Найти тему

КОГО НАШИ ПРЕДКИ СЧИТАЛИ УМНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?

Картина французского художника Жюль-Алекса Менье
Картина французского художника Жюль-Алекса Менье

Кого наши предки считали умным человеком? Порассуждаем? 

«Молчи, за умного сойдешь»

Многословие, и уж тем более пустословие, считалось признаком не умного человека. Болтовня прощалась только маленьким детям или психически нездоровым людям - «дурачкам». И сравнение с «дурачками» было очень обидным. Никто такого для себя не хотел. 

«Утро вечера мудренее»

Признаком ума считалось не пороть горячку, а «переспать» с решением. Горячность считали одним из признаков одержимости, таких людей боялись. Детей учили: «прежде чем сказать - подумай». 

«Не буди лихо, пока тихо»

Осуждалось, если человек начинал говорить о плохом. Это, конечно, было не позитивное мышление в современном понимании, но за сорвавшееся с языка плохое предположение тут же извинялись перед Богом и тем, кого это касалось. Крестились, мол, отведи. Были и бытовые приметы, как поставить заслон злу. Стучать по дереву и плевать через плечо - у нас это осталось до сих пор. 

«Старших надо слушать»

У предков была четкая иерархия: кто старше, тот умнее. Старший пожил, он знает. Когда можно было учить других? Когда волос стал седой. До этого молчи и слушай. Детей учили не перебивать старших и не перечить. 

Тут еще надо добавить, что было четкое разделение на ум и ученость. Ум - это нечто житейское, опыт, мудрость. Понятно, что он приходит с годами. Показать свой ум было равнозначно тому, что доказать на практике, что это правильно, это работает. Человеку, который рассказывал бы, как копать, однозначно дали бы в руки лопату. 

А ученость - это результат обучения. Поэтому, если какой-то молодой человек получал образование, особенно, если возвращался из дальних страх - его слушали все, от мала до велика. «Мотали на ус». Но только слушали! Прислушивались ли, зависело от того, какой человек и что говорит. 

Первичным все равно был житейский ум, потому что он помогал выживать. «Барин ученый, а репу от брюквы отличить не может. На кой такой ум?». 

В народе было однозначное доверие «знающим» профессиям. Доктор. Учитель. Счетовод. Частично и батюшка, но если батюшка показал себя человеком пьющим, сребролюбом, уважение терял. Очень почетным было знать наизусть Святое Писание и Житие Святых. А вот предков своих и историю своей семьи знали все. Это было нормой, поэтому особого значения этому не придавалось. 

Еще было такое понятие, как смекалка. Интересно, что наличие смекалки было близко понятию удача. И тому, и другому приписывались почти человеческие черты. Удача приходила и уходила, бросала, ее можно было обидеть, проиграть, прокутить, украсть, увести, как чужого коня. Смекалка тоже могла «оставить» человека и тогда он терял часть житейских навыков. А ум - это статичное понятие. Нельзя быть сегодня умным, а завтра - нет, потом снова умным. Поэтому такой характеристикой человека не разбрасывались. 

Было еще разделение на женский и мужской ум, но об этом расскажу в другой раз. 

Елена Шубина

психолог, карматерапевт

Приглашаем вас подписаться на канал

ПСИХОЛОГ ЕЛЕНА ШУБИНА в Телеграм! Там приятная дружеская атмосфера и больше материалов. 🙏