На День Шахтёра проведать Сергея приехали мужики из Калиновки.
Танюша радовалась: как знала, – испекла пирог с вишнями.
Рецепт вишнёвого пирога у них в Калиновке свой, неповторимый: пирог калиновской хозяйки отличишь от любого другого – с закрытыми глазами, по вкусу.
Директор шахтоуправления Дёмин и Курганов, командир горноспасательного взвода, зашли к профессору Казанцеву. Казанцев пожал им руки:
-Через полмесяца можете забрать своего горноспасателя домой. Дальнейшая реабилитация будет проходить под наблюдением вашего калиновского врача, Василия Степановича Меженина.
Дёмин с Кургановым переглянулись. Директор шахтоуправления неловко кашлянул в кулак, а Курганов обратился к профессору:
-Само собой, – домой мы нашего Серёгу… Сергея заберём. Только Вы нам скажите: что ж, – не поднимется Серёга?.. Не сможет ходить? Так и останется – в инвалидном кресле?
Казанцев прошёлся по кабинету:
- Мы ж тут тоже не боги, мужики. Делаем, что можем. Последствия таких травм, как и результаты лечения, во многом остаются непредсказуемыми. Скорее всего, для полного восстановления понадобятся годы. Может случиться и такое, что ожидания не оправдаются. Для вашего Сергея сейчас самое важное – не остаться одному. В больнице это не так чувствуется, да и Татьяна очень помогает – и нам, и ему. А дома он сразу заметит, что все – при деле, все на работу спешат. И сразу – мысли о своей беспомощности и ненужности. Многие начинают пить, – чтоб заглушить своё горе. Поэтому – будет замечательно, если вы найдёте ему какое-нибудь дело. Чтобы он постоянно был среди вас.
Курганов кивнул:
- Мы об этом думали. Решили, что Сергей будет учиться – заочно. А пока – у нас на шахте есть учебный комбинат. Сергей вполне сможет преподавать на курсах технику безопасности.
-А про Татьяну – Вы, доктор, правильно сказали: Серёге нельзя без неё, – согласился Дёмин. – Признаться, удивила она нас, калиновских. Не ожидали мы, что… после случившегося Танюшка с Сергеем останется: девчонка своенравная, высокомерная и заносчивая. К тому же – красавица. Знала, что он любит её так, что и дышать без неё не может, – вот и командовала Серёгой, как хотела. Кто бы мог подумать, что она будет дневать и ночевать в больнице! Вот ведь как порой случается в жизни…
А под окном Серёгиной палаты курили шахтёры с «Закурганной» и мужики-горноспасатели. Андрюха Журин счастливо махал руками:
-Серёжка!.. Се-рё-га!!! Вчера моя Верка сына родила!!! Сергеем назвали!!!
Андрюху Журина Пахомов вытащил из-под завала на другом конце шестой западной лавы. (Лава – это подземная очистная горная выработка, в которой производится добыча угля. Протяжённость лавы – от нескольких десятков до нескольких сот метров. Один бок лавы образован массивом угля, другой – специально обрушенной породой). Был Андрюха без сознания, и старая рубаха Андрюхина потяжелела и стала липкой от крови, что смешалась с угольной пылью. А перед глазами у Сергея – Вера, Верочка, весёлая и ласковая жена Андрея, с такой же весёлой и ласковой дочуркой Леночкой. К концу лета Журины ждут сына.
До того ли было Серёге, чтоб замечать свою боль, – когда надо было успеть донести Андрюху к вспомогательному стволу и немедленно поднять на-гора раненого шахтёра! (Пояснения – для тех, кто на канале впервые: шахтный ствол – это вертикальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на земную поверхность и предназначенная для обслуживания подземных работ. В шахте имеются главный и вспомогательные стволы. Главный расположен на центральной площадке шахты. По главному стволу поднимают уголь на поверхность. Вспомогательные стволы предназначены для спуска-подъёма шахтёров и горно-шахтного оборудования, а также для подачи в шахту свежего воздуха и выдачи отработанного. Глубина донбасских шахт часто превышает тысячу метров. На-гора – исключительно шахтёрский термин. Не на гору! Слово гора в древнерусском языке обозначало вовсе не форму рельефа местности. Гора – это поверхность чего-то, всё то, что находится наверху. Так появился шахтёрский термин: на-гора, на поверхность угольной шахты. На-гора – это наречие, а не существительное гора с предлогом на. Поэтому пишем обязательно через дефис. Подняться на-гора – это подняться куда, а не на что, как можно сказать в случае – на гору. В известной шахтёрской песне есть слова: только тот любит солнце и высокое небо, кто поднялся с зарёй на-гора…).
Сына Серёгой назвали!
У Сергея повлажнели ресницы: надо же такому!..
А в глазах даже мальчишеская гордость промелькнула: Серёга, значит!
Сергей приподнялся в инвалидном кресле, чтоб выглянуть из окна. Танюша бережно поддержала его за локоть, строго свела бровки:
-Что Вера с Андреем сына Серёжкой назвали, – это, конечно, хорошо… и правильно: Сергей – красивое имя… и звучит красиво: Сергей Андреевич. Только тебе, Пахомов, нечего бросать полные гордости взгляды. Нос задерёшь тогда, когда поднимешься… и зайдёшь к Журиным – поздравить их с рождением сына.
Но, пока Серёга махал мужикам обеими руками, Таня быстро вытерла слёзы…
Потом в палату вошли Дёмин с Кургановым.
Владимир Павлович, командир горноспасательного взвода, пожал Танюшину руку, кивнул Сергею:
- Ждём вас домой. Имейте в виду: мы помним, что вы нас на свадьбу приглашали. А лучшего времени, чем осень, для свадьбы нет. Будем считать, что вы просто скорректировали дату свадьбы.
Александр Васильевич заметил:
-Только не рассчитывай на долгий отдых, Сергей Степанович. У нас в учебном комбинате нет преподавателя по технике безопасности. Так что – готовься к преподавательской деятельности.
Сергей растерялся:
- Нашли педагога!.. Я ж – горноспасатель.
- А я тебе – о чём? – серьёзно ответил Дёмин. – Кому ж преподавать технику безопасности, как не горноспасателю! И ещё, Сергей: в свободное от работы время будешь готовиться к поступлению в наш горно-металлургический. Нам на «Закурганную» нужны специалисты с высшим образованием. Например, – горный диспетчер. Учиться будешь по направлению шахты.
-Я горноспасатель!
- Никто тебе не говорит, что ты не горноспасатель. Одно другому не мешает. Ты – мужик, и смотри на вещи реально. Получится вернуться в горноспасательный взвод, – мы возражать не будем. Только на шахте и другие специалисты нужны.
Вечером Сергей с Таней долго говорили о скором возвращении в Калиновку. На Серёжкино лицо вдруг набежала тень:
- А Володька Морозов… кум, не приехал. Я думал, – Тёмку привезёт. Подрос, наверное, мальчишка…
Таня почему-то отвела взгляд, – будто бы понадобилось поправить подушку… Ответила уклончиво:
-Некогда Владимиру. Малого в ясли оформляет.
Не решилась рассказать Серёжке, что пьёт Владимир… Дёмин уж не раз его к себе вызывал, – предупреждал, что отстранит от работы в проходке. Морозов не поднимал глаз, потирал ладонью лоб и угрюмо отмалчивался...
Сестра Владимира, Ирина, засобиралась в Севастополь, к своему моряку. Соседка, Митрофановна, осторожно поинтересовалась:
-Малый-то – как же… Не справится Владимир, если ты уедешь.
-А мне – что ж теперь! За него справляться? И так – уж больше года справляюсь! Мне замуж надо выходить, своих детей рожать! Олег зовёт в Севастополь. Что ж мне, – из-за брата и племянника от своего счастья отказаться! Так и нянчиться с ними, – с двумя! Ладно, – малый! А Володька пьёт беспробудно, сил моих больше нет!
И не осудишь Иришку…
Таня, когда в Калиновку приезжала, забежала проведать Серёжкиного крестника. Сердце сжалось: мальчишка как-то горестно спал в своей кроватке – в обнимку с большущим полосатым котом. Коту давно хотелось убежать на крышу, но он тихонько мурлыкал, – словно понимал, что Тёмке без него неуютно будет…
-Горе моё, – вздохнула Ирина. – Да и тебе, Тань, знаю, – не легче… Не послушал меня твой Пахомов. А ведь говорила ему: не положено неженатому парню мальчишку крестить! Не зря же люди говорят! Примета такая! К несчастью! Так не послушал!
-У горноспасателей, Ир, знаешь, сколько примет, когда они спускаются в шахту разбирать завалы, – грустно усмехнулась Таня. – Только некогда им приметы сортировать, – какая счастливая, а какая – к несчастью.
- Так то ж – в шахту! А мальчишку не надо было крестить!
-Не в этом дело, Ир. Служба у них такая.
- А я тебе говорю, – всё бы обошлось тогда… в ту аварию, когда метан рванул. Всё обошлось бы, – если б Серёга не согласился быть крёстным.
-Может, обошлось бы… а, может, и нет. В шахте всякое случается.
- И что ж ты, – решила твёрдо? С Серёжкой останешься?
-Ты о чём, Ира?
-В Калиновке говорят, что ходить Серёжка не сможет…
-А я, Ир, не только за красивую походку Сергея полюбила.
- Ой, не знаю, Тань… Всю жизнь – с инвалидом…
К середине сентября Сергей с Татьяной вернулись в Калиновку.
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10
Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15
Часть 16 Часть 17 Часть 19 Часть 20 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цветы» (2018-2024 год)