Это Lada Largus, которую начали выпускать в 2011 году. Поразительным образом она похожа на Dacia Logan которая впервые сошла с конвейера в Румынии ещё в 2006.
К чему я клоню? Практически все популярные советские и российские машины – это зарубежные автомобили. Даже те машины, которые производятся в России, здесь только собираются из иностранных деталей.
Почему за десятилетия наша страна так и не смогла создать свой «народный» автомобиль? Почему государство, занимающее первые места по полезным ископаемым, вынуждено покупать технологии? А главное, зачем продолжает вливать сотни миллиардов рублей в своих автопроизводителей? Давайте разбираться.
Советский Союз бросил все силы на развитие тяжёлой промышленности и электрификации страны. Зачастую советское руководство искало уже обкатанные технологии за рубежом. Горьковский автомобильный завод был построен при участии американской компании Ford, а первые советские автомобили были основаны на американских моделях.
Первые машины ВАЗ в Тольятти выпустят 19 апреля 1970. Вот, как
выглядел первый ВАЗ 2101, а вот Fiat 124, на базе которого создали советский народный автомобиль.
Выпуск советских машин стремительно взлетел. Если в семидесятом году по всей стране производилось 340.000 легковых машин, то в семьдесят пятом уже больше миллиона.
Потом началась Перестройка, которая перешла в лихие девяностые. История повторилась. Наладив производство и начав выпускать машины, которые пользовались спросом, автопроизводители столкнулись с кризисом, который вылился в падение спроса и дефицит комплектующих.
В 1991 Волжский автозавод впервые в истории полностью прекратил
работу главного конвейера на несколько дней. В момент развала большинства логистических цепочек, контроль над предприятиями начал переходить под преступные группировки.
Разумеется, в таких условиях ни о каком развитии автопрома речи быть и не могло. Криминал и обнищание населения не позволяли даже привлекать иностранные инвестиции. Никто не хотел работать на непредсказуемом российском рынке.
Однако с девяностых в Россию хлынули иномарки. Поначалу это были дешёвые, но надёжные поддержанные машины. Такое разнообразие вызывало массовую эйфорию. Устаревшие российские авто ушли даже не на второй, а на десятый план. К концу девяностых российский автопром не имел шансов перед иномарками, которые стоили дешевле, но были в разы комфортнее и надёжнее.
Казалось бы, иномарки такие классные, дешёвые и удобные. Но почему бы не дать тогда людям то, что они хотят, и перестать поддерживать проигрывающую конкуренцию? Почему государство поддерживает отечественный автопром?
Обычно иномарки за рубежом стоят в полтора-два раза дешевле, чем в России. В наценку включается таможенная пошлина в половину стоимости нового авто, утилизационный сбор, акциз и НДС, который прибавляет 20% к цене. Добавьте сюда гарантию и прибыль дилера, и вы увидите, что машина ценой в 1л млн руб никак не может стоить у российского дилера дешевле 2, а то и 3 млн рублей.
Спрашивается, зачем государство создаёт такие трудности обычным людям? Ответ неоднозначен. На отечественных заводах уже работают тысячи человек. Иногда это предприятия, вокруг которых построены целые города.
Во время военных конфликтов именно автопром перестраивается на военные рельсы. Наличие своего автомобиля, пусть даже по всем пунктам проигрывающего конкурентам - необходимость для страны, которая хочет обеспечить свою безопасность.
Здесь важно соблюдать баланс. Повышение пошлин расслабляет производителя. Но если полностью открыть границы и отменить все пошлины, то российский автопром просто не выдержит конкуренции с теми, кто уже больше века массово делает качественные машины.
Конечно, хочется купить комфортный автомобиль подешевле, но перед государством стоят более масштабные задачи. Вот и получается, что в одном ряду с искусственно подорожавшими китайскими машинами стоит Лада.
Сегодня российский автопром отстал настолько, что кажется безнадёжным. Но не развивать своё машиностроение нельзя. Российский автопром сегодня - это отрасль с которой государство носится как с ребёнком, которого хочет вырастить здоровым и успешным с одной стороны, но и не разбаловать отсутствием конкуренции.
Поэтому, когда вновь увидите на дорогах «Весту» или «Приору», или услышите о том что автопроизводителя дали очередную субсидию, помните, что российский автопром – это многострадальная и молодая отрасль, которую государство очень хочет поставить на ноги во имя своей же безопасности.