Найти тему
Разноцветные грани

Наполнены счастьем. Пейзажи и натюрморты австрийской художницы Мари Эгнер

Она прожила долгую жизнь, почти 90 лет. И в этой жизни было всякое, и радости, и огорчения, и горести. Как и у большинства людей, впрочем.
А на жизнь Мари выпала, в частности, Первая мировая...Но все написанные ею картины наполнены радостью. Когда смотришь на них, заряжаешься энергией и позитивом, понимаешь, что окружающий мир наполнен красотой, надо только уметь замечать её.

Приморские маки
Приморские маки

"Красота спасёт мир" — эту ставшую крылатой фразу из романа Достоевского вспоминаешь, глядя на работы Мари Эгнер, и надеешься, веришь, что так и будет.

Фермерский дом с цветущими фруктовыми деревьями. Холст, масло. Около 1905 г. Частная коллекция
Фермерский дом с цветущими фруктовыми деревьями. Холст, масло. Около 1905 г. Частная коллекция

Цветы — воплощение красоты, они радуют нас разнообразием красок и форм, неповторимостью ароматов. Но красота эта быстротечна, мимолётна. И Мари часто писала цветы, стремясь остановить мгновение, запечатлеть быстро уходящее. Эгнер работала, в основном, в жанрах пейзажа и натюрморта, и многие её работы — своеобразный гимн цветам и флоре.

Подсолнухи в Венецианской лагуне. Холст на картоне, масло. 1896 г. Частная коллекция
Подсолнухи в Венецианской лагуне. Холст на картоне, масло. 1896 г. Частная коллекция
From the Alps (Из Альп)
From the Alps (Из Альп)

Обратите внимание, что в букете альпийских цветов присутствует чертополох. И очень гармонично смотрится, дополняет букет, который без него выглядел бы менее роскошно. Здесь каждый цветок ценен, так же, как в жизни всё, что с нами произошло, значимо, всё пережитое влияет на нас и формирует личность, характер.

В жизни Мари Эгнер было много событий, и характер у неё был сильный, она умела справляться с трудностями и добиваться цели. Мне кажется, что сила характера художницы чувствуется и в её автопортрете.

Автопортрет. 1878 г.
Автопортрет. 1878 г.
Мари Эгнер (Marie Egner, 1850-1940) родилась в Бад-Радкерсбурге.
В 1865 году её семья переехала на юго-восток Австрии, в город Грац.
Свои первые уроки рисования Мари получила в Граце у художника Генриха фон Кенигсбрунна, в 22 года уехала учиться в художественную школу в Дюссельдорфе. В 1882 году приехала в Вену к своей матери, но каждое лето до 1887 года проводила в колонии художников в Plankenberg Castle, где брала уроки у пейзажиста Якоба Шиндлера.
В этой колонии и сложился некий круг австрийских «Импрессионистов настроения» (Stimmungsimpressionisten), в который помимо самой Эгнер, Блау и Визингер-Флориан, вошли Карл Молл и Август фон Петтенкофен.
В октябре 1887 г. Мари приняла приглашение переехать в Англию, где давала уроки рисования девочкам в школе в Уимблдоне и Кенсингтоне. В 1888 году участвовала в выставке в Королевской академии Лондона, а в 1889 и 1892 гг. — в презентациях в королевском стеклянном дворце в Мюнхене. В 1895 г. она посетила Гаагу, Роттердам и Делфт в Нидерландах, в 1898 г. совершила учебную поездку во французский Неаполь, в 1900 г. приняла участие во Всемирной выставке в Париже.
С 1900 по 1909 годы Мари Эгнер входит в женскую творческую группу «8 художников», вместе с которыми участвует в нескольких выставках в Салоне Писко в Вене. После Первой мировой Мари Эгнер стала членом Австрийской ассоциации женщин-художников.
В 1922 году была награждена премией Гермины Ланг-Ларис за картину маслом «Горная река», а в 1926 ассоциация организовала персональную выставку художницы, которая в тоже время имела статус ретроспективной и стала самой крупной в её карьере.
В 1930 потеряла зрение и жила уединенно, оставив публичную жизнь.
Федеральное министерство просвещения Австрии в 1935 году присвоило Мари Эгнер звание профессора.
Умерла художница в 1940 году в Вене.
В 2010 году часть картин художницы были представлены на выставке «Сады импрессионистов» в комплексе Национальной галереи Эдинбурга.
В настоящее время работы Мари Эгнер можно увидеть в многочисленных коллекциях, в том числе в Бельведере в Вене, в Neue Galerie Graz и в Музее Niederösterreich в Санкт-Пельтене.

Давайте посмотрим репродукции некоторых работ. К сожалению, у части из них мне не удалось найти названия, даты написания и другие характеристики. Но отсутствие этих сведений не умаляет эстетического воздействия.

В цветущей беседке. 1896 г. Холст, масло. 86.5 x 114.5 см
В цветущей беседке. 1896 г. Холст, масло. 86.5 x 114.5 см

В изображённой слева клетке находится щегол. Приведу этот фрагмент картины крупнее.

-7

На следующей картине тоже торжество весеннего цветения. В отдельно взятом дворике. Цветут сирень, каштан, ирисы и другие цветы, на клумбах, в горшках и ящиках.

Вид на внутренний дворик. Холст, масло. 54 x 70.7 см
Вид на внутренний дворик. Холст, масло. 54 x 70.7 см

А далее — осенний букет. Радующие глаза и душу астры, георгины, флоксы.

-9

Об этой картине наша современница, чей псевдоним Улекса фон Лу, написала стихи.

Букет георгинов и астр,
цвет флоксов так бледно-сиренев,
как будто упала звезда,
и замерло в миг это время.

Цветы не пылают, горят,
так ровно и словно бы тихо,
они о себе говорят
светло, нет страстей бурных вихрей.

Все тихо и мирно, печаль
слегка наполняет квартиру,
здесь можно о главном молчать,
читать о богах древних Рима.

Эти стихи свидетельствуют, что творчество Мари Эгнер остаётся актуальным и востребованным, вдохновляющим на созидание.

Следующая картина тоже посвящена осени и её дарам. Но натюрморт написан совершенно в иной манере, напоминающей работы старых мастеров. И заметьте, здесь тоже присутствует чертополох.

Бабье лето. Панель, масло.   73 x 57 см
Бабье лето. Панель, масло. 73 x 57 см

И ещё несколько цветочных натюрмортов. Они написаны по-разному, но их все объединяет внимание художницы к деталям, восхищение и любование красотой, стремление запечатлеть её и показать зрителю.

Цветущие азалии. 1895 г. Холст, масло. 63.5 x 145 см
Цветущие азалии. 1895 г. Холст, масло. 63.5 x 145 см
Ирисы. Панель, масло. 35.5 x 27.7 см
Ирисы. Панель, масло. 35.5 x 27.7 см
-13
Букет полевых цветов. Холст, масло. 37.5 × 47.5 см
Букет полевых цветов. Холст, масло. 37.5 × 47.5 см
Фельдмон (маки). Около 1918 г. Картон, масло. 59 x 39 см
Фельдмон (маки). Около 1918 г. Картон, масло. 59 x 39 см
-16

Можно ещё долго показывать цветочные натюрморты Мари Эгнер, но нужно уметь останавливаться. Поэтому перейду к другим работам, которые в мастерстве ничуть не уступают изображениям цветов и тоже показывают красоту окружающего мира.

Девушка, отдыхающая в беседке. Около 1908 г. Холст, масло.
Девушка, отдыхающая в беседке. Около 1908 г. Холст, масло.
В беседке. Около 1912 г. Бумага, картон, масло. Галерея Бельведер, Вена
В беседке. Около 1912 г. Бумага, картон, масло. Галерея Бельведер, Вена
На острове Раб
На острове Раб
Старые стены
Старые стены
Река и мост. Холст, масло. 62.5 x 85 см. Галерея Бельведер, Вена
Река и мост. Холст, масло. 62.5 x 85 см. Галерея Бельведер, Вена
Лагуна Градо на закате. Картон, масло. 14 x 23.5 см
Лагуна Градо на закате. Картон, масло. 14 x 23.5 см
Вечер. Панель, масло. 15.5 x 26 см
Вечер. Панель, масло. 15.5 x 26 см
Сушка белья
Сушка белья
Деревня в вечернем свете. Около 1901 г.
Деревня в вечернем свете. Около 1901 г.
-26
Шиповник в Сирмионе
Шиповник в Сирмионе
Вайсенкирхен-ин-дер-Вахау
Вайсенкирхен-ин-дер-Вахау
В долине Гастайн. Картон, бумага, смешанная техника. 48 x 61.5 см
В долине Гастайн. Картон, бумага, смешанная техника. 48 x 61.5 см
Цветущие деревья с индейками. Около 1900 г. Холст, темпера. 60 x 83 см
Цветущие деревья с индейками. Около 1900 г. Холст, темпера. 60 x 83 см
Еженедельный рынок в Маркбрейте
Еженедельный рынок в Маркбрейте
Разбивающиеся волны в Истрии. Холст,  масло. 55.5 x 72.5 см
Разбивающиеся волны в Истрии. Холст, масло. 55.5 x 72.5 см
Лиственный лес. Около 1880-1885 гг.   Холст, масло. 32 x 44 см
Лиственный лес. Около 1880-1885 гг. Холст, масло. 32 x 44 см

Надеюсь, вам понравились работы Мари Эгнер. И пусть в нашей жизни будет больше красоты и ярких, радостных моментов.

А в заключение я, как обычно, рекомендую свои любимые каналы.

Живопись. Фотография.

Заметки Художника