Найти в Дзене
Петербург. Детали+

«Спартак» в Мариинском-2: посмотрели самый необычный балет времён СССР

В начале апреля три дня подряд в Мариинском театре давали «Спартака» Арама Хачатуряна с разными составами исполнителей главных партий. Я шла на Ренату Шакирову. Месяц назад её объявили новой примой-балериной театра. Я видела её прежде в роли Китри в «Дон Кихоте» и в роли Медоры в балете «Корсар». Считаю, что примой эту изящную и бесспорно талантливую танцовщицу признали абсолютно заслуженно.  «Спартак» на новой сцене Мариинки идёт в постановке Леонида Якобсона. В своё время (премьера состоялась в 1956 году) этот спектакль считали не просто новаторским, а экстремальным и даже скандальным. Достаточно вспомнить, что во время работы над ним балетмейстер Якобсон и композитор Хачатурян (оба темпераментные мужчины) не просто поругались, а подрались из-за творческих разногласий. Случилось это прямо на Невском проспекте. Прохожие, удивившись, что потасовку устроили респектабельные на вид люди, испугались за них и вызвали милицию. А дело было в том, что Якобсон, посчитав партитуру балета излишн

В начале апреля три дня подряд в Мариинском театре давали «Спартака» Арама Хачатуряна с разными составами исполнителей главных партий. Я шла на Ренату Шакирову. Месяц назад её объявили новой примой-балериной театра. Я видела её прежде в роли Китри в «Дон Кихоте» и в роли Медоры в балете «Корсар». Считаю, что примой эту изящную и бесспорно талантливую танцовщицу признали абсолютно заслуженно. 

«Спартак» на новой сцене Мариинки идёт в постановке Леонида Якобсона. В своё время (премьера состоялась в 1956 году) этот спектакль считали не просто новаторским, а экстремальным и даже скандальным. Достаточно вспомнить, что во время работы над ним балетмейстер Якобсон и композитор Хачатурян (оба темпераментные мужчины) не просто поругались, а подрались из-за творческих разногласий. Случилось это прямо на Невском проспекте. Прохожие, удивившись, что потасовку устроили респектабельные на вид люди, испугались за них и вызвали милицию.

-2

А дело было в том, что Якобсон, посчитав партитуру балета излишне затянутой, пытался сократить и перекроить её, а композитор, готовый отстаивать каждую ноту, был возмущён таким волюнтаризмом. Спустя годы Хачатурян отмечал, что ему больше нравилось работать с Юрием Григоровичем при постановке «Спартака» в Большом театре, потому что Григорович относился к его музыке с пониманием и уважением.

А Якобсон был настоящим бунтарём в мире балета. В «Спартаке» он нарушил все устоявшиеся каноны. Здесь вы не увидите девушек в пуантах и пачках и их партнёров в обтягивающих лосинах, как не увидите привычных хореографических позиций и па. Якобсон нарядил артистов в туники и сандалии и впервые в истории русского балета построил весь спектакль на основе «свободной пластики». Танцевальный язык был подсказан ему собственным воображением.

-3

Удивительно, что смелые замыслы он сумел реализовать в Ленинградском театре им. Кирова (Мариинском), который всегда был более консервативен, по сравнению с Большим театром. Спектакль имел оглушительный успех. Люди с раннего утра дежурили у театральных касс, чтобы достать заветный билет. Обо всём этом я когда-то читала и вот, наконец, вживую познакомилась с этим оригинальным спектаклем.

Да, он весьма необычный с точки зрения пластического языка и непростой для восприятия. Особенно вначале, когда ещё не успел погрузиться в происходящее на сцене. Здесь нет головокружительных фуэте и гран-жете, но много пантомимы и застывших поз, напоминающих, как писали критики, позы героев античных барельефов и древнеримской вазовой живописи. Много удивительно слаженных массовых сцен, а ещё – изображённых в танцах боёв и поединков.

-4

Мы привыкли, что сюжеты балетов обычно строятся на истории любви, а здесь – конфликт двух героев. Гордый и неукротимый Спартак (Андрей Ермаков) поднимает гладиаторов на восстание против римской власти. Ему противостоит полководец Марк Красс (Николай Наумов). Спартак знает, что восстание обречено, но идёт на самопожертвование. Действие происходит в первом веке до нашей эры.

-5

Высокомерный и самовлюбленный Красс стал живым олицетворением непобедимой Римской империи. Впрочем эта роль давала возможность Николаю Наумову раскрыть не столько свои хореографические, сколько актёрские способности.

Образ Спартака в исполнении Андрея Ермакова получился многогранным. Он дерзкий и отважный воин и вместе с тем нежный и романтичный влюблённый в дуэтах со своей избранницей Фригией (Валерия Кузнецова). Лирические дуэты Фригии и Спартака понравились мне, пожалуй, больше всего.

-6

Несомненно, яркими и выразительными были и дуэты молодого франкийца Гармодия (Александр Сергеев) и коварной и безжалостной гетеры Эгины (Рената Шакирова), сумевшей расколоть восставших и тем самым обречь их на поражение. 

В целом балет очень зрелищный и эмоциональный: богатые декорации, необычные костюмы, эмоциональная музыка, накал страстей. И хотя свободной пластикой сегодня никого не удивишь, этот спектакль по-прежнему зрителей не оставляет равнодушными.

-7

А вам больше нравятся классические балеты или экспериментальные?

Все фото автора.

И ещё про балет:

И снова «Спартак»: на сцене Мариинского Большой театр

«Спящая красавица»: Встречаем весну в Мариинском театре