Критиковать ли начинающего автора возможно жёстче, чтобы он стремился к идеальному результату? Или поддержать, ведь путь к совершенству долог? А если автор - ребёнок?
Продолжая двигаться по курсу Дж. Кэмерон "Путь художника", я нахожу новые и новые поводы для размышлений. Сегодня зацепилась за очевидную вроде бы мысль. Очень часто человек запрещает себе начать делать что-то новое, потому что поначалу он будет это делать плохо! Вроде бы, ясно: когда ты только учишься, разве возможно сразу что угодно делать идеально? Однако мы требуем именно этой странной вещи, да причём не только от себя, но и от детей.
Моя младшая дочка недавно участвовала в местном литературном конкурсе на тему "Осень". Не то чтобы она очень любит писать, особенно стихи. Но ей, в целом, нравится учительница, а учительнице нужно было набрать определённое количество детей от класса для этого конкурса. Совершенно не заморачиваясь, она села, накропала стихотворение из восьми строк и отправила его жюри без всяких там правок и рецензий.
Я была не в курсе этих всех дел, и сама она, очевидно, не особо придала значение этой истории. Однако спустя пару месяцев меня вызвали в школу на ковёр, погрозили пальцем за необеспечение присутствия ребёнка на торжественной церемонии и вручили красочно оформленную книгу. В которой было напечатано и дочкино стихотворение.
Перелистывая эту замечательную книгу, я осознала смысл выражения "противоречивые чувства". С одной стороны, испытала гордость - у моего ребёнка стихотворение отобрало строгое жюри и напечатало в самой настоящей книге! С другой... Растерянность и даже некоторый стыд. Книга была наполнена многостраничными сказками и рассказами, длиннющими стихотворениями с выверенной рифмой и размером, гладкими метафорами. На этом фоне наивный маленький дочкин стих, которого явно не касалась рука преподавателя, выглядел как тряпичная кукла на полке среди эффектных Барби и милых Паолок, пахнущих ванилью.
Больше того, учительница, которая отдавала мне книгу, явно тщательно скрывала брезгливость. Выяснилось, что другие ученики перед отправкой произведения работали с ней, устраняли недостатки, а моя взяла да отправила прямо через электронную форму в жюри. На лице учительницы было написано, что, будь её воля, такому никогда не позволено было бы случиться. Этого она, конечно, не сказала. Просто уведомила, что вот книжка, вот диплом, передайте.
Что делать, - пронеслось в голове. - включить воспитательный момент? Провести анализ? Показать, как надо много трудиться, чтоб произведение достойно выглядело на фоне других? Как вообще так можно было послать этот слабый детский стишок без рецензии учительницы? А вдруг... она опозорила школу! Если вы читали "Боевой гимн матери-тигрицы" Эми Чуа, этого яркого амбассадора китайского стиля воспитания, легко воспроизведете монолог до конца.
Но тут, к счастью, проснулась моя разумная сущность, которую я называю Голос, и хрипло прокомментировала мои метания:
-Да щас!
И ещё:
- Отстань от ребёнка! Это и есть детский стишок! В конце концов, её стихотворение отобрало жюри! Не могут же они быть тупыми поголовно!
И Мать-тигрица, недовольно нахлестывая себя хвостом по бокам, убралась.
А я оставила всю критику при себе. А дочке купила кило винограда, чтобы отпраздновать первую публикацию. И единственное, что я позволили себе сказать: ужасно жаль, что оно такое небольшое, потому что я не начиталась! Может, когда-нибудь напишешь продолжение?
Много лет я не позволяла себе все те творческие занятия, к которым, по всеобщему мнению, требуется талант. Я не играла на фортепиано и гитаре, я не шила костюмы, не рисовала, потому что с детства твёрдо знала: я безрукая и мне медведь на ухо наступил. Если я попробую, у меня будет получаться ужасно, просто кошмарно! И когда я разрешила-таки себе пробовать, это оказалось правдой! Я, действительно, ужасно неаккуратная, я криво шью, у меня короткие пальцы, а чтобы освоить гитарный бой "шестерку" и три аккорда, мне потребовалось пять месяцев упорных занятий.
Ну и что. Зато теперь я дофига всего умею очень плохо делать. А некоторые вещи уже не очень плохо, а просто плохо. А шить, например, и вовсе даже ничего. И получаю от этого большое удовольствие.
Так что пробуем снова и снова. Делаем всё, что хочется. А внутреннего цензора тапкой лупим!