Найти тему
Не учебник истории.

От красного к бабочке - полный символизма портрет короля Карла III

Оглавление

В прошлом отсутствие фотоаппаратов вынуждало монархов обращаться за помощью к живописцам, дабы те помогли увековечить их внешность и величие посредством искусства. Начиная с XV века европейские королевские Дома оспаривали исключительное право на того или иного мастера-живописца. За талантливых художников шла настоящая война. Их, как говорится любили, холили и лелеяли. Их работами стремились украсить стены своих дворцов.

Действующий монарх Англии Карл III решил соблюсти эту традицию. Он пожелал запечатлеть свой образ на полотне, как на протяжение долгих веков это делали до него его предшественники. Имя художника, которому король доверил сию честь - Джонатан Йео.

Официальный портрет Карла III, написанный художником Джонатаном Йео. Открытый источник
Официальный портрет Карла III, написанный художником Джонатаном Йео. Открытый источник

На сегодняшний день официальный протрет Карла III находится в Букингемском дворце. После 14 июня 2024 года он займет свое место в Дрейперс-холле в Лондоне, по соседству с портретами королевы Виктория и Эдуарда VII. Окрашенная мазками красного цвета и украшенная бабочкой, работа призвана подчеркнуть королевское наследие Чарльза.

Красный и бабочка. Портрет, полный символизма

На первый взгляд портрет резко выделяется на фоне других изображений правителей, которые мы привыкли видеть за всю историю существования монархии. Однако, по словам автора полотна такой контраст был выбран не случайно:

«Яркий цвет фона на заднем плане придает портрету современный вид с одной стороны. С другой - это мощным психологический инструмент, притягивающий взгляды всех, кто смотрит на полотно».
Карл III представляет свой первый официальный портрет в Букингемском дворце. Открытый источник
Карл III представляет свой первый официальный портрет в Букингемском дворце. Открытый источник

На самом же деле, ярко-красный фон является продолжением мундира, в который одет монарх. Это форма Уэльской гвардии, полковником которой Карл является с 1975 года. Такое неординарное решение в выборе цветовой гаммы с одной стороны подчеркивает индивидуальный стиль художника. С другой же, по мнению самого автора, не отвлекает внимания смотрящего от характера и сущности изображенного на портрете.

«Главное - это передать сущность изображенного на полотне, а не буквально скопировать его внешний облик».

Не случайно на портрете изображена и бабочка-монарх. Это один из видов бабочек, наиболее пострадавших от изменения климата. Таким образом художник подчеркивает роль Карла в борьбе за экологию, которой нынешний монарх на протяжение всей своей жизни уделял немало внимания.

Кроме того, бабочка на официальном портрете Карла III символизирует своеобразную метаморфозу, происходящую с каждым принцем, когда он становится королем. Монарх - это прекрасная бабочка, что выжидала своего звездного часа в теле непривлекательной гусеницы.

Несмотря на то, что Джонатан Йео представитель новой школы живописцев и не является поклонником старых традиций, тем не менее, ему пришлось с ними считаться. Благодаря живости красок этот мостик в прошлое может остаться незамеченным, однако, если присмотреться, то можно разглядеть, что король изображен в военном мундире с мечом в руке. Этот образ не что иное, как некий стандарт, который нельзя игнорировать при создании королевских портретов.

Портал в преисподнюю

Однако, не всем новый портрет кажется стильным и современным. Многие видевшие его высказались в пользу того, что красный фон - не что иное, как символ крови и языков адского пламени. Сам же портрет назвали порталом в преисподнюю и проводником тысячелетнего зла.

Те, кто отзеркалил изображение, утверждают, что посередине отчетливо видится образ Люцефера.

Открытый истчоник
Открытый истчоник

Один из пользователей социальных сетей так отозвался о новой картине:

«Он похож на жуткого кроваво-красного дьявола. Я не вижу никакой явной оккультной символики, но это все — точно противоположность любви и свету».

Королевские портреты в которых встречаются власть и искусство

С самого момента появления традиции писать официальные портреты монархов, что произошло где-то между XIV и XV веками, европейские правители начали играть далеко не последнюю роль в истории искусства. Дабы увековечить память о себе любимом они всеми силами и совершенно искренне поддерживали и продвигали культуру и искусство своего королевства. К этому, бесспорно, примешивались высокие дозы тщеславия. В последствие это привело к тому, что за Королевскими Домами закрепился статус меценатов. На протяжение долгих веков монархи поддерживали представителей мира искусства, которым удалось вырваться за границы своего времени.

Джонатан Йео представляет портрет Карла III в Букингемском дворце. Открытый источник
Джонатан Йео представляет портрет Карла III в Букингемском дворце. Открытый источник

Так, говорят, что Филипп IV Испанский буквально влюбился в искусство Питера Пауля Рубенса. Он поручил ему написать портреты почти всех членов своего Двора.

А в середине XIX века представители аристократии отчаянно пытались выгадать свободное местечко в более, чем плотном рабочем графике немецкого художника Франца Ксавера Винтерхальтера, написавшего почти 120 портретов королевы Виктории.

Но, несмотря на давление, которое они, бесспорно, могли оказать на мастера, монархи и влиятельные лица, в том числе Папы и Императоры, прекрасно понимали, что, выбирая художника, который будет писать их портрет, они должны полностью доверять его стилю.

Именно благодаря этому доверию, сегодня мы имеем возможность любоваться потрясающим портретом Иннокентия Х кисти Диего Веласкеса, на котором откровенно бросается в глаза суровый и вспыльчивый характер прелата. Говорят, что заказчик остался очень доволен своим портретом, а автор приобрел известность мастера, способного запечатлеть на полотне душу.

Иннокентий Х. Работа Диего Веласкеса. Открытый источник.
Иннокентий Х. Работа Диего Веласкеса. Открытый источник.

Сохранила история и пример более глубокой степени доверия заказчика к художнику. Император Священной Римской Империи Рудольф II изображен в образе бога времён года и земных плодов Вертумна - Бога превращений.

Портрет императора представляет собой букет из самых различных фруктов и овощей, которые призваны олицетворять растительность и дары природы всех четырёх времён года.

Сохранилось мнение об этом полотне друга художника, поэта и историка Грегорио Команини:

«Глаза на лице его — это звёзды Олимпа, его грудь — воздух, его живот — земля, его ноги — бездны. Одежда его — плоды и трава…».
Джузеппе Арчимбольдо Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. ок. 1590 Открытый источник
Джузеппе Арчимбольдо Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. ок. 1590 Открытый источник

Не станем отрицать, что по сравнению с портретом Рудольфа II, портрет Карла III не кажется таким уж рискованным. Тем не менее, он является наглядным доказательством той свободы, которая была предоставлена Джонатану Йео при работе над полотном. Таким образом, традиция доверять мастеру, который пишет портрет монарха пережила века и ясно проявилась в первом, и, вероятнее всего, последнем официальном портрете правящего монарха Великобритании Карла III.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.

Не учебник истории. | Дзен