Этот эпохальный портрет был написан флорентийским художником Бронзино (годы жизни 1503-1572) во время его двухлетнего пребывания при дворе семейства делла Ровере. Как отметила историк искусства Хезер Л. Сейл-Холиан, время, проведённое Бронзино в итальянском городе Пезаро, стало «поворотным событием» в его карьере «и в более широкой истории флорентийской портретной живописи». Именно при дворе художник впервые познакомился с влиятельным изданием 1528 года под названием «Кортеджано», написанным итальянским придворным и дипломатом Бальдассаре Кастильоне (годы жизни 1478-1529). Данная рукопись шикарно обрисовала качества, манеры и поведение идеального придворного или же придворной дамы.
Находясь у делла Ровере, Бронзино не только имел возможность изучать «Кортеджано», но и мог с близкого расстояния наблюдать, как придворные люди выполняли указанные им придворные предписания. Затем он стремился перевести все эти идеалы и этикет на визуальный язык придворной портретной живописи, о чём и свидетельствует «Портрет Гвидобальдо делла Ровере».
Например, «Кортеджано» советует придворным быть «знающими как оружие, так и письмо». На шлеме главного героя Бронзино, изображённого на этом портрете, мы видим эмблему, начертанную греческими буквами, что указывает нам на интерес и знание классики со стороны персонажа. В это же время, как далее утверждает Сейл-Холиан:
«Прекрасный костюм из тщательно отрисованных миланских доспехов подразумевает его «доблесть» в военных подвигах и, в свою очередь, также намекает на профессию идеального придворного».
Точно так же Бронзино включил в сюжет царственную серую собаку, что тонко намекает на интерес этого конкретного человека к охоте, которую Кастильоне пропагандировал как похвальное времяпрепровождение для придворных особ. Более того, двумя наиболее важными качествами, описанными в «Кортеджано», были грациозность и определённая беззаботность, которая скрывает собой всякий артистизм и делает всё, что человек говорит или же творит, ненадуманным и лёгким. Бронзино переводит данные атрибуты в фирменные выражения «отчуждённости», которые он рисует абсолютно на всех своих портретах.
- Художник – Бронзино
- Название – «Портрет Гвидобальдо делла Ровере»
- Год создания – 1532
- Размеры – 114 х 86 сантиметров
- Материал – Масло на панели
- Место нахождения – Дворец Палаццо Питти (Флоренция, Италия)