Найти тему

1974 год.Вся милиция на ушах: в Риге средь бела ограбили инкассаторов и лишили жизни двоих невинных людей. 36 тысяч рублей — цена

Оглавление

“Один раз я сделала ему замечание. За это он поколотил меня палкой. Еще угрожал, что я могу исчезнуть и меня не найдут!” — рассказывала жена Красовского следствию.

Громкие преступления в Союзе случались редко. Но если случались, больше напоминали сюжет лихо закрученного фильма, чем рядовое ограбление или кражу.

Однажды гром грянул в Латвийской ССР. Было совершено нападение на инкассаторов. Преступник унес с собой 36 тысяч рублями и расправился с одним из сотрудников службы по перевозке денег.

Провернул ли он все это один? И раскаялся ли этот человек в том, что сделал?

Популярное кафе

Поздним вечером 9 января 1974 года в центральный аппарат МВД поступило тревожное сообщение из Риги. Оказалось, что была ограблена инкассаторская “Волга”. Грабитель похитил крупную сумму и расправился с одним из инкассаторов.

Министр Щелоков вызвал к себе опытных сыщиков и приказал им готовиться к командировке в Ригу. Нужно было, чтобы Москва посодействовала латвийским товарищам.

-2

В Латвийской ССР можно было увидеть “заграницу”, не выезжая из страны. Магазины в Риге не знали дефицита, рестораны были полны посетителей. А еще в Риге вполне легально функционировало кабаре. Для советских граждан это был иной мир, недоступный для большинства, предназначенный для избранных.

Кафе “Турайдо” было популярно не только среди рижан. Это модное местечко, казалось, было известно всему государству. В январе 1974 года счастливчики, которым достался столик в “Турайдо”, услышали крики.

Шум доносился снаружи. Поэтому те, кто отличался большой смелостью, ринулись на улицу, чтобы узнать, в чем было дело.

Очевидцы того случая увидели во дворе у кафе “Волгу”. Двери ее были раскрыты, на заднем сидении находился человек без сознания. Следственная группа прибыла на место происшествия уже через пару минут.

-3

Оперативники быстро сообразили, что случилось ограбление. Во дворе кафе стояла инкассаторская “Волга”. Видимо, инкассаторы подъехали к кафе за выручкой. Один сотрудник пошел забирать кассу. Второй остался в машине сторожить ценности других заведений.

Когда первый сотрудник вернулся из кафе, он обнаружил своего товарища. Шофера, что был с инкассаторами в машине, на месте не оказалось. Пропали и деньги, которые инкассаторы успели собрать. Всего преступник забрал 36 тысяч.

Инкассатор на заднем сиденье автомобиля скончался до приезда скорой и ничего не сумел рассказать милиционерам. Опрос посетителей показал, что шума отъезжающей машины никто не слышал. Поэтому была высока вероятность, что грабитель ушел с деньгами на своих двоих.

-4

Мешок с такой суммой был очень тяжелым. Был шанс, что злодей не смог отойти далеко. Следователи распорядились оцепить близлежащую к кафе территорию. Но преступник как-то сумел просочиться через кордон.

При обыске “Волги” сыщики обнаружили обрезок трубы, которым, вероятнее всего, ударили инкассатора.

Инкассаторы в Союзе не имели бронированных машин. Они ездили на “Волгах”, которые заказывали в государственном такси. Так как собственных машин у инкассаторской службы в то время не было.

В ограблении инкассаторов сначала заподозрили пропавшего водителя. Что это был за человек?

Инер Карпов был почетным работником, примерным семьянином и хорошим товарищем своим коллегам.

-5

Бывший пограничник и передовик не мог оказаться преступником. Фото Карпова в таксомоторном парке висело на доске почета. Сыщики показали это фото выжившему инкассатору и спросили: “Он вас возил?”.

Сотрудник инкассаторской службы ответил, что это был не Карпов. Он был в этом твердо уверен.

Но как такое могло произойти, если машина числилась за Карповым и вызов оформляли на него?

Получалось, что преступник некоторое время выдавал себя за Карпова.

А где был сам Карпов?

Внезапно инкассатор припомнил, что у шофера палец был замотан платком. Это уже была особая примета. Ее разослали по всем постам.

Ригу перекрыли. Сотрудники ГАИ проверяли все подозрительные машины. У всех мужчин в аэропорту высматривали повязку на пальце и просили снять перчатки. Из города выпускали людей только после тщательной проверки.

Тогда "вся милиция была на ушах"
Тогда "вся милиция была на ушах"

Затем инкассатор рассказал как во время поездки водитель указал на универмаг, который только что проехали, и сказал: “В этом универмаге работает моя хорошая знакомая. Она способна достать что угодно”.

Заведующая магазином рассказала оперативникам, что у ее сотрудницы был роман с подозрительным парнем. Выяснилось, что парня звали Николаем Красовским. Его подруга-продавщица также дала милиционерам фотокарточку Николая. Не стала его покрывать.

Красовскому на момент ограбления было 30 лет. В прошлом он уже был судим за кражу. Когда оперативники приехали к Красовскому по прописке, его супруга сообщила, что дома он уже три недели не появлялся. А до того он успел жену поколотить и пригрозил ей, что в случае непослушания ее больше никто не найдет.

Затем оперативники поехали в МВД и привлекли множество сотрудников к “размножению” фотокарточки Николая. Утром вся Рига была завалена листовками, на которых были фото преступника и просьба о содействии в его поимке. С того утра злоумышленника искала вся Рига.

-7

Тревожные сообщения

Красовский будто не понимал, что его ищут. Утром он зашел в универмаг и купил там золотые запонки, а также дорогую куртку. Продавец узнала злодея и побежала звонить в милицию. Но когда наряд приехал, Красовский уже ушел.

Тем временем эксперты продолжали изучать каждый сантиметр инкассаторской “Волги”. В узенькой щели за ковриком они обнаружили документы на имя Владимира Мезиса.

Конечно, к Мезису домой были отправлены оперативники. Мужчина отворил им дверь с ножом в руках. Случилась немая сцена, после которой оперативники потянулись к оружию, но потом учуяли запахи, доносившиеся с кухни, и поняли, Мезис их не ждал, он что-то готовил.

Следователи уже знали, что Владимир был ранее судим. В его деле упоминался Красовский. Значит, они могли быть подельниками. В тот день Мезису не суждено было съесть картошку с салом и луком, которые он готовил. Его забрали на допрос, где он почти сразу заговорил.

-8

Шофера Карпова, именем которого представился Красовский, они вдвоем забили в лесу и забрали его машину. Красовский был отдаленно знаком с Карповым и попросил отвезти его за город, где якобы жила его теща. У следователей мелькнула надежда, что Карпов может быть еще жив. Поэтому следственная группа, не дожидаясь новых показаний Мезиса, выехала в лес. На указанном месте они, к сожалению, нашли остывшее тело мужчины.

Дальше Мезис рассказал, что Красовский завладел “Волгой”, так как хотел представиться инкассатором и похитить деньги. Поначалу Мезис согласился ему помочь. Он лег в багажник инкассаторской машины, чтобы в нужный момент выскочить оттуда и подавить сопротивление инкассаторов. Но разъезжая в багажнике зимой, Мезис порядочно замерз, да и призадумался о том, что они с Красовским хотят сделать. В итоге Мезис вылез из багажника и пошел домой, а Красовский провернул свой злополучный план без него.

Кстати, ни в чем неповинный шофер Карпов сопротивлялся бандитам до последнего. Палец, перевязанный носовым платком у преступника, как раз его рук дело.

-9

Откройте, сантехник!

Правоохранительные органы продолжали распространять фото Красовского повсюду. Несколько раз о том, что его видели, поступали звонки, но преступнику всякий раз удавалось ускользнуть.

Затем в милицию позвонил некий мужчина и сообщил точный адрес, где на данный момент находился преступник. Тогда оперативники пошли на хитрость. Они одели одного милиционера как сантехника, дали ему в руки чемоданчик с инструментами и отправили на нужный этаж.

Переодетый оперативник стал тарабанить в дверь и кричать: “Откройте! Сантехник! Вы затопили нижние этажи!”. Дверь ему открыла женщина. Но Красовского в квартире уже не было. Лишь две чашки с недопитым чаем на столе красноречиво говорили о том, что еще пару минут назад в этом жилище было двое.

Хозяйка Ирена не стала отпираться. Сказала следователям, что состояла с Красовским в отношениях. Тот на днях пришел к ней с огромной сумкой денег. Потом Красовский долго эти деньги считал и пообещал озолотить ее, если она позаботится о нем. Красовский дал Ирене денег на телевизор, а еще она умудрилась стянуть у него пачку купюр, когда тот отвлекся.

“Высокие отношения…” — подумали милиционеры.

Упустив злодея, следователи снарядили множество патрульных машин, в задачу которых входило патрулирование города. В одном из переулков Красовского опознали и скрутили, хотя он сопротивлялся.

В милиции злоумышленник все время врал и отпирался. Но ему сообщили, что Мезис дал против него показания. Тогда Красовский заговорил. Он указал место, где спрятал деньги. Это был чердак заброшенного дома.

-10

Красовский все время пытался разжалобить следствие. Рассказывал о тяжелом детстве, о своей мечте уехать в глубинку, купить там домик и писать книжки для детей. Но заключения психиатров и характеристики с прошлых мест работы говорили об обратном. Красовский был циничным и жестким человеком, смыслом существования которого были деньги. Ради крупной суммы он был готов пойти на все. Ведь лишил же жизни двоих и глазом не моргнув. Поэтому в его россказни о детских книжках никто не поверил.

Шофера Карпова в последний путь с почестями провожал весь город. Красовского и Мезиса приговорили к расстрелу. Мезис свою вину полностью признал, раскаялся и сам просил наказать его как можно строже. Расстрельный приговор он не обжаловал.

А вот Красовский просил о помиловании. Писал оперативникам и снова рассказывал им о мечте создавать детские книжки. Но “волка в овечьей шкуре” поставили к стенке, впрочем, к стенке встал и Мезис.