Найти в Дзене

Психическая саморегуляция: ключевые ошибки

Практический опыт работы показал, что при освоении системы психической саморегуляции учащиеся, вне зависимости от возраста и уровня психологической культуры, совершают одни и те же ошибки. Настоящая памятка составлена для предостережения от типичных ошибок и упущений.

1. Нерегулярность занятий

Это самая распространенная ошибка, полностью избавиться от которой, в силу различных житейских обстоятельств, к сожалению, невозможно. На важность регулярности занятий указывал и создатель аутогенной тренировки J. Schultz. Путем многократных повторений вырабатывается условный рефлекс, который в дальнейшем нужно подкреплять, чтобы он не угасал. Это означает, что на стадии обучения (2-6 месяцев),
когда происходит формирование навыков саморегуляции, тренировки следует проводить регулярно. После того как навыки полностью интегрируются (около 1 года), регулярность выполнения упражнений не обязательна.

2. Внесение изменений в упражнения

На стадии обучения не надо пытаться "улучшить метод", снабжая его своими инновациями. Это особенно любят делать те, кто уже имеет опыт в подобных практиках – медитации, йоги или аутогенной тренировки. У каждого метода есть определенная область вопросов, которые с помощью него решаются и соответствующий набор средств к этому. Все элементы системы психической саморегуляции логически связаны между собой, взаимно дополняют и подкрепляют друг друга. Изменение даже одного из них неизбежно влечет за собой нарушение функционирования других, что, в свою очередь, приводит к сбою работы системы в целом. Поэтому,
обучаясь новому методу, отставьте все то, что Вы когда-либо подобное делали, знали или слышали про это. Не надо торопиться, ведь когда у Вас накопится достаточный опыт, Вы без труда привнесете свои знания в систему, если это будет нужно.

3. Изменение формулы самовнушения

Частный случай предыдущего тезиса. Бытует мнение, что во внушении главное это передача содержания, тогда как его форма неважна. Это утверждение в целом нельзя назвать неверным, однако оно не принимает в учет ряд частных моментов, имеющих принципиальную значимость.
Текст формул самовнушения, применяемых в нашей системе, выверен годами практики, он лаконичен, ритмичен, звучен. Произвольное его изменение приведет к потере этих качеств.
Еще один важный момент заключается в том, что в ходе установочных сеансов
на конкретный текст вырабатывается условный рефлекс погружения в гипнотическое состояние. В случае изменения формулы Вы сбиваете эти настройки и затрудняете дальнейшее закрепление этого рефлекса, тем самым замедляя развитие собственных навыков. Поэтому, учите формулы, не ленитесь.

4. Излишнее повторение формул самовнушения

Некоторые учащиеся ошибочно полагают, что во время упражнений главное вызвать у себя те ощущения, на которые направлены формулы самовнушения (ощущение расслабленности, тяжести, тепла в теле и пр.). Вследствие этого, они стремятся добиться этих эффектов путем увеличения повторений соответствующих формул. Например, формулу "моя правая рука тяжелая" вместо положенных 6 повторяют 15-20 раз, до тех пор, пока рука отяжелеет. Это неверный подход, поскольку
индуцирование гипнотических феноменов не является самоцелью тренировки. Основная задача учащихся на данном этапе – выработать навык самонаблюдения (интроспекции), а нужные эффекты, при соблюдении регламента упражнений, появятся с практикой. В противном случае, снижается маневренность метода.

5. Неправильное распределение внимания

В нашей системе психической саморегуляции метод самовнушения сопряжен с методом сенсорной репродукции образов. Это означает, что одновременно с произнесением формул самовнушения человек воспроизводит в своем воображении картины, соответствующие содержанию сказанного. Здесь наблюдается две крайности. Первая проявляется в том, что человек произносит слова самовнушения бездумно, забывая о сопутствующих образах, прохлаждаясь и думая о чем-то своем. Вторая – это чрезмерная концентрация внимания, приводящая к умственному перенапряжению и быстрому утомлению. Наша рекомендация –
стремиться к той степени концентрации, которая была во время установочных сеансов, это оптимальный режим работы.

6. Гипертрофирование мыслеобразов

Иногда у учащихся появляются жалобы на сильную тяжесть и неприятный жар в теле во время самостоятельных тренировок. Изучение ряда подобных случаев показало, что они создают гипертрофированные мысленные образы при выполнении упражнений, желая тем самым усилить эффект самовнушения и побыстрее добиться результата. Например, вместо того, чтобы представить как рука погружается в приятно теплую воду, они мысленно опускают ее в бурлящий кипяток, суют в раскаленные угли костра и пр. Отметим, что отрицательный эффект от такого нововведения может проявиться не сразу, а спустя какое-то время в процессе тренировок. И хотя это осложнение не вызывает сколь-либо значимых проблем и снимается проведением простого корригирующего внушения, мы все же заостряем на этом внимание.
Больше – не значит лучше и быстрее. Не жадничайте и не торопитесь, а придерживайтесь золотой середины и все придет в свое время.

7. Постановка непсихологических задач

С помощью системы психической саморегуляции решаются только психологические задачи. Объективные изменения в реальной жизни являются следствием их решения и достигаются за счет внутренних преобразований – в самочувствии, поведении, целеполагании, мышлении etc. В самогипнозе нельзя напрямую ставить такие задачи как "продвинуться по карьерной лестнице", "купить новый автомобиль", "защитить диссертацию". Сначала Вы должны понять, а что мешает или чего не хватает Вам как личности для реализации этих замыслов. Тогда психологические задачи будут звучать так: "повысить уровень самообладания", "укрепить волю", "научиться быстро отдыхать", "овладеть навыками эффективного общения". Ваша задача не должна отрываться от реальности. Если сутками лежать на печи и давать себе внушения на работоспособность, при этом продолжая плевать в потолок, то никаких преобразований не будет. Не надо также пытаться делать магические вещи – влиять на кого-то на расстоянии, зажигать зеленый светофор или вызывать дождь. Это приводит к формированию иллюзорных установок, отдаляющих от реального мира.

8. Негативный перенос

Явление переноса психологам известно давно, оно заключается в неосознанном проецировании клиентом своих внутренних черт на фигуру терапевта или применяемый им метод. При самостоятельной работе эффект переноса тоже имеет место и его нужно своевременно осознавать. Так, некоторые учащиеся проецируют на процесс тренировки свои прошлые неудачи, тревоги, неуверенность и, по неопытности принимая эти переживания за истину, начинают убеждать себя в том, что метод им не дается, что у них плохо получается и пр., вследствие чего, результат действительно падает.
Итак, если у Вас появляется какой-то негативизм, страх, раздражение или отрицательная эмоция по отношению к психической саморегуляции, то просто спросите себя: "А в каких еще ситуациях у меня возникают подобные переживания? Что именно внутри меня это вызывает? Нужно ли мне это переживание или лучше от него избавиться?". Поступая таким образом, Вы скоро поймете, что
здесь, как в зеркале, отражается Ваша внутренняя жизнь и у Вас появляется возможность что-то корректировать в ней. А через некоторое время, Вы с удивлением для себя обнаружите, что преобразования стали происходить и в реальной жизни.

9. Перекладывание своей ответственности на ведущего

Некоторые индивидуумы приходят на занятия с намерением ничего не делать, в ожидании того, что гипнотизер вложит им в подсознание чудо-установку и они вмиг овладеют саморегуляцией. Выглядит забавно, не правда ли?
Любой
психолог – это организатор и руководитель терапевтического процесса, его сверхзадача заключается в создании оптимальных условий для психологических преобразований клиента. А вот, насколько хорошо пойдут эти преобразования и будут ли они вообще, уже зависит от самого клиента – от его мотивации, работоспособности, доверия к психологу, масштаба и степени запущенности проблемы и пр. Поэтому, перекладывание своей ответственности на ведущего гарантированно ведет к провалу – такой человек ничему не научится. Самогипноз требует терпения и выдержки, поэтому над собой придется работать самому и другого пути нет.

10. Употребление алкоголя в период обучения

В период обучения психической саморегуляции необходимо полностью исключить прием алкоголя. Он оказывает дестабилизирующее влияние на нервную систему и его употребление, даже в небольших дозах, значительно снижает результативность обучения, а порой и вовсе сводит ее на нет. То же самое касается и любителей подкурить плана, не говоря уже о других наркотиках. Иногда встречаются люди, которые утверждают, что прием вышеуказанных веществ, якобы, помогает им во время упражнений, мол, так у них "лучше идет". Поясним, что внесение подобных элементов в рабочий процесс подрывает основы системы психической саморегуляции. Наш метод не предназначен для взаимодействия с духами Зеленого змия или богом Шивой. Поэтому завязывайте.

С Ув., Константин Машкин