Найти в Дзене
NordSkif & Co

Неоднозначные фото Джоанны Стингрей. Это точно СССР или уже "Россия 90-х"?

Продолжая тему СССР глазами иностранцев хочу рассказать вам про Джоанну Стингрей. Её фотографии сделанные на закате СССР так похожи на Россию 90-х, что порой невольно начинаешь искать знакомых на снимках из её фотоальбома.

Стингрей не журналист и не фотограф, наверное, поэтому любительские фото из её поездки по Советскому Союзу так похожи на фотокарточки с запылившегося на антресолях домашнего фотоальбома. Этот материал, рассказ о Джоан и её роли в отечественной рок музыке и о том, как важна точка зрения в видение прошлого. СССР на её снимках, больше поход на позднюю ГДР или ранние 90-е.

Многие из снимков выглядят весьма неоднозначно и иногда, даже слегка провокационно и всё же, это наше прошлое. Достаточно далёкое, чтобы казаться сном, но недостаточно, чтобы усомниться в его реальности.

Джоанна Стингрей — принесла советскую рок-музыку в Америку и сделала это удивительно. Далее, избранные моменты из книги «Красная волна: американец в советском музыкальном андеграунде», где Джоанна Стингрей и её дочь Мэдисон рассказывают историю экспорта рок-музыки в США и импорта фундаментальных американских ценностей в Советский Союз.

-2
-3
-4

Как и многие другие истории, эта началась с того, что молодой человек искал своё призвание. Джоанна Филдс, которая позже сменила имя на Джоанну Стингрей, начинала свою рок-карьеру в Лос-Анджелесе. У неё был агент и контракт со звукозаписывающей компанией, она сняла видеоклип и даже спела свою песню под фонограмму в знаменитом клубе Studio 54 в Нью-Йорке.

Но после окончания колледжа её музыкальная карьера застопорилась, и ей стало скучно. В 1984 году Джоанна позвонила своей сестре, которая училась в Англии, и узнала, что может присоединиться к её студенческой туристической группе, чтобы увидеть Советский Союз. Она позвонила подруге, сестра которой была замужем за советским эмигрантом. Он посоветовал Джоанне найти его друга в Ленинграде, андеграундного музыканта Бориса. Это знакомство изменило жизнь Джоанны.

Чтобы представить историю Джоанны Стингрей в перспективе, представьте себе, что иностранец приехал бы в Америку до того, как рок-н-ролл стал известен или популярен, подружился бы с Джимом Моррисоном, Брюсом Спрингстином и Эдди Ван Халеном и представил бы их музыку миру.

В 1984 году, находясь в Ленинграде, Джоанна позвонила "БГ". К счастью, Борис прекрасно говорил по-английски, хотя сама Джоанна тогда не знала русского языка.

-6
-7

Она познакомилась с Борисом, солистом группы «Аквариум». От него она узнала всё о советской рок-музыке. В то время в СССР существовало два направления в рок-музыке: официальное и андеграундное. Официальные группы давали концерты и продавали альбомы,прошедшие цензуры, но эта сторона советской музыки мало интересовало Джоанну...

Джоанна обнаружила, что есть и другой мир — андеграундного советского рока, который процветал в Ленинграде. Там были талантливые музыканты, которые выступали в импровизированных клубах (один из которых назывался просто «Рок-клуб») и распространяли музыку среди поклонников с помощью кассет. Джоанна даже подружилась с Виктором Цоем, солистом группы «Кино».

-8
-9
-10

К сожалению, Виктор трагически погиб в автокатастрофе в Латвии в 1990 году.

Его песни, такие как «Перемен», стали гимном восстания в эпоху горбачёвских реформ. Джоанна решила помочь талантливым музыкантам. Она начала ездить между Советским Союзом и Лос-Анджелесом, занимаясь своего рода операциями «плаща и кинжала». Она контрабандой ввозила оборудование и музыкальные инструменты для своих друзей-рок-музыкантов, а также распространяла их музыку и снимала видео с их выступлений.

Честно говоря, мне сложно представить, как можно было протащить что-то действительно запрещенное и крупно габаритное в СССР не имея сильных связей в дипломатическом корпусе. Но не будем выкидывать слов из песни.(прим. редактора)

Джоанна не осталась незамеченной. Для американки это было опасное время для участия в неортодоксальной деятельности в СССР. Она — одна из немногих людей, чьи действия вызвали тревогу как у агентов ФБР, так и у агентов КГБ, и они её допрашивали. Но, несмотря на всё это, она не сдавалась, стремясь донести советскую рок-музыку до американской публики.

В июне 1986 года в американские магазины грампластинок и на радиостанции поступил двойной альбом «Red Wave». В его создании приняли участие четыре ленинградские группы андеграундного рока: «Аквариум», «Кино», «Странные игры» и «Алиса». Это событие стало настоящим феноменом и привлекло внимание многих. Альбом появился в программе «Доброе утро, Америка» и других программах, что позволило широкой аудитории узнать о нём.

Реакция внутри Советского Союза на выход альбома показала, как глобализация может способствовать расширению свободы. Немецкий журнал Der Spiegel опубликовал статью о «Red Wave» перед выходом альбома, разместив фотографию и подпись к ней: «American girl тайно распространяет русский андеграундный рок-н-ролл». Вскоре за ним последовал Newsweek.

В августе 1986 года, за несколько месяцев до саммита Рейгана и Горбачёва в Рейкьявике, Джоанна вернулась в Ленинград и в полной мере ощутила влияние «Красной волны». «Ничто не приносило большего удовлетворения, чем осознание того, как много значило для рок-фанатов возможность поделиться своими любимыми звёздами с западным миром», — пишет Джоанна.

-13
-14
-15

«Red Wave был окружён чувством русской гордости, и через несколько недель альбом продавался на российском чёрном рынке за 200 долларов!»

Годы спустя Джоанна узнала, что влияние «Красной волны» достигло Кремля. Кто-то из государственного музыкального агентства показал альбом советскому лидеру Михаилу Горбачёву. «Как могло случиться, что эти группы выпускаются в США, а не у нас?» — как сообщается, сказал Горбачёв.

Реакция советских чиновников на альбом была неоднозначной, но в некотором роде это помогло андеграундным рок-группам, их поклонникам и свободе самовыражения. Как пишет Джоанна, в течение нескольких месяцев после выхода альбома на Западе советские власти начали активно продвигать эти группы как «официальные», чтобы не выглядеть в глазах Запада как государство, подавляющее популярную и общепринятую музыку.

-16
-17
-18

Они выбрали Бориса, чтобы он стал любимцем гласности, и предложили ему и его группе «Аквариум» выступить без цензуры в самом большом концертном зале города. «Аквариум», «Зоопарк», «Кино» и другие группы рок-клуба начали выступать по радио и телевидению, а «Аквариум» и их камерный оркестр получили честь стать первой рок-группой, выступившей в престижном зале «Октябрьский».

-19
-20
-21

В истории Джоанны есть ещё много интересного, в том числе о том, как она стала рок-звездой в СССР. Она написала песни «Стальные колёса» с БГ и «Опасность» с Виктором Цоем, а также выступала на концертах.

Ирония её истории заключается в том, что эта великая пионерка, которая сближала советскую и американскую культуры, была дочерью человека, снявшего в 1960-х годах антикоммунистический документальный фильм, озвученный Рональдом Рейганом.

Ещё один поворот: после выхода «Красной волны» администрация Рейгана попросила её стать своего рода послом культуры между двумя странами.

-22
-23

Величайшим свидетельством достижений Джоанны является рассказ одного из музыкантов, которому она помогла. «Появление Джоанны Стингрей в Санкт-Петербурге в начале 1980-х должно быть ответом Бога на наши неосознанные молитвы», — сказал "БГ". «Её наивная храбрость, любопытство и щедрость стали своего рода спасательным кругом для нас, рокеров: она принесла то, что нам было нужно для исполнения нашей музыки, и передала не только наши записи, но и сам смысл нашего существования.

Если бы не она и её «Красная волна», «Аквариуму» потребовалось бы ещё много лет, чтобы выпустить официальные альбомы на «Мелодии», а «Кино» начало гастролировать по Европе». Эта бесстрашная девушка прорвалась сквозь осаду, которая казалась безнадёжно непробиваемой.

Она бросила в наши воды спасательный круг и изменила всё. Неважно, сколько раз мы благодарим её — этого всегда недостаточно».

-25
-26
-27

Надеюсь, этот маленький очерк, пришёлся вам по нраву и немного разбередил ностальгические чувства по тем годам. А какими вы запомнили 1980-е?