный самолет Потэ-631 с немецкой «стодесяткой», и 3 МВ.152 из GCI/1 «толпой» сбили «ночника» из ECN3/13, вылетевшего днем. После этого несчастного случая французы на все Потэ-631 нанесли знаки особого обозначения - широкую белую полосу вдоль фюзеляжа. Такая мера должна была исключить дальнейшие столкновения французских истребителей со своими же двухмоторниками.
24 МАЯ: танковые группы Клейста вышли на рубеж канала Аа - до Дюнкерка оставалось всего 20 км, которые можно было преодолеть одним броском танковых дивизий; но... германские войска получили личный приказ Гитлера остановиться и прекратить наступление на беззащитный Дюнкерк. Фюрер надеялся, что англичане одумаются, и запросят у него мира… Однако согласие с этим решением стало крупным оперативным просчетом германского командования - союзники спешно приступили к укреплению обороны участка наметившегося прорыва. А вот на восточном участке фронта немецкие войска группы армий «В» совершили прорыв в районе Куртре, прижав к морю союзнические армии бельгийского фронта.
В этот день Ju-87 из StG-2 совершили первый налет на город Дюнкерк и его порт. Их бомбами был потоплен французский эсминец «Шакал», повреждены английский эсминец «Вимьера», французский «Фуше» и польский «Бужа». А затем в бой над Дюнкерком вновь вступила 92-я эскадрилья «Спитфайров», в которой к этому моменту оставалось в строю всего 8 истребителей (после всего двух боевых вылетов в предыдущий день!). Британцы атаковали подошедшую туда группу Дорнье-17, и Роберт Так сбил 2 Do-17, доведя таким образом за 2 дня (за 3 боевых вылета) личный счет до 5 побед. Всего же за время боев над Дюнкерком Так уничтожит 7 немецких самолетов, а впоследствии он станет одним из лучших асов «Битвы за Британию».
25 МАЯ: немцы взяли Булонь. Во время схватки с Мессершмиттами группа GC.II/4 потеряла два «Хока» - причем не от огня противника, а при их столкновении друг с другом. Оба пилота погибли; одним из них был ас Пьер Вилле, имевший на счету 5 подтвержденных и 1 вероятную победы (3 из них были одержаны еще в «Смешной войне»).
В воздушных боях над Кале командир 7/JG-27 гауптман Вильгельм Балтазар, и до этого не раз одерживавший по несколько побед, вновь отличился: сбил подряд 3 «Спитфайра». К окончанию «Битвы за Францию» Балтазар заработает титул самого результативного аса Люфтваффе Французской кампании.
26 МАЯ: немцы взяли Кале. Англичане начали операцию «Динамо» - эвакуацию окруженных в Дюнкерке войск. За сутки удавалось переправить из Франции в Англию по 40 тыс. человек. Германская авиация активно противодействовала этой эвакуации, а британские самолеты, взлетавшие с побережья Англии, пыталась им помешать. В результате над Дюнкерком и Ла-Маншем постоянно вспыхивали воздушные бои. Именно в такой схватке над Дюнкерком 26 мая открыл свой счет Десмонд Мак Мюллен из 54-го FS RAF, сбив истребитель Bf-110. Впоследствии его счет составит 19 побед.
Хотя французы стали воевать намного менее активно, иногда им все еще сопутствовал успех. Так, в этот день в когорту французских асов вошел су-лейтенант Марсель Рокуэтт из GC.1/5, сбивший над Шатильон-сюр-Бар два Не.111, чем довел свой счет до 5 побед. К концу «Битвы за Францию» Рокуэтт добьется 8 подтвержденных и 6 вероятных побед, а в 1942 собьет 1 британский, и в 1944 – 1 немецкий бомбардировщики.
В этот день на аэродроме Нефшато погиб в авиакатастрофе командир I/ZG-2 майор Ханнес Гентцен, имевший на счету 9 побед. Он по тревоге при неожиданном налете англичан на его базу пошел на взлет, и зацепился хвостом своего Bf-110 за кроны деревьев, стоявших на кромке летного поля... Майор Гентцен на тот момент был гордостью Люфтваффе: он являлся единственным немецким асом короткой польской компании, к тому же рекордсменом, уничтожившим 4 самолета в одном бою.
Французская авиация постепенно ослабевала все больше. Так, за 26 мая была практически полностью выбита 1-я эскадрилья группы GC.1/4: из числившихся утром 14 пилотов эскадрильи к вечеру в строю остались только трое…
27 МАЯ: германские танки возобновили наступление на Дюнкерк, однако благодаря предоставленной англичанам передышке те успели укрепить оборону на западном участке плацдарма и затормозили немецкое наступление.
Германские бомбардировщики Не-111 подвергли первой с их стороны бомбардировке Дюнкерк: KG-1, KG-4 и KG-54 накрыли бомбами порт, доки и пляжи, на которых скопились тысячи британских и французских солдат. В доке было уничтожено судно «Аден», на рейде - большое количество самых разнообразных плавсредств, использовавшихся для эвакуации гарнизона. Впоследствии против Дюнкерка в основном действовали Ju-87, которые лишь за 27 мая провели 12 налетов на город и порт. Вечером на выходе из порта они потопили паром, на котором находились 920 человек.
Французская авиация продолжала ослабевать; так, 27 мая удар немецких бомбардировщиков по аэродрому Линьи, руководство которого не побеспокоилось как-то замаскировать находившиеся там самолеты, привел к уничтожению сразу 16 MS-406 – это более половины авиапарка группы GC.III/6. Остатки этой группы были тут же отведены в тыл на переформирование…
Командир III/JG-53 гауптман Вернер Мёльдерс сбил в одном бою 2 французских истребителя Блок-152 из GC.I/8, доведя свой счет во 2-й Мировой войне до 20 побед. За это он первым среди летчиков Люфтваффе был награжден высшим орденом Германии - Рыцарским Крестом Железного креста (вручен 29 мая).
28 МАЯ: утром официально признала свою капитуляцию Бельгия, авиация которой перестала существовать еще 11 мая. Теперь же прекратили сопротивление и бельгийские наземные войска.
Основные события с этого дня развивались вокруг Дюнкерка, в котором оказались прижатыми к морю британский экспедиционный корпус и часть французских подразделений. У тех же французских войск, что избежали окружения, после капитуляции бельгийской армии сил на противодействие немцам не хватало, и они откатывались вглубь Франции, оставляя противнику территории, на которых среди прочего находились и французские аэродромы. Из-за этого французским летчикам приходилось то и дело менять базирование, бросая и уничтожая те самолеты, которые при других условиях еще можно было бы отремонтировать. В результате авиация Франции в последующие дни в основном занималась «самоспасением», почти не оказывая противнику сопротивления (за 5 дней до начала июня французы сбили всего 3 немецких самолета).
Так что, небо французского порта Дюнкерк защищала только британская авиация. Прикрывая эвакуацию англичан, экипаж 2-местного истребителя Болтон Пол «Дифайнт» Эдвард Торн и Фредерик Баркер из 264-го FS RAF сбили над этим портом 3 немецких истребителя Bf-109. Одерживать победы на тяжелом одномоторном двухместном истребителе помогала его необычная конструкция: все вооружение этого самолета было сосредоточено в задней турели. Немецкие истребители, принимая «Дифайнты» за сходные по силуэту «Харрикейны», заходили самолету в беззащитный (как им казалось) хвост, и внезапно получали в лицо почти в упор огонь счетверенной пулеметной установки…
А с немецкой стороны в районе Дюнкерка летчики JG-26 сбили 15 британских истребителей; причем 6 «Спитфайров» прямо над участком побережья, где шла эвакуация, уничтожили пилоты I/JG-26 майора Хандрика, еще 6 английских самолетов «завалили» в районе Остенде летчики III/JG-26 майора фон Берга.
А южнее командир 6/JG-51 обер-лейтенант Йозеф Приллер сбил сразу 3 французских самолета; это были первые победы будущего выдающегося аса Западного фронта (к концу войны – 101 победа).
К вечеру 28 мая из Дюнкерка был эвакуирован последний английский солдат, и только теперь британцы приступили к эвакуации французской армии (до этого французов к спасательным судам не подпускали).
29 МАЯ: над Дюнкерком отбомбившиеся Ju-87 при выходе из боя обнаружили строй «Дифайнтов» 264-го FS, которых немцы приняли за «Харрикейнов». Юнкерсы пристроились в хвост англичанам, собираясь атаковать «не замечающих» их британцев, как вдруг «Дифайнты» открыли дружный огонь из своих башен, за считанные секунды уничтожив все 8 пикировщиков! В этом бою «Дифайнт» Э. Торна и Ф. Баркера сбил еще 2 Ju-87, а затем - 1 Bf-110.
Там же над Дюнкерком пилот Bf-110 из 6/ZG-76 лейтенант Ганс-Иоахим Ябс (4 победы) в двух последовательных боях уничтожил еще 2 британских истребителя «Спитфайр» - успех для тяжелого двухмоторного самолета довольно необычный. Мессершмитты Bf-109 из I(J)/LG-2 сбили в районе Дюнкерка 8 «Харрикейнов»; а затем над Сент-Квентином они «завалили» еще и 2 французских MS-406. Первые победы в этих схватках одержали командир 1(J)/LG-2 обер-лейтенант Герберт Илефельд (9 побед в Испании; к 1945 г. – 130 побед) и будущий ас штурмовой авиации Фридрих-Вильгельм Штракельян.
Адъютант JG-27 гауптман Галланд приземлился на аэродроме Сент-По на полностью забрызганном маслом истребителе и сообщил, что это масло из баков сбитого им над морем бомбардировщика «Бленхейм» из 21-го BS RAF. Галланд не знал, что обстрелянный им самолет у самой воды сумел выйти из падения и дотянуть до базы, где совершил аварийную посадку на брюхо...
Всего же за 29 мая самолеты Люфтваффе сбили 65 самолетов союзников, потеряв 14 своих (но англичане заявили в тот день 37 побед).
30 МАЯ: над Дюнкерком Bf-109 атаковали группу «Дифайнтов». Но теперь немцы уже поняли особенность этих машин, имевших сзади-вверху счетверенную пулеметную установку; поэтому они атаковали британцев сзади-снизу - из «мертвой зоны», и сбили подряд 7 «Дифайнтов»…
31 МАЯ: над Дюнкерком «Дифайнт» экипажа Торн - Баркер из 264-го FS RAF в группе с другим «Дифайнтом» уничтожили бомбардировщик Не-111. А адъютант III/JG-26 Иоахим Мюнхеберг там же над Дюнкерком сбил подряд 4 британских самолета.
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (01). Первый день – он самый тяжелый
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (02). Остановить наступление немцев любой ценой
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (03). Бои при прорыве немцев у Седана
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (05). Агония французской авиации
2МВ. Воздушная «Битва за Францию» (06). Финал
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.