Найти тему
Вперёд в прошлое!

Вопрос без ответа: как погиб Щорс? (часть 2)

Вот, правда, горжусь подписчиками канала! Наши отношения давно вышли за рамки "автор-читатели" и приобрели соавторский характер.

В прошлой части я рассказывал об эксгумации останков Николая Александровича Щорса, в ходе исследования которых выяснилось, что легендарный комдив был убит выстрелом в затылок. А также перечислил свидетельства в пользу того, что убийцей мог быть его заместитель - Иван Наумович Дубовой, пообещав предоставить последнее, ключевое свидетельство. Первую часть моего рассказа можно прочесть здесь:

Пусть и с запозданием, но всё же выполняю своё обещание. Четвёртым доказательством является... личное признание Дубового на допросе 3 декабря 1937 года. Причём помимо многочисленных статей в интернете и публицистике об убийстве Щорса, протокол этот можно найти, к примеру, в книге Николая Черушева "«Кухня» НКВД" вместе с другими материалами по делу Ивана Наумовича. Вот оно:

ВОПРОС: Вы подали заявление на имя народного комиссара внутренних дел СССР с признанием, что Вы являетесь убийцей Щорса. Расскажите подробно об этом убийстве.

ОТВЕТ: Щорса Николая Александровича, бывшего начальника 44-й стрелковой дивизии, я убил 31 августа 1919 года. В это время я являлся заместителем Щорса. После убийства я сменил его, получив назначение на должность начальника этой дивизии. Этого я и добивался, когда решил убить и убил Щорса.

Памятник Ивану Наумовичу Дубовому в селе Новоселица Черкасской области (Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International)
Памятник Ивану Наумовичу Дубовому в селе Новоселица Черкасской области (Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International)

В комментариях к первой части меня просили подробнее остановиться на личности и биографии Дубового. Давайте поступим немного по-другому - сравним биографии жертвы и предполагаемого убийцы. Итак, оба, и Николай Александрович, и Иван Наумович, кстати, практически ровесники, выросли в крестьянских семьях, с той лишь небольшой разницей, что Наум Дубовой со временем сменил соху на кайло шахтёра. Оба во время Первой Мировой служили в царской армии, но в разное время и при совершенно различных обстоятельствах. Щорс окончил школу военных фельдшеров и свой боевой путь начал в 1914 году в рядах 1-й армии Ренненкампфа, громившей немцев в Восточной Пруссии. К 1917 году он уже носил чин подпоручика. Дубового призвали только в конце 1916 года и сразу отправили в школу прапорщиков в Иркутске. На фронт он так и не попал, зато активно участвовал в установление Советской власти в Сибири.

После Октябрьской революции и Николай Александрович, и Иван Наумович сражались на стороне Советской власти, но опять же по-разному. Щорс вместе с братом и дядей партизанил на территориях, захваченных стремительно наступающими немцами. Он даже умудрился оказаться среди интернированных - Советская власть официально открестилась от партизан, дабы не ссориться с кайзером. Противниками Дубового были в основном белогвардейцы.

Евгений Самойлов в роли Николая Щорса в фильме "Щорс" 1939 года (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)
Евгений Самойлов в роли Николая Щорса в фильме "Щорс" 1939 года (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)

А вот как складывались карьеры Николая Александровича и Ивана Наумовича в Красной Армии. Щорс - командир Украинского революционного полка имени товарища Богуна, командир 2-й бригады 1-й Украинской советской дивизии, командир 1-й Украинской советской дивизией. Дубовой - помощник начальника оперативного отдела штаба Северо-Кавказского военного округа, начальник оперативного отдела и помощник начальника штаба 10-й армии, начальник штаба группы войск Киевского направления Украинского фронта, начальник штаб 1-й Украинской Советской армии, ВРИО командующего этой армией. Как говорится, почувствуйте разницу.

Судьба свела Николая Александровича и Ивана Наумовича 15 августа 1919 года. Щорс на тот момент командовал 1-й Украинской советской дивизией, Дубовой - 3-й пограничной. В тот день обе дивизии прекратили своё существование, слившись в одну - 44-ю стрелковую. Новую воинскую часть возглавил Щорс. Дубовому досталось место его зама. А спустя всего 15 дней Николай Александрович погиб чуть ли ни в первом же бою, который он принял во главе новой дивизии. Вчерашнего командира полка сменил его зам - вчерашний ВРИО командующего армией. Мотив у Дубового был просто железный.

Обелиск на месте захоронения Николая Александровича Щорса в Самаре (Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported)
Обелиск на месте захоронения Николая Александровича Щорса в Самаре (Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported)

Иван Наумович командовал дивизией до конца Гражданской. С началом Советско-польской войны 44-ю стрелковую перебросили в Польшу. Затем она вернулась на Украину добивать местных повстанцев. Когда же наступил долгожданный мир, карьера Дубового пошла в гору. В 1924 году он получил под командование корпус, а после окончания Курсов усовершенствования высшего начальствующего состава служил сначала помощником, потом заместителем командующего войсками Украинского военного округа, и, наконец, в 1935 году стал командующим войсками Харьковского военного округа и членом Военного совета при Народном комиссаре обороны СССР, войдя в высшую военную элиту.

Однако было в биографии Ивана Наумовича и такое, что стоило ему впоследствии не только карьеры, но и жизни. На протяжении всей своей мирной службы вплоть до прихода к власти Гитлера он неоднократно бывал на стажировке в Германии. Неудивительно, что в 1937 за Дубовым пришли. Вот тогда-то на допросе бывший заместитель командира дивизии и признался в убийстве своего начальника.

Картина "Бой с белополяками" кисти Николая Самокиша (изображение из открытых источников)
Картина "Бой с белополяками" кисти Николая Самокиша (изображение из открытых источников)

Чуть позже эти показания подтвердил и один из полковых командиров и старый соратник Щорса, Казимир Францевич Квятек. Интересно, что хотя оба обвиняемых попали под каток репрессий примерно в одно и то же время, проходили они по разным процессам. Ивану Наумовичу инкриминировалась дружба с Якиром, расстрелянным по делу Тухачевского. Квятек же, бывший на момент ареста заместителем Дубового, как этнический поляк подозревался в сотрудничестве с польской разведкой.

Тем не менее, в обвинительном заключении убийство Щорса не фигурировало. Ивана Наумовича приговорили к высшей мере за участие в покушение на наркома Ворошилова, которое якобы должно было состояться во время визита Климента Ефремовича в Харьков. Почему признаниям Дубового и Квятека не дали ход? Может потому, что следователи не ожидали раскопать это преступление? А когда раскопали, решили от греха не вносить изменений в заранее утверждённый сценарий по разоблачению покушения на наркома?

Памятник Николаю Александровичу Щорсу в Чернигове (Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported)
Памятник Николаю Александровичу Щорсу в Чернигове (Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported)

И ещё один интересный факт. На момент, когда Дубовой и Квятек давали показания, останки Щорса мирно покоились в Куйбышеве и никто ещё не подозревал, что обнаружат эксперты при их эксгумации. Так что у Ивана Наумовича имелись мотив и возможность совершить убийство, а его признание выглядит вполне правдоподобно. Вот только... сторонники версии убийства Щорса считают убийцей вовсе не его. Да, да. Дубового обвиняют лишь в том, что он скрыл следы преступления, наложив Николаю Александровичу повязку и запретив её менять. Кто же тогда убийца? Об это я расскажу в следующий раз:

Читайте в этом цикле:

Вопрос без ответа: неизвестные отцы?
Вперёд в прошлое!8 мая 2023