Найти в Дзене

Актерское мастерство, бытовое лицемерие и нарциссическое расстройство (часть 2)

В первой части мы говорили о разнице между хорошими актерами и плохими: одни естественно, органично выражают от лица персонажа искренние чувства, которые испытывали когда-то ранее в своей жизни, а другие – сознательно имитируют внешние признаки чувства согласно откуда-то взятому представлению, как должно это чувство выглядеть. Ссылка на первую часть В случае хорошего актера движения, интонация, выражение глаз, мимика, походка, тембр и громкость голоса, манера обращаться с вещами будут соответствовать образу. В случае попыток сознательно управлять каждой деталью человек актером не станет: его «отсеют» на первых же пробах, и он будет мучительно гадать, что же сделал не так («Может, надо было встать на цыпочки?..») Разве не то же самое происходит со всеми нами (не актерами) в жизни? Мы должны играть какие-то роли, или нам кажется, что должны. Есть сценарии, «не нами выдуманные», или нам кажется, что есть. Мы вынуждены угождать тем, от кого зависим, или нам кажется, что вынуждены. «Кажется
Оглавление

В первой части мы говорили о разнице между хорошими актерами и плохими: одни естественно, органично выражают от лица персонажа искренние чувства, которые испытывали когда-то ранее в своей жизни, а другие – сознательно имитируют внешние признаки чувства согласно откуда-то взятому представлению, как должно это чувство выглядеть.

Ссылка на первую часть

Фото автора. Развалины дачи расстрелянного партийного босса Ивана Кабакова на острове Репном (Шитовское озеро, Свердловская область).
Фото автора. Развалины дачи расстрелянного партийного босса Ивана Кабакова на острове Репном (Шитовское озеро, Свердловская область).

Где роль и где я?

В случае хорошего актера движения, интонация, выражение глаз, мимика, походка, тембр и громкость голоса, манера обращаться с вещами будут соответствовать образу. В случае попыток сознательно управлять каждой деталью человек актером не станет: его «отсеют» на первых же пробах, и он будет мучительно гадать, что же сделал не так («Может, надо было встать на цыпочки?..»)

Разве не то же самое происходит со всеми нами (не актерами) в жизни? Мы должны играть какие-то роли, или нам кажется, что должны. Есть сценарии, «не нами выдуманные», или нам кажется, что есть. Мы вынуждены угождать тем, от кого зависим, или нам кажется, что вынуждены.

«Кажется» - с детства. С точки зрения ребенка не понять, почему родители лебезят и расшаркиваются перед людьми, про которых за глаза говорят гадости, и не замечают противоречия? Почему любовью и семьей называется постоянное издевательство друг над другом, когда всем и каждому невыносимо, и почему-то «правильно» все это терпеть?

Часто дети, подвергающиеся абьюзу со стороны членов семьи, становятся выдающимися актерами. В их внутреннем мире царят ужас, путаница, печаль, одиночество и чувство отверженности, поэтому многие начинают взращивать в себе "фальшивую самость", которая служит им для связи с внешним миром и позволяет вести себя так, как будто в их жизни все идет наилучшим образом.
"Я действительно чувствовал себя вещью; я ненавидел себя, но постоянно разыгрывал роль счастливого ребенка, и никто в семье ни о чем не догадывался. В классе я играл роль клоуна, обожал принимать гостей и развлекать их, я делал все, чтобы понравиться окружающим, но внутри я страдал. В 13 лет я стал тайком напиваться." С.Форвард, К.Бак "Токсичные родители"

"И кажется, вот маску я сниму..."

Грустно не то, что мы вынуждены «надевать» навязанные нам костюмы и маски, а в том, что мы… не можем их снять. То есть мы их чуть ли не с рождения надеваем, и все… нас самих, без маски, уже не остается.

… едва они схватили зловещую фигуру, застывшую во весь рост в тени часов, как почувствовали, к невыразимому своему ужасу, что под саваном и жуткой маской, которые они в исступлении пытались сорвать, ничего нет. Эдгар Аллан По "Маска красной смерти"

В этом суть нарциссического и истерического расстройства: под набором масок… никого нет. В случае нарциссического расстройства в качестве маски есть «ложное я», которое предъявляется и самому себе в одиночестве, а в случае истерического – масок много, они выбираются из большого «гардероба», и все рассчитаны на публику, без публики человек не может существовать .

Другой аспект нарциссизма, который выделялся в Эрике — это потребность в наличии образа. Он представлял себя как кого-то, кто “делает добро другим людям”, если говорить его словами. Но этот образ был искажением реальности. То, что он называл “делать добро другим”, представляло собой лишь получение над людьми власти, что, несмотря на его внешне добрые намерения, ставило такое поведение в один ряд с с чем-то дьявольским. …
Его мать всегда была на грани истерики, а его отец вообще не показывал никаких чувств. Как он это описывал, холодность и враждебность отца доводили мать до безумия, иногда буквально. ...
“Мой недостаток чувств не беспокоит меня. Я хорошо справляюсь.”, говорил он. Мне пришел в голову только один ответ: “Мертвые тоже не чувствуют боли. Думаю, ты просто лишил себя жизни.” Я подумал, что эта фраза может его задеть, но ответ поразил меня: “А я знаю, что мертв”.
А.Лоуэн - Нарциссизм. Отрицание подлинного "Я".

Есть только «ходячее» тело, личность мертва. «Себя самого» нет. Искренности нет. Чувств "изнутри" нет. Стоп, а откуда тогда берется искренность для творчества?

Творец - в маске или без?

С одной стороны, хорошо известно, что преодоление травмы дает творческую энергию; с другой стороны - если в результате травмы убивается личность и остается только "ложное я", то кто же тогда творец?

Достаточно примеров, когда выдающимися творцами становились явные нарциссы. Пожалуй, трудно вспомнить какого-нибудь творческого человека с полностью здоровой психикой...

Получается, что творчество - это проявление "ложного я", а вовсе не истинной личности? И что привычка отделять себя-творца от себя-чувствующего - результат травмы, диссоциации с телом? А полностью искреннему человеку творчество не свойственно?

Я думаю, что все-таки творчество - разное. И выдающимся его делают современники, а не объективное качество, не зависящее от эпохи. Родись, например, С.Есенин или А.де Сент-Экзюпери на 60-70 лет позже, никто бы о них не узнал.

Творчество все больше "сливается" с самой жизнью и неизбежно становится более искренним. И все меньше значения имеет его "выдающесть", а все больше значения - радость для самого творца.

Фото автора
Фото автора

Попытка перевести "His acts being seven ages"

В первой части обсуждался первоисточник фразы «Вся жизнь – театр, а люди в нем – актеры».

All the world's a stage,
And all the men and women merely players:
They have their exits and their entrances;
And one man in his time plays many parts,
His acts being seven ages.
В.Шекспир «Как вам это понравится» (1599 или 1600 г.), в монологе Жака (акт II, сцена VII).

«All the world's a stage» - очень спорный перевод «stage» как «театр» или «пьеса», оправданный только тем, что в следующей реплике другого персонажа «театр» упоминается явно. Значения слова «stage»: этап, ступень, стадия, фаза, шаг, сцена, арена, период.

«His acts being seven ages» - буквально «его деяния были совершены в течение семи веков». Переводчики же, все как один, слово «семь» относят к количеству «актов» в «пьесе», а местоимение “his” – к неодушевленному «stage» (переведенному как «пьеса»), хотя в английском языке не говорят «он» про неодушевленные предметы. Явно «his» относится к слову «мужчина» в предыдущей строке. В переводах на разные лады упоминаются "семь актов пьесы", что далеко от оригинала.

Значения слова age: возраст, год, век, эпоха, эра, период, время.

Значения слова act (как существительного): действие, поступок, деяние, акт, закон, дело, факт.

Мой дословный перевод:

Весь мир – этап игры,

Все мужчины и женщины – только игроки,

Для них есть свои выходы и входы.

И каждый человек одновременно участвует во многих эпизодах,

А его поступки влияют на семь поколений.

Это про театр? Скорее это про передачу жизненных сценариев и ответственность за свои поступки.

_______

Автор Диана

Свидетельство о публикации №125061802313

_______

Вопросы психологу по ситуациям из своей жизни можно задать по номеру +79120436617 (Вацап, Телеграм), эл. почта diana@minerals24.ru, или ВК https://vk.com/id82366300