Найти в Дзене
CarБланш

Запускаем ракеты в космос, а создать автомобиль не можем. Почему российский автопром не может соревноваться с иномарками.

Это Lada Largus, которую начали выпускать в 2011 году. Поразительным образом она похожа на Dacia Logan которая впервые сошла с конвейера в Румынии ещё в 2006.

Lada Largus
Lada Largus
Dacia Logan
Dacia Logan

К чему я клоню? Практически все популярные советские и российские машины – это зарубежные автомобили. Даже те машины, которые производятся в России, здесь только собираются из иностранных деталей.

Почему за десятилетия наша страна так и не смогла создать свой «народный» автомобиль? Почему государство, занимающее первые места по полезным ископаемым, вынуждено покупать технологии? А главное, зачем продолжает вливать сотни миллиардов рублей в своих автопроизводителей? Давайте разбираться.

-3

Советский Союз бросил все силы на развитие тяжёлой промышленности и электрификации страны. Зачастую советское руководство искало уже обкатанные технологии за рубежом. Горьковский автомобильный завод был построен при участии американской компании Ford, а первые советские автомобили были основаны на американских моделях.

Первые машины ВАЗ в Тольятти выпустят 19 апреля 1970. Вот, как
выглядел первый ВАЗ 2101, а вот Fiat 124, на базе которого создали советский народный автомобиль.

ВАЗ 2101
ВАЗ 2101
Fiat 124
Fiat 124
Выпуск советских машин стремительно взлетел. Если в семидесятом году по всей стране производилось 340.000 легковых машин, то в семьдесят пятом уже больше миллиона.

Потом началась Перестройка, которая перешла в лихие девяностые. История повторилась. Наладив производство и начав выпускать машины, которые пользовались спросом, автопроизводители столкнулись с кризисом, который вылился в падение спроса и дефицит комплектующих.

В 1991 Волжский автозавод впервые в истории полностью прекратил
работу главного конвейера на несколько дней. В момент развала большинства логистических цепочек, контроль над предприятиями начал переходить под преступные группировки.

Разумеется, в таких условиях ни о каком развитии автопрома речи быть и не могло. Криминал и обнищание населения не позволяли даже привлекать иностранные инвестиции. Никто не хотел работать на непредсказуемом российском рынке.

Однако с девяностых в Россию хлынули иномарки. Поначалу это были дешёвые, но надёжные поддержанные машины. Такое разнообразие вызывало массовую эйфорию. Устаревшие российские авто ушли даже не на второй, а на десятый план. К концу девяностых российский автопром не имел шансов перед иномарками, которые стоили дешевле, но были в разы комфортнее и надёжнее.

-6

Казалось бы, иномарки такие классные, дешёвые и удобные. Но почему бы не дать тогда людям то, что они хотят, и перестать поддерживать проигрывающую конкуренцию? Почему государство поддерживает отечественный автопром?

Обычно иномарки за рубежом стоят в полтора-два раза дешевле, чем в России. В наценку включается таможенная пошлина в половину стоимости нового авто, утилизационный сбор, акциз и НДС, который прибавляет 20% к цене. Добавьте сюда гарантию и прибыль дилера, и вы увидите, что машина ценой в 1л млн руб никак не может стоить у российского дилера дешевле 2, а то и 3 млн рублей.

Спрашивается, зачем государство создаёт такие трудности обычным людям? Ответ неоднозначен. На отечественных заводах уже работают тысячи человек. Иногда это предприятия, вокруг которых построены целые города.

Автозавод "ВАЗ" и Тольятти
Автозавод "ВАЗ" и Тольятти

Во время военных конфликтов именно автопром перестраивается на военные рельсы. Наличие своего автомобиля, пусть даже по всем пунктам проигрывающего конкурентам - необходимость для страны, которая хочет обеспечить свою безопасность.

Здесь важно соблюдать баланс. Повышение пошлин расслабляет производителя. Но если полностью открыть границы и отменить все пошлины, то российский автопром просто не выдержит конкуренции с теми, кто уже больше века массово делает качественные машины.

Конечно, хочется купить комфортный автомобиль подешевле, но перед государством стоят более масштабные задачи. Вот и получается, что в одном ряду с искусственно подорожавшими китайскими машинами стоит Лада.

Сегодня российский автопром отстал настолько, что кажется безнадёжным. Но не развивать своё машиностроение нельзя. Российский автопром сегодня - это отрасль с которой государство носится как с ребёнком, которого хочет вырастить здоровым и успешным с одной стороны, но и не разбаловать отсутствием конкуренции.

Поэтому, когда вновь увидите на дорогах «Весту» или «Приору», или услышите о том что автопроизводителя дали очередную субсидию, помните, что российский автопром – это многострадальная и молодая отрасль, которую государство очень хочет поставить на ноги во имя своей же безопасности.