Про самые маленькие автомобили в истории мы уже недавно писали (если пропустили, вот ссылка) и рассказывали о том, что размер иногда имеет решающее значение. Герой нашей сегодняшней статьи – очень необычный немецкий автомобиль послевоенной эпохи под названием Zündapp Janus. В своё время он неожиданно появился на рынке, поразив всех своим небанальным дизайном, и столь же быстро канул в Лету. Но обо всём по порядку.
Немного истории
Zündapp – немецкая компания с богатой историей, начавшая свою деятельность в 1917 году. Основатели компании Фридрих Краузе и Фриц Нойберт изначально сосредоточились на производстве мотоциклов. Их первая модель Z22 была выпущена в 1921 году и стала основой для дальнейшего развития фирмы.
В 1933 году марка Zündapp представила свой первый хит – Zündapp K800. Этот мотоцикл с коляской был оснащён двигателем объёмом 800 кубических сантиметров и получил широкое признание благодаря своей надёжности и маневренности. Он также снискал звание одного из самых красивых мотоциклов 30-х годов.
Период Второй мировой войны оказался для Zündapp весьма продуктивным. Компания стала одним из главных поставщиков военной техники. Их мотоциклы и мотороллеры использовались для различных военных целей, включая передвижение войск и связь.
Рождение Януса
После окончания войны руководство марки весьма ожидаемо решило расширить поле своей деятельности и начать производство автомобилей. Для разработки пилотной модели в 1954 году компания пригласила авиаконструктора Клода Дорнье, который и придумал их первый футуристический автомобиль. В 1957 году машина под названием Zündapp Janus была представлена публике.
Своё имя в честь римского двуликого бога Януса она получила неслучайно: оно в полной мере отражало уникальный дизайн автомобиля с двумя «лицами», направленными в разные стороны. Такая конструкция предусматривала весьма необычный вариант размещения водителя и пассажиров в салоне – им надлежало сидеть спиной к спине. Забраться в авто можно было также с двух сторон. При этом боковые двери у Janus напрочь отсутствовали. Компактный автомобиль предназначался для городского использования и благодаря своим небольшим размерам отличался превосходной маневренностью.
Немецкая микролитражка оснащалась небольшим мотоциклетным двигателем объёмом всего 250 см³ и имела передний привод. Подобный силовой агрегат мог похвастаться крайне скромной мощностью всего в 14 лошадиных сил, но с учётом малого веса автомобиля без труда разгонял его до 80 километров в час. Главной особенностью Janus стала панорамная кабина, обеспечивавшая отличную видимость как при езде вперёд, так и назад. Автомобиль быстро набрал популярность в Германии. Ключевую роль в этом сыграли доступная цена и удобство эксплуатации.
Машина настолько пришлась по вкусу немецким водителям, что ADAC, крупнейший автомобильный клуб в Германии тех времён, начал использовать Zündapp Janus для быстрого реагирования на вызовы автомобилистов в далёких районах, куда не могли доехать более традиционные авто. Благодаря уникальной конструкции Януса специалисты ADAC могли обеспечивать помощь на дорогах в любых условиях.
Однако, несмотря на свою оригинальность и неповторимый дизайн, Janus так и не стал коммерчески успешным проектом. Производство было прекращено уже через год после старта. За этот период компания успела выпустить около 6900 автомобилей. Завод, на котором собирали Янусы, позднее купила компания «Bosch». Несмотря на это, благодаря своей необычной концепции Janus остаётся объектом повышенного интереса для коллекционеров и любителей раритетных автомобилей. Известно, что более 40 «двуликих Янусов» продолжают рассекать по дорогам старушки Европы и в наши дни.