Найти тему

1989-й. В Волгограде душегуб охотится на таксистов. Каждая поездка может стать последней, однако и сыщики не дремлют

Ленинград, 1989 год. В квартире пенсионерки Акулины Андреевны надрывался телефон. Звонила взволнованная дочь, желая узнать о самочувствии матери. Но никто не брал трубку. С каждым гудком нарастала тревога.

Неужели случилось что-то непоправимое? Надо было срочно ехать и проверять!

Пенсионерка стала первой

Ворвавшись в квартиру, дочь увидела мать. Она лежала на полу без признаков жизни. Голова была пробита, а рядом огромная багровая лужа .

Врачи скорой помощи быстро установили причину гибели – множественные удары по затылочной кости. Рядом валялось вероятное орудие преступления, обрезок металлической трубы, старательно обмотанный тряпкой.

Удары наносились многократно, что и привело к фатальному исходу.

В квартире царил беспорядок. Распахнутые настежь шкафы, раскиданные повсюду вещи. Пропали все накопления - 600 рублей наличными, облигации госзайма на 3000 и пара золотых обручальных колец, оставшихся от мужа. Но зачем душегуб прихватил еще и запасы из кладовки - банки с соленьями и вареньем, заварку, кофе и несколько кило сахара?

-2
Неужели он был настолько уверен в своей безнаказанности, что совершенно не спешил покинуть место преступления?

Сыщики уголовного розыска перетряхнули всю картотеку известных домушников и медвежатников. Ни единой стоящей зацепки. Дело грозило превратиться в "глухарь", или как еще говорили следователи - "висяк".

Дочь Акулины Андреевны рассказала, что мать сдавала одну из комнат жильцам. Совсем недавно там квартировала приезжая из другого города, промышлявшая торговлей на рынке.

А может она виновата? Или выступила в роли наводчицы?

Впрочем, выяснилось, что за три дня до несчастья Акулина Андреевна подыскала новых постояльцев - двух молодых парней. Однако куда те запропастились, никто не знал.

-3

У следователей зародилось подозрение — уж не эти ли загадочные квартиранты причастны к преступлению?

Сегодня всю важную информацию люди получают по электронной почте. Но в конце 80-х ее роль исполняли скромные почтовые ящики, висевшие в каждом подъезде. Сюда приходили и поздравительные открытки от друзей, и долгожданные вести от родни, и грозные напоминания об оплате коммуналки или электричества.

В почтовом ящике погибшей старушки обнаружился счет за междугородные телефонные переговоры. Это могло стать важной уликой.

Куда же звонили из ее квартиры? Оказалось, в Волгоград.

Но у Акулины Андреевны там не было ни друзей, ни родственников. Значит, звонки делали ее квартиранты, те самые вероятные преступники. Сыщики вычислили абонентский номер и поняли, что след ведет в город на Волге, ведь именно оттуда прибыли предполагаемые душегубы.

А тем временем в самом Волгограде разворачивались не менее любопытные события.

-4

Пропавшие «таксисты»

В милицию обратились работники местной автоколонны "Турист". Бесследно исчез их коллега, 40-летний водитель автобуса Александр Тарев. Он не вышел на смену и не появлялся дома. А ведь мужчина частенько подрабатывал извозом по вечерам на своей личной машине. Возвращался под утро, но супруга привыкла, она знала, что скорее всего свезло с щедрым клиентом, будет солидная прибавка к семейному бюджету.

Александр Тарев не чурался левых заработков, мог пропасть на сутки-двое. Вот и в этот раз жена не сильно волновалась, думала, что на хороший заказ напал. Да только муж не вернулся ни ночью, ни на следующий день, и даже весточки не подал.

Машину Александра обнаружили спустя двое суток в лесопосадке близ окраины Волгограда. Вернее, то, что от нее осталось. Автомобиль был полностью разобран на запчасти: вытащили все ценное: движок, коробку передач, даже сиденья. А остов просто сожгли, предварительно облив бензином. Ни в салоне, ни поблизости не удалось отыскать и следа водителя. Зато в паре метров валялась монтировка с багряными следами.

-5

Напрашивалась жуткая, но очевидная версия — водителя порешили

Жена Тарева рассказала любопытную деталь — муж частенько возил с собой в салоне отточенное шило и милицейский свисток, чтобы при случае привлечь внимание прохожих и патрулей. Ещё была увесистая монтировка, считавшаяся последним аргументом в споре с подвыпившим и борзым клиентом.

Вот только теперь нож загадочно исчез, а монтировка вся в крови. Эксперты тщательно исследовали улики и пришли к выводу, что следы крови принадлежали двум разным людям. Первый образец самого Тарева, а вот второй образец принадлежал совершенно другому человеку. И пока непонятно было, кому.

Каждый из таких случаев — пятно на местную милицию. Поэтому маховик следствия закрутился на полную мощность. И вскоре сыщикам улыбнулась удача, они напали на след еще одной разграбленной и сожженной легковушки, на этот раз легендарной "семерки", автомобиля-мечты любого советского работяги.

-6

За характерную решетку радиатора модель прозвали "хочу быть мерседесом", а еще ласково - "ласточкой". С "семеркой" всеобщее уважение и завистливые взгляды были гарантированы.

И вот теперь "ласточка" нашла свой бесславный конец - ободранная, полностью разобранная и сожженная. Почерк преступника в точности повторял предыдущие эпизоды. По номерам кузова и двигателя, выбитым на металле, быстро вычислили законного владельца. Им оказался 31-летний волгоградец Эдуард Каракозов.

Но почему его близкие сразу не забили тревогу, в отличие от семьи Тарева?

Вскоре выяснилось, Эдик жил холостяком и часто уезжал на выходные за город. А в будни по вечерам не брезговал таксовать на своей красавице "семерке".

Круг начал смыкаться. У оперативников больше не оставалось сомнений, что в Волгограде завелась банда автоугонщиков, в арсенале которых вдобавок ещё и расправы.

-7

Но зачем понадобилось сжигать угнанные тачки? На этот счет родилась одна занятная версия.

В СССР личная машина считалась предметом роскоши, показателем высокого статуса владельца. Но заветный руль доставался лишь избранным счастливчикам. К семидесятым годам очереди немного рассосались с появлением на рынке "копейки".
Однако на надежность "Жигулей" всерьез никто не рассчитывал. В народе подшучивали, что они ломались, даже мирно простаивая в гараже. Кузов гнил и ржавел с космической скоростью.
Двигатель и коробку приходилось регулярно перебирать своими руками. Раздобыть нужные запчасти - та еще морока. Официальных автосервисов - кот наплакал.
В очередях на ремонт можно было кукарекать месяцами. Вот и приходилось закупать детали с рук на стихийных барахолках, не особенно интересуясь их происхождением.

Спрос рождал предложение. Колеса, фары и дворники запросто могли открутить и умыкнуть средь бела дня прямо с припаркованного авто. Но толкнуть машину целиком - совсем иное дело, тут шансы засветиться возрастали многократно. Потому особо рисковые умельцы орудовали по накатанной схеме: угнать тачку подальше от посторонних глаз, в два счета разобрать до винтика в укромном гараже и сбагрить детали перекупщикам. Срезанное крыло или фара быстро найдут нового хозяина через разветвленную сеть полулегальных сервисов. Профит!

-8

Сыщики взялись прочесывать частные мастерские и толкучки, выискивая запчасти с пропавших волгоградских «Жигулей». Одновременно отрабатывали связи Каракозова, второго погибшего. И тут всплыла прелюбопытнейшая деталь. Приятели покойного таксиста рассказали, что у Эдика тоже имелась своя монтировка, один в один как у Тарева. И надо же такому случиться - кровь на монтировке Тарева, как показала экспертиза, с высокой долей вероятности принадлежала теперь уже самому Каракозову.

Следователи засомневались. Что за чертовщина? Неужто не было никакой банды, а два таксиста-частника что-то не поделили?

Вполне возможно, гадали опера, возник конфликт. Каракозов в сердцах выхватил монтировку, и с размаху врезал Тареву по кумполу. Но тот оказался не промах — вырвал железяку, да сам принялся охаживать обидчика. Отходил от души, не сдерживаясь.

Потом тело куда-то спрятал, а тачку присвоил. И после этого, чтобы замести следы своего преступления, разобрал и спалил обе машины. Но чем ему помешал собственный автомобиль?

Вопросов много, но ведь версия рабочая. И, кстати, куда тогда подевался сам мститель? Снова ничего не ясно.

-9

Кислый

Ответ появился сам собой, когда на горизонте возник новый свидетель, друг самого Тарева. Тот клялся и божился, что видел пропавшего таксиста собственными глазами уже после его исчезновения! Мол, живой он и здоровый, отъезжал от ресторана.

Потом, конечно, очевидец признался, что не разглядел лицо водителя, но опера уже рванули по указанному адресу. Опросили официантов, показав фото Тарева, но все работники как один ответили отказом, мол, такого не видели. Тем не менее оперативники решили установить наблюдение за рестораном.

Наутро к служебному входу заведения как ни в чем не бывало подошёл высокий молодой парень, явно не из числа местных работников. С ни опера и решили побеседовать.

Увидев фото Тарева, паренек занервничал и принялся нести полную чушь. Сыщики решили его обыскать и вот тут всплыла интересная деталь. В кармане незнакомца обнаружился охотничий нож, точная копия, как у пропавшего Тарева.

-10

Сразу же проверили документы. Это был некий Сергей Кислый, официально нигде не работающий. По слухам, завсегдатай увеселительных заведений, сорит деньгами направо и налево. Каждый раз появляется в окружении длинноногих фифочек, водит их в лучшие рестораны и кормит икрой. А машины меняет как перчатки. Сегодня на этой покатался, завтра другую пригнал. Девочкам прямо в лицо смеётся, мол, у меня этих тачек как грязи, хочешь катайся, хочешь не катайся.

Но позвольте, откуда такая роскошь у простого безработного? Или не такой уж он и простой?

Стали Кислого проверять. Оперативники прошерстили все дела, в которых могли бы фигурировать угоны и Сергей Кислый. И, в конце концов, отыскалась ниточка!

В соседней Калмыкии случилась история дерзкого угона. Один ушлый малый попросил подвезти, а сам оглушил водителя и сел за руль. Каким-то чудом водителю удалось уцелеть, а когда ему показали фото Кислого, он сразу сказал: «Это он».
-11

Оперативники принялись прочесывать автосервисы и гаражные кооперативы. И не прогадали, на крышке одного мотора были заветные номера. Хозяин мастерской не стал отпираться и подтвердил, что запчасти ему принес Сергей Кислый.

В кабинете следователя преступник быстро смекнул, что запахло жаренным и сразу заговорил…

Все началось с того, как однажды Кислого остановил милиционер для проверки документов. Сергей был прилично навеселе, а потому решил молоденького стража порядка поучить уму разуму. Вышло слишком жестоко.

Понимая, что теперь его будет искать вся милиция Волгограда, Кислый решил сбежать в Ленинград. Взял с собой старого приятеля и был таков. В северной столице они сняли квартиру у пенсионерки Акулины Андреевны и загуляли. Деньги закончились быстро: женщины, заведения, хмель.

Узнав, что у старушки водятся деньжата, решились на мокрое дело. А потом вынесли из квартиры все что было возможно — на продажу.

А потом снова вернулись в Волгоград, где стали добывать себе на пропитание обычными кражами. Надоело, и парни решили заработать по-крупному. Нужно всего лишь остановить частника, дать ему по кумполу, машину разобрать на запчасти, их продать, а авто сжечь.

Первым попался на их пути Каракозов. Ему досталось собственной монтировкой. А потом произошло нападение на Тарева.

Душегуб до последнего надеялся, что ему удастся отделаться небольшим тюремным сроком. Он и адвоката серьезного нанял, рассчитывал ну максимум лет на 10.

Но судьи были неумолимы. «Высшая мера», таков был вердикт.

Прошение о помиловании ушло на самый верх, но президент Ельцин собственноручно написал: в снисхождении отказать.

В 92-м привели приговор в исполнение.