Нива. Конструктивные особенности.

1,5K прочитали

Знаю, тема нивы уже очень многим набила оскомину. Тем не менее, рискну написать статью, в которой попробую охватить некоторые конструктивные особенности, из тех что мне наиболее бросились в глаза при просмотре тематических блогеров и изучении технической информации из интернета. Есть и личный опыт-мой дядя пчеловод владел двумя нивами 2121 и 21213, я ездил с ним в юношестве и пассажиром и за рулем и по полям, и на дальняки. Сам я также много раз порывался на эмоциях приобрести данный автомобиль- все же есть в нем какая-то необъяснимая магия притяжения, но как только я начинал изучать чужой опыт эксплуатации, каждый раз отказывался от этой идеи. Цель статьи – показать, что может ждать при эксплуатации владельца. Статья будет большая, рассказать есть о чем.

Речь пойдет в основном о трехдверной ниве, Ниве Легенд, итак поехали.

1. Отношение размера колесной базы к размеру колеи. У нивы 3Д это 2200/1400 получаем значение 1,53. Это низкое значение, которое ведет к неустойчивости на дороге. Более менее устойчивыми авто считаются с отношения начиная с 1,6-1,7, это всем известные гранты, солярисы, рио, поло и прочие, либо нужно покупать пятидверную ниву или ниву Тревел. Понятно, почему это было сделано, любая палка о двух концах, в чем-то выигрываешь, в чем-то проигрываешь. В данном случае выигрыш в легком маневрировании между деревьями, в облегченном проезде оврагов и прочих неровностей, в повышении проходимости.

Габариты нивы 3Д
Габариты нивы 3Д

2. Особенности полного привода нивы.

Как известно привод нивы устроен таким образом что при определенных условиях теоретически могут быть ведущими все четыре колеса, но на практике если отключена межосевая блокировка ведущим часто становится только одно колесо, причем это колесо может быть как спереди так и сзади, от чего это зависит-ведущим становится колесо которому проще всего крутиться, это зависит от кренов(давление массы авто на колеса неравномерно и переменно при езде), поворотов, сцепления с дорогой, от того давит водитель на педаль акселератора или нет, таким образом при езде - особенно зимой в повороте нива может вести себя как переднеприводный так и заднеприводный автомобиль и водитель должен выводить его из случившегося заноса по-разному, водитель должен иметь специальный навык и иметь моментальную правильную реакцию. Казалось бы - должна помочь межосевая блокировка-чтобы крутилось всегда два колеса как минимум-одно сзади второе спереди, но включать блокировку надолго и пользоваться ей на высокой скорости не рекомендуется, особенно при езде в поворотах, иначе может повредиться трансмиссия. Как результат-ниву 3Д легко может закрутить зимой, особенно если на дороге колея.

3. Большой расход бензина и небольшая размерность топливного бака трехдверной нивы – 42 литра. В принципе если спокойно ездить по асфальту на стоковых колесах, расход довольно таки сходный, но стоит только установить резину пошире, потяжелее, побольше диаметром, на крышу установить багажник и расход резко возрастет.

4. Отсутствие подушек безопасности, хотя бы спереди. Да, был период, когда в ниву Легенд начали устанавливать 1 подушку безопасности в сиденье водителя для правильной работы системы Глонасс, но если попытаться найти информацию о том, как она срабатывает, есть ли от нее польза, а может быть от нее наоборот вред, я такой информации найти не смог. Кстати боковой удар для нивы очень опасен, видео последствий боковых ударов множество, водители знают об этом, пытаются хоть как-то себя обезопасить и устанавливают дополнительно подножки (как одна из функций подножек-основная функция - защита от пескоструя кузова).

5. Специфическая система натяжения цепи ГРМ. Цепь ГРМ натягивается гидравлическим натяжителем, который давит в пластмассовый башмак, при этом цепь контактирует как с башмаком, так и с пластмассовым успокоителем. Металл значительно тверже пластмассы и при малейших выбоинках на звеньях цепи она превращается в напильник, да цепь можно отшлифовать и коэффициент трения между пластиком и металлом уменьшается, но откуда уверенность, что с завода установлена цепь с отшлифованными звеньями? На практике цепь перетирает пластмассу, продукты износа смешиваются с маслом. Штатный гидравлический натяжитель очень чувствителен к чистоте масла и его вязкости, при запуске двигателя в холод нередко можно слышать характерный звук, когда масло еще не разогрелось. Многие меняют пластиковый башмак на натяжитель звездочку, а гидравлический натяжитель на механический. Но при этом остается еще пластмассовый успокоитель…

Цепь ГРМ нива
Цепь ГРМ нива
Натяжитель со звездочкой вместо пластмассового башмака
Натяжитель со звездочкой вместо пластмассового башмака
Механический натяжитель цепи
Механический натяжитель цепи

6. Несовершенная система охлаждения. Многие ниваводы решают данную проблему заменой помпы, а также установкой дополнительного вентилятора. У нивы имеются два вентилятора охлаждения с электромоторами, - которые установлены перед радиатором, в летнее время, если идти пешком по улице города можно нередко услышать на светофоре как у владельца нивы натужно крутятся оба вентилятора. Но самое интересное начинается зимой в снегопад при езде по трассе. Снег попадает между крыльчаткой и обечайкой вентилятора, тает, превращается в лед и заклинивает вентилятор, в определенный момент времени поступает команда на включение мотора вентилятора, двигатель не может сдвинуть с места вентилятор-сгорает предохранитель и выдается ошибка на приборную панель. Насколько я понимаю работу схемы второй вентилятор не будет работать пока не заменить предохранитель, охладить двигатель можно только используя печку и естественный отвод тепла в атмосферу. Ниваводы пытаются решить данную проблему тем, что в обечайке снизу сверлят отверстия для дренажа воды.

Замерзание вентиляторов нивы
Замерзание вентиляторов нивы
Вентиляторы нивы
Вентиляторы нивы

7. Небольшой размер багажника и дискомфорт для пассажиров сзади. Здесь все очевидно и разжевано уже много-много раз.

8. Коррозия. Это настолько обширная тема что можно, наверное, написать десятки статей, но все же попробую перечислить основные моменты. Конечно нужно делать антикор, лучше не выезжая из салона, плюс устанавливать пластиковые подкрылки, желательно установить подножки для снижения пескоструя, плюс бронепленка на переднюю часть авто и в места повышенного пескоструя на крыльях.

Стойки крыши передние и задние, обрабатывают и изнутри и снаружи, но все равно часто это не помогает.

Коррозия стойки крыши
Коррозия стойки крыши

Пороги, многие ниваводы наносят на пороги слой антигравия, меняют штатные брызговики, устанавливают дополнительные подножки для того чтобы песок из под колес меньше пескоструил краску кузова и летел в подножки. Многие клеят бронепленку на заднее крыло.

Нива с установленными порогами
Нива с установленными порогами

В настоящее время с завода устанавливают фетровые подкрылки, но насколько они эффективны мне сложно сказать, должен наработаться временной опыт эксплуатации, многие ниваводы их снимают, тщательно обрабатывают арки колес антикором и устанавливают пластиковые подкрылки.

Опытные ниваводы обрабатывают антикором передние фары, крепеж переднего и заднего бампера, крепеж передней пластиковой решетки, детали подвески и многое другое.

Из не совсем очевидного: под петлями дверей, например, нет краски, нет ее и в стыке штанги в зоне запаски и кузова.

Дверные петли
Дверные петли
Подкапотное пространство
Подкапотное пространство

В задней части авто внизу кузова для борьбы с коррозией сверлят дренажные отверстия для слива воды, которая попадает туда через воздуховоды

Задние воздуховоды
Задние воздуховоды
Места сверления дренажных отверстий в кузове под задними воздуховодами
Места сверления дренажных отверстий в кузове под задними воздуховодами

В нижней части глушителя также сверлят отверстие для дренажа воды.

Дренаж в глушителе
Дренаж в глушителе

Многое другое, связанное с коррозией требует внимания, перечислить все сложно, моя цель показать принцип куда копать.

9. При езде летом в жару могут плавиться передние фонари надфарники. Решается тем, что сверлят в нижней части фонаря в зоне ДХО небольшое отверстие.

Надфарники
Надфарники
Места сверления надфарников
Места сверления надфарников

10. Вой раздатки. Здесь причины в том, что детали коробки и раздатки делаются на изношенных станках с биениями, подшипники станков, а также коробки и раздатки имеют большой люфт. Фрезы для нарезания шестерней или протяжки-изношены. Можно ли это изменить-безусловно, это вопрос вложения финансов в оснастку и станки на заводе, плюс нужны специалисты. Справиться с проблемой воя раздатки самостоятельно-практически невозможно, нужны именно точные корпусные детали, валы, шестеренки, подшипники. Да, многие пытаются бороться с этим-отрезают рычаги понижайки и межосевой блокировки, меняют подшипники в раздатке, центрируют раздатку, устанавливают подрамники, делают шумоизоляцию, но это в полной мере не помогает, скорее это лечение симптомов, а не самой болезни.

11. Случаются проблемы с проводкой дверей, провода в месте перегиба в некоторых случаях могут перетираться, что может привести к замыканию.

Гофра дверей
Гофра дверей

12. Слабый двигатель. Существуют разные мнения, кто-то считает, что его вполне достаточно, но если рассматривать Шевроле Ниву или Ниву Тревел, которые тяжелее, тут уже все однозначно говорят, что на обгонах двигателя не хватает.

13. Вода в салоне в передней части. Тема протечек обширная, причин здесь много.

Основная причина-уплотнитель лобового стекла и неправильная работы системы дренажа, кто-то по кругу промазывает герметиком стык уплотнителя и стекла, кто-то дополнительно под уплотнитель в нижней части вставляет небольшие трубочки дренаж-из использованного стержня от шариковой ручки длиной примерно 15-20 мм:

Стержни от шариковой ручки в качестве дренажа лобового стекла.
Стержни от шариковой ручки в качестве дренажа лобового стекла.

Из возможных причин: в подкапотном пространстве: крепление шлангов-протечка может идти через стык под держателем шлангов.

Держатель шлангов
Держатель шлангов

Еще одна из причин крепление воздушного фильтра, точнее недостаточная герметизация крепежа.

Крепление фильтра
Крепление фильтра

Это далеко не все возможные причины, например на старых нивах может сгнить стык лобового стекла и уплотнителя.

Кроме того, многие ниваводы удлиняют заводской дренаж лобового стекла трубками от капельниц, чтобы отвести воду в центральную часть подкапотного пространства и сделать слив на землю, а не на кузовные детали, а также заменяют стоковый уплотнитель капота на более длинный, чтобы вода при мойке или дожде не текла в подкапотное пространство, кто-то вместо удлиненного уплотнителя делает бортик из сухой сварки.

Удлинение заводских дренажных трубок
Удлинение заводских дренажных трубок
Удлиненный уплотнитель капота.
Удлиненный уплотнитель капота.

14. Многие ниваводы сталкиваются с поломкой главного цилиндра сцепления, который на новых нивах сделан из пластмассы.

15. Бывают случаи, что при длительной езде по трассе начинает гаснуть ближний свет. Здесь проблема думаю вот в чем, катушка реле ближнего света нагревается, отвода тепла практически нет-блок реле накрыт пластиковой крышкой. Сопротивление обмотки реле увеличивается, ток обмотки падает, падает магнитодвижущая сила, электромагнитная сила реле становится примерно равной силе возвратной пружины реле, плюс динамичекие удары при езде по ямам, якорь реле начинает отбрасываться возвратной пружиной реле-контакты реле начинают дребезжать, ближний свет начинает моргать.

Блок реле
Блок реле

16. Бензонасос на инжекторных нивах нельзя снять, снимая только лючок, придется снимать всю большую крышку. Здесь причина понятна, штампы для крышки остались от карбюраторной версии, под инжекторную версию завод менять штампы видимо не хочет, это сразу портит маржинальность.

Лючок бензонасоса.
Лючок бензонасоса.

17. Шумит печка на новых Нива легенд, решается заменой двигателя.

Двигатель печки
Двигатель печки

18. При определенных условиях может вырвать заднюю полуось. Что это за условия, подшипник, манжета, стопорное кольцо задней полуоси стоят в непосредственной близости, при езде по бродам может произойти вымывание смазки подшипника, без смазки происходит нагрев подшипника, нагрев передается на стопорное кольцо, которое изначально имеет термообработку, и происходит снижение его прочности, стопорное кольцо отпускается по твердости, данные циклы могут повторяться, и как итог может наступить момент, когда стопорное кольцо слетает и задняя полуось на ходу может вылететь, а может и не вылететь, ее может закусить чулком моста, здесь как повезет. Тут много факторов, многое зависит от изначального качества комплектующих-подшипника, манжеты и стопорного кольца. Многие ниваводы прихватывают стопорные кольца сваркой к полуоси, тем самым превращая данный узел в неразборный. Опасно в данной ситуации то что часто покупая бу ниву мы не знаем как ее эксплуатировали до этого.

Вырванная задняя полуось с колесом
Вырванная задняя полуось с колесом
Устройство заднего моста нивы
Устройство заднего моста нивы

19. Если рассматривать ниву в целом то качество всех комплектующих оставляет желать лучшего: пыльники шрусов, любые резинотехнические уплотнения, тяги, карданы, эластичная муфта карданного вала, ступичные подшипники, одноразовая передняя пластиковая решетка перед радиатором, рычаг переключения скоростей, сюрпризы могут возникнуть хоть откуда.

Надеюсь, данная информация будет для кого-то полезной, кому-то сбережет нервы, кому-то денежные средства, а кому-то возможно даже жизнь.