Она прожила долгую жизнь, почти 90 лет. И в этой жизни было всякое, и радости, и огорчения, и горести. Как и у большинства людей, впрочем.
А на жизнь Мари выпала, в частности, Первая мировая...Но все написанные ею картины наполнены радостью. Когда смотришь на них, заряжаешься энергией и позитивом, понимаешь, что окружающий мир наполнен красотой, надо только уметь замечать её.
"Красота спасёт мир" — эту ставшую крылатой фразу из романа Достоевского вспоминаешь, глядя на работы Мари Эгнер, и надеешься, веришь, что так и будет.
Цветы — воплощение красоты, они радуют нас разнообразием красок и форм, неповторимостью ароматов. Но красота эта быстротечна, мимолётна. И Мари часто писала цветы, стремясь остановить мгновение, запечатлеть быстро уходящее. Эгнер работала, в основном, в жанрах пейзажа и натюрморта, и многие её работы — своеобразный гимн цветам и флоре.
Обратите внимание, что в букете альпийских цветов присутствует чертополох. И очень гармонично смотрится, дополняет букет, который без него выглядел бы менее роскошно. Здесь каждый цветок ценен, так же, как в жизни всё, что с нами произошло, значимо, всё пережитое влияет на нас и формирует личность, характер.
В жизни Мари Эгнер было много событий, и характер у неё был сильный, она умела справляться с трудностями и добиваться цели. Мне кажется, что сила характера художницы чувствуется и в её автопортрете.
Мари Эгнер (Marie Egner, 1850-1940) родилась в Бад-Радкерсбурге.
В 1865 году её семья переехала на юго-восток Австрии, в город Грац.
Свои первые уроки рисования Мари получила в Граце у художника Генриха фон Кенигсбрунна, в 22 года уехала учиться в художественную школу в Дюссельдорфе. В 1882 году приехала в Вену к своей матери, но каждое лето до 1887 года проводила в колонии художников в Plankenberg Castle, где брала уроки у пейзажиста Якоба Шиндлера.
В этой колонии и сложился некий круг австрийских «Импрессионистов настроения» (Stimmungsimpressionisten), в который помимо самой Эгнер, Блау и Визингер-Флориан, вошли Карл Молл и Август фон Петтенкофен.
В октябре 1887 г. Мари приняла приглашение переехать в Англию, где давала уроки рисования девочкам в школе в Уимблдоне и Кенсингтоне. В 1888 году участвовала в выставке в Королевской академии Лондона, а в 1889 и 1892 гг. — в презентациях в королевском стеклянном дворце в Мюнхене. В 1895 г. она посетила Гаагу, Роттердам и Делфт в Нидерландах, в 1898 г. совершила учебную поездку во французский Неаполь, в 1900 г. приняла участие во Всемирной выставке в Париже.
С 1900 по 1909 годы Мари Эгнер входит в женскую творческую группу «8 художников», вместе с которыми участвует в нескольких выставках в Салоне Писко в Вене. После Первой мировой Мари Эгнер стала членом Австрийской ассоциации женщин-художников.
В 1922 году была награждена премией Гермины Ланг-Ларис за картину маслом «Горная река», а в 1926 ассоциация организовала персональную выставку художницы, которая в тоже время имела статус ретроспективной и стала самой крупной в её карьере.
В 1930 потеряла зрение и жила уединенно, оставив публичную жизнь.
Федеральное министерство просвещения Австрии в 1935 году присвоило Мари Эгнер звание профессора.
Умерла художница в 1940 году в Вене.
В 2010 году часть картин художницы были представлены на выставке «Сады импрессионистов» в комплексе Национальной галереи Эдинбурга.
В настоящее время работы Мари Эгнер можно увидеть в многочисленных коллекциях, в том числе в Бельведере в Вене, в Neue Galerie Graz и в Музее Niederösterreich в Санкт-Пельтене.
Давайте посмотрим репродукции некоторых работ. К сожалению, у части из них мне не удалось найти названия, даты написания и другие характеристики. Но отсутствие этих сведений не умаляет эстетического воздействия.
В изображённой слева клетке находится щегол. Приведу этот фрагмент картины крупнее.
На следующей картине тоже торжество весеннего цветения. В отдельно взятом дворике. Цветут сирень, каштан, ирисы и другие цветы, на клумбах, в горшках и ящиках.
А далее — осенний букет. Радующие глаза и душу астры, георгины, флоксы.
Об этой картине наша современница, чей псевдоним Улекса фон Лу, написала стихи.
Букет георгинов и астр,
цвет флоксов так бледно-сиренев,
как будто упала звезда,
и замерло в миг это время.
Цветы не пылают, горят,
так ровно и словно бы тихо,
они о себе говорят
светло, нет страстей бурных вихрей.
Все тихо и мирно, печаль
слегка наполняет квартиру,
здесь можно о главном молчать,
читать о богах древних Рима.
Эти стихи свидетельствуют, что творчество Мари Эгнер остаётся актуальным и востребованным, вдохновляющим на созидание.
Следующая картина тоже посвящена осени и её дарам. Но натюрморт написан совершенно в иной манере, напоминающей работы старых мастеров. И заметьте, здесь тоже присутствует чертополох.
И ещё несколько цветочных натюрмортов. Они написаны по-разному, но их все объединяет внимание художницы к деталям, восхищение и любование красотой, стремление запечатлеть её и показать зрителю.
Можно ещё долго показывать цветочные натюрморты Мари Эгнер, но нужно уметь останавливаться. Поэтому перейду к другим работам, которые в мастерстве ничуть не уступают изображениям цветов и тоже показывают красоту окружающего мира.
Надеюсь, вам понравились работы Мари Эгнер. И пусть в нашей жизни будет больше красоты и ярких, радостных моментов.
А в заключение я, как обычно, рекомендую свои любимые каналы.