Власти готовятся к индексации утилизационного сбора на автомобили. За несколько лет размер утильсбора может вырасти в четыре раза. Эта мера должна привести к увеличению локализации китайских машин, продажи которых в России после ухода европейских брендов ежегодно повышаются. Участники автомобильного рынка относятся к инициативе неоднозначно, подчёркивая, что подъём цен будет переложен на плечи конечного покупателя.
Комитет Госдумы РФ по промышленности и торговле накануне поддержал инициативу АвтоВАЗА по поводу повышения утилизационного сбора для всей колёсной техники. Предложения направлены новому Правительству. Ещё неделю назад первый вице-премьер Денис Мантуров заявлял, что, как только идеи поступят, они будут оперативно рассмотрены.
Согласно предложениям, утильсбор будет повышаться поэтапно. В текущем году платёж за автомобили могут увеличить с 300,6 до 556,1 тыс. рублей. К 2030 году сбор составит 1,17 млн рублей. Произойдёт подъём в четыре раза за шесть лет. Примечательно, что индексация коснётся не только автомобилей массового сегмента с классическим двигателем внутреннего сгорания, но и электрокаров (для них утильсбор могут повысить уже в этом году до 1,1 млн рублей) и даже спецтехники.
Отечественные автомобили теряют долю
По данным агентства «Автостат», за первый квартал 2024 года отечественная Lada демонстрирует самый скромный прирост продаж – всего 43,2 процента (с 63,4 до 90,8 тыс. машин). Ближайшие конкуренты, китайские Haval и Geely, реализуются более активно – 135 и 202 процента соответственно. За прошедший год они нарастили свою долю на рынке до 12 и 11 процентов, в то время как Lada за тот же период снизила её с 37 до 27 процентов.
– Введение повышенного утильсбора в России является частью стратегии государства по защите интересов национальных производителей в условиях доминирования иностранных брендов, в том числе китайских, – объясняет «Октагону» независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.
Алексей Тузов, независимый автоэксперт: «С учётом того, что китайские автомобили составляют уже 60 процентов от общего числа проданных легковых автомобилей в стране, такие меры направлены на сдерживание оттока капитала за рубеж».
По его словам, в денежном выражении доля отечественного автопрома сегодня составляет всего 9 процентов, а 91 процент доходов поступает за границу, где создаётся добавленная стоимость.
Санкции могут помешать локализации
Второй важной целью повышения утильсбора, на которую указывал глава АвтоВАЗА Максим Соколов, является замена импорта готовых автомобилей на инвестиции в развитие площадок для их производства. Удорожание ввоза должно привести к тому, что китайские производители будут вкладываться в развитие локальных производственных мощностей в России. Это привлечёт в страну новые технологии, вырастет количество рабочих мест, а цены на автокомпоненты будут падать, что должно снизить стоимость машин и увеличить их продажи. Но представители сферы смотрят на подобные планы скептически, обращая внимание на то, что утильсбор вряд ли станет аргументом для китайских автоконцернов.
В настоящее время существуют как минимум две ключевые причины, по которым такой сценарий маловероятен. Во-первых, это риск столкновения с западными санкциями. Производители из Китая понимают, что вложение средств в российские активы может стать слишком рискованным в текущих геополитических условиях.
Во-вторых, объём рынка России относительно национального и тем более мирового слишком мал – около 1,5 млн автомобилей в год, и для запуска крупномасштабных проектов это нерентабельно.
В других геополитических условиях ситуация была бы иной – российские площадки могли бы стать базой для создания автомобилей, которые можно было бы поставлять не только на местный рынок, но и в другие страны. Но пока возможностей для этого нет.
Пострадают все, но привыкнут
По убеждению российских автодилеров, из-за повышения утильсбора могут пострадать не только иностранные, но и отечественные производители.
– Увеличатся цены на все автомобили, в том числе на отечественные, которые используют комплектующие, ввезённые через дружественные страны, – комментируют в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Участники рынка надеются, что индексация будет максимально планомерной, что позволит производителям адаптироваться.
– После повышения утилизационного сбора наш рынок в очередной раз переживёт пять стадий принятия неизбежного, но, поскольку у нас это происходит не впервые, я уверен, что рынок адаптируется быстро. В частности, будет увеличиваться ввоз новых автомобилей в соответствии с графиком роста утильсбора. В этот момент в топы продаж выйдут те производители, которые успеют привезти как можно больше машин до вступления в силу нового утилизационного сбора, так как эти машины будут выигрывать в цене у завезённых по новым правилам и новому размеру утильсбора, – прогнозирует директор по развитию в дистрибуции Dongfeng LCV Илья Московченко.
Из-за увеличения завоза автомобилей, утверждает собеседник, могут возникнуть другие проблемы – загруженность приграничных таможенных территорий, перегрузка таможенных складов временного хранения, сбои в логистических цепочках и так далее.
За всё заплатит потребитель
В наибольшей степени подъём утильсбора повлияет на массмаркет, поскольку покупатели автомобилей этого сегмента более чувствительны к изменениям цен. Второй удар придётся на спецтехнику, из-за чего стоит ожидать подорожания зависящих от неё конечных продуктов и услуг – перевозок, строительства и прочего.
– Наиболее уязвимыми для повышения утильсбора станут китайские модели массового сегмента: Livan X3 Pro, JAC JS3 и Changan Alsvin. Заградительная мера негативно отразится на их стоимости, а это одно из главных конкурентных преимуществ таких автомобилей. Кроме того, производители спецтехники и коммерческого транспорта из КНР также могут потерять ценовое превосходство, что приведёт к сокращению спроса, стагнации российского авторынка и снижению его привлекательности в качестве площадки для сбыта готовых авто либо локализации их производства или сборки, – поясняет «Октагону» руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко.
Пока власти обсуждают утильсбор, китайские бренды успешно дешевеют для конечного потребителя. Например, премиальный кроссовер Voyah Free стал доступнее на 600 тыс. рублей, Chery Arrizo 8 и Hongqi HS5 потеряли в цене 9 и 6 процентов соответственно, добавляют в ГК «Альфа-Лизинг».
По мнению генерального директора компании «Бери Авто» Ислама Альсултанова, профессиональные участники авторынка предпринимают шаги для адаптации к новым условиям. Дистрибьюторы и дилеры разрабатывают стратегии компенсации дополнительных затрат, включая пересмотр ценовой политики и предложения специальных условий для покупателей. Благодаря этому первый скачок цен на автомобили должен стать максимально гладким, так как дилерам нужно будет предельно снизить отток покупателей из-за повышения отпускных цен.
Как отмечают собеседники «Октагона», сейчас участники рынка активно обсуждают идею о том, чтобы поддерживать отечественный автопром не увеличением утилизационного сбора, а другими методами.
– Отечественный рынок для иностранных автопроизводителей интересен. Они могут временно снизить стоимость своих авто, и даже с увеличенным утилизационным сбором она будет сравнима с ценой на российские машины. Это не даст той протекции, на которую рассчитано введение утильсбора. Поэтому, возможно, для отечественных представителей транспортного машиностроения действительно стоит предусмотреть другие меры поддержки – например, увеличение закупок отечественной техники государством, помощь в её экспорте, предоставление различных льгот, – уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
🅾️Все материалы: octagon.media