В Санкт-Петербурге 7 мая начались гастроли балетной труппы Большого театра. Мне посчастливилось побывать на первом гастрольном спектакле.
Так сложилось, что месяц назад я посмотрела в Мариинском театре балет Арама Хачатуряна «Спартак» в постановке самого оригинального советского хореографа Леонида Якобсона. Тогда я рассказывала о своих впечатлениях и призналась, что хотела бы увидеть и версию Юрия Григоровича, что идёт на сцене Большого театра. В комментариях автор замечательного театрального канала Московский обозреватель сообщила, что скоро Большой театр привезёт «Спартака» в Петербург. Я восприняла это не иначе, как сама гора идёт к Магомету 😃 И, конечно, не могла отказать себе в удовольствии пойти на московский спектакль.
Большой театр привез в Петербург два балета: «Спартак» и «Драгоценности». «Спартак» дают три вечера подряд с разными составами солистов. «Драгоценности» покажут дважды утром и трижды вечером также с разными составами. Но в «Драгоценностях» будут задействованы одновременно артисты и Большого, и Мариинского театров. Удивляться такому симбиозу, наверное, не стоит, потому что у двух главных театров страны теперь, как известно, один руководитель – Валерий Гергиев. Возможно, в обозримом будущем мы увидим и другие формы творческого сотрудничества.
Понятно, что сидеть в партере гораздо приятнее, чем на галёрке, но с учётом стоимости билетов пришлось довольствоваться балконом. Хочу заметить, что на новой сцене Мариинки, в отличие от исторической сцены, и с балкона прекрасно видно всю сцену, а не отдельный её кусок.
Московский «Спартак» реально производит очень мощное впечатление. Не зря его называют визитной карточкой Большого театра. И не случайно далеко не каждый театр способен воплотить версию Григоровича. От солистов требуется очень высокий уровень технического мастерства и незаурядные актёрские способности. Кстати, было время, когда эта постановка официально считалась лучшим советским балетом. В то время солировали Владимир Васильев и Марис Лиепа, Екатерина Максимова и Нина Тимофеева.
7 мая на петербургской сцене блистали премьеры Большого театра Игорь Цвирко (Спартак) и Артемий Беляков (Марк Красс), прима Юлия Степанова (Эгина). Партию Фригии в первом действии танцевала Елизавета Кокорева, во втором и третьем действиях её заменила народная артистка России Анна Никулина.
Бессмысленно описывать накал страстей, техническую сложность партий и виртуозность их исполнения, достаточно сказать, что зрители кричали «браво!» после каждого действия, а не только в конце спектакля.
Декорации не отвлекали на себя внимание. Они довольно своеобразные: сдержанные, в серых тонах, во многих сценах имитируют каменные стены на фоне мрачного неба, символизирующего надвигающуюся трагедию. А огромные каменные глыбы на сцене – символ империи, обесценивающей жизнь отдельного человека.
Интересной мне показалась игра со светом и внутренним занавесом в виде темного полога, подвешенного на канатах. Полог, меняя форму, вызывает разные ассоциации. Он то опускается, то поднимается и делит сцену на две части. На его фоне происходят монологи. По замыслу Юрия Григоровича, сюжетные сцены спектакля чередуются с монологами (сольными номерами), раскрывающими чувства главных героев. Таким образом в спектакле гармонично переплетаются эпос и лирика.
Когда прозвучали финальные ноты , и опустился занавес, женщина, сидевшая в зале рядом со мной, сказала вслух: «Смотрела на одном дыхании, не заметила, как пролетело время». Я при этом думала о том же.
Зрители, не жалея ладоней, много раз вызывали солистов на поклон. Мне кажется, москвичи должны быть довольны тем, как их принимает петербургская публика.
Все фото автора.
И ещё про балет:
«Спартак» в Мариинском-2: посмотрели самый необычный балет времён СССР
Есть билет на балет? или О доступности спектаклей со звёздами