Найти тему

Актерское мастерство, бытовое лицемерие и нарциссическое расстройство (часть 1)

Оглавление

Как сыграть Ромео, безумно влюбленного в прекрасную Джульетту, если перед тобой на сцене загримированная бабушка трех внуков в парике? Да и сам ты под сорок, женатый в третий раз, и только что перед спектаклем поссорился с целеустремленной пассией на стороне, считающей себя четвертой в очереди на престол?

Фото автора. Развалины дачи расстрелянного партийного босса Ивана Кабакова на острове Репном (Шитовское озеро, Свердловская область).
Фото автора. Развалины дачи расстрелянного партийного босса Ивана Кабакова на острове Репном (Шитовское озеро, Свердловская область).

Жизнь - театр?

Какое дело обычным людям до проблем актеров? Им же не надо каждый день играть Ромео, ну, или Джульетту.

All the world's a stage,
And all the men and women merely players:
They have their exits and their entrances;
And one man in his time plays many parts,
His acts being seven ages.
В.Шекспир «Как вам это понравится» (1599 или 1600 г.), в монологе Жака (акт II, сцена VII).

Эти строки принято считать первоисточником изречения "Вся жизнь - театр, а люди в нем - актеры" (но известные русские переводы не точны, потому цитирую оригинал).

Дерзну "пересказать" знаменитые слова языком психологии (на красоту и сестру таланта не претендую): "Вся жизнь травмированных людей - театр, и они вынуждены постоянно играть выдуманных другими персонажей."

Если ... образ по логике своей внутренней жизни сосредоточен в данный момент на великолепном пейзаже, которым он любуется через окно своей комнаты, то ведь актер на самом деле никакого пейзажа не видит и увидеть не может: глядя в бутафорское окно, он видит лишь неприглядный хлам, который имеется за кулисами любого театра. Захава Б.Е. - Мастерство актера и режиссера - 1973
Фото автора.
Фото автора.

Что же делать бедному актеру?

Ключ к профессиональному актерскому мастерству - не воображать то, чего нет. Не страдать галлюцинациями. Не заставлять свои глаза видеть вместо лица возрастной партнерши свою первую любовь. Не сходить с ума. А "всего-навсего" придумать способ вызвать нужные для образа чувства, глядя на то, что есть в реальности перед актером на сцене.

Для этого актер должен осознавать две части своей личности: 1) изображаемый образ и 2) художника-творца, для которого его собственные тело и душа – материал вроде глины для скульптора. Настоящая мотивация актера – радость творчества:

«физиологическое ощущение гармонии, которое так хорошо знакомо творцам» (В.Набоков «Защита Лужина»).

Поэтому К.С.Станиславский называет чувство, испытанное актером ранее в его настоящей жизни, которое становится «глиной», - «первичным», а вызванное сознательно (искреннее!!) чувство на сцене – «повторным».

Писатели - тоже актеры?!

Справедливости ради надо заметить, что не только актерам приходится «страдать» раздвоением личности на «творца» и «глину». А как же любое литературное творчество? Как думаете, откуда берется персонаж со своими чувствами, мыслями, болью, радостью, развитием?

Автор, прямо сейчас набирающий текст на клавиатуре, и пишущий: «я прыгаю с парашютом навстречу бездне», или «я рыдаю от отчаяния», или «я развел огромный костер» - не делает всего этого во время написания текста, но воспроизводит словами «повторное» переживание, случившееся раньше.

Речь идет о творческих людях, а почему тогда «ВСЯ жизнь – театр»?

До сих пор еще немало в актерской среде любителей (особенно любительниц) «пострадать» на сцене: умирать от любви и ревности, краснеть от гнева, бледнеть от отчаяния, дрожать от страсти, плакать настоящими слезами от горя, — сколько актеров и актрис видит в этом не только могучие средства, но и самую цель своего искусства! … Из всех видов человеческих поступков такие актеры больше всего ценят импульсивные действия, и из всех разновидностей проявления человеческих чувств — аффекты. Захава Б.Е. - Мастерство актера и режиссера - 1973

Вряд ли Б.Е.Захава осознавал, что перечислил… симптомы нарциссического и истерического расстройств личности. Плохие актеры изображают гнев, ревность, отчаяние – но никакого «первичного» чувства нет, есть имитация «повторного»!

Причем в жизни эти же люди при подходящих обстоятельствах «играют» то же самое, то есть изображают внешние признаки чувства (становятся на колени, рвут на себе одежду, закатывают глаза, изображают головокружение и обморок, широко жестикулируют, кривятся, кричат). И невозможно им объяснить, что бывают чувства «изнутри», которые люди выражают искренне, но совсем не так – не по затертым театральным штампам.

О «театре» личностных расстройств – во второй части.

_______

Автор Диана

_______

Вопросы психологу по ситуациям из своей жизни можно задать по номеру +79120436617 (Вацап, Телеграм), эл. почта diana@minerals24.ru, или ВК https://vk.com/id82366300

Сориентирую бесплатно.