Найти в Дзене

Анализ конкурентов на маркетплейсах: на что обращать внимание

Оглавление

В прошлый раз мы обсудили, зачем анализировать конкурентов на маркетплейсах. Сегодня поговорим о том, на что обращать внимание при анализе.

Своим бесценным опытом поделилась Ольга Богданова, руководитель юнита маркетплейсов Комплето.

Маркетплейсы: кто борется за «место под солнцем»

Конкуренция наблюдается как между компаниями (брендами), так и самими товарами (карточками товаров).

Соответственно, селлерам необходимо сравнивать себя с компаниями, производящими конкурирующий товар, так и свои карточки товаров с карточками конкурентов.

Анализируя компании (бренды) обращайте внимание на

  • лидеров категорий: кто они, изучите их рейтинг и выручку. Получить необходимые данные можно с помощью специализированных сервисов. Их много, рекомендовать определенный не будем.

Например, что можно наблюдать в категории «Художественные книги»:

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Существенная доля продаж (почти 75%) приходится на первых трех продавцов, так что продавцу, решившему работать в этой категории, придется «соперничать» именно с ними;

  • темпы роста. Определите позицию, пользующуюся спросом, период, через который она его теряет, а также какие новинки предлагают селлеры.

Анализ поможет определить товары, которые стоит продавать, а также оценить «срок их жизни»;

  • наличие монополистов (более 40% продаж, но зависит от категории). Если такая картина наблюдается, то стоит понять, что «откусить» хотя бы небольшой кусок продаж монополиста легко не получится: нужны будут ресурсы на внешнее и внутреннее продвижение. Но даже при их наличии результат гарантировать невозможно;
  • объемы роста категории. Почему происходит прирост, если он есть: за счет новых продавцов, увеличения спроса на данные товары, или просто рынок растет;
  • то, как компании действуют вне маркетплейсов: привлекают, вовлекают, конвертируют и удерживают целевую аудиторию.

Всю нужную информацию можно найти в Личном кабинете продавца Ozon или сервисах внешней аналитики, если работаете на Wildberries.

Изучая карточки конкурентов, обратите внимание на:

  • карточки, занимающие первые места в выдаче (просто вбиваете в поисковую строку площадки релевантные запросы и оцениваете результат).

Сервисы аналитики позволяют также узнать объем выручки и порядок ее распределения между лидерами;

  • цену, которую устанавливают прямые конкуренты. Для этого находите аналогичный товар и сравниваете его со своим по цене.

Также стоит определить, какой ценовой сегмент забирает большую часть выручки, и какие качества помогли ему завоевать признание потребителей. И, безусловно, ​​мониторить конкурентов необходимо постоянно и вовремя корректировать цены, чтобы оставаться «в рынке»;

  • главное фото. На конверсию в клик (CTR карточки) как раз влияет главное изображение. Оно должно «зацепить» пользователя, чтобы он перестал «скроллить» ленту. Обратите внимание, какие качества товара (релевантного вашему) на главном фото отображают селлеры;
  • рейтинг товара и отзывы, влияющие на позицию товара в выдаче. Тут все логично: чем выше рейтинг товара, тем лучше отзывы, тем проще вызвать доверие покупателей, и, соответственно, повышается вероятность ими совершения заказа.

Необходимо сравнить предложения, которые, например, находятся на первой и третьей странице. Это поможет выявить нюансы, влияющие на позицию в выдаче;

  • рекламную выдачу. Возможности специализированных сервисов помогают выявить, как карточки попали на верхние места выдачи: органически или с помощью рекламного продвижения, а также по каким ставкам (только на Wildberries, на Ozon узнать такие данные не получится).

Как показывает наш опыт, до 80-90% выдачи на WB занимают рекламные места;

  • отзывы и вопросы. Если в третьем пункте речь о количестве и в оценке в целом, то здесь необходимо анализировать, что пишут покупатели, какие нюансы для них важны при оценке качества товара.

Изучив вопросы, можно выяснить, что «недосказал» продавец, и и с помощью полученной информации «прокачать» свою карточку, чтобы закрыть все вопросы покупателей контентом и увеличить конверсию в заказ;

  • региональные продажи. Здесь тоже потребуется сервис внешней аналитики, который покажет, с каких складов и в каком количестве продается товар из конкретной карточки. Чем ближе товар к покупателю, тем больший трафик собирает карточка, тем выше она показывается в выдаче, тем дешевле рекламная ставка.

Помните, что высокий объем продаж обеспечивает также и широкое региональное распределение, когда покупателю из любого региона заказанный товар поступит в течение 1-2 дней.

Про важные нюансы создания карточки и лайфхаки, которые помогут прокачать ее по максимуму, мы писали в этой статье.

Что на выходе

Перед выходом на площадки и стартом продаж необходимо оценить ситуацию и нише и понять, с кем вы будете конкурировать и в каких условиях.

Анализируя компании или бренды, смотрите на:

  • ассортимент на маркетплейсе: что предлагают пользователям селлеры, сколько SKU (единиц товара) и т.д.;
  • емкость ниш. Например, к нам Комплето недавно обратился Клиент с желанием выйти на маркетплейсы с букетами из сухоцветов. Благодаря сервисам аналитики мы выяснили, что продаж в этой категории очень мало, а предложений много. Спрос на этот товар невысокий, так что прогнозировать высокие продажи в этой категории невозможно. Необходимо вкладываться в повышение спроса, а это подразумевает огромные затраты на внешний маркетинг;
  • количество продавцов бренда, если анализируем какой-то конкретный бренд. Это может быть как один селлер, так и большое количество. При втором варианте придется анализировать каждого из продавцов;
  • брендовый спрос на маркетплейсе через поисковые запросы. Например, тот же самый Дайсон могут искать как через предмет («фен Дайсон», «пылесос Дайсон»), так и просто по названию бренда. И если вдруг мы рассматриваем этот бренд как конкурента, то при анализе увидим высокий брендовый спрос. Что логично, ведь компания приложила много усилий и вложила много ресурсов для его формирования;
  • внешний трафик. Для его выявления можно вбить высокочастотные запросы в поисковую строку Яндекса по вашему товару и обратить внимание на то, какая реклама от какого селлера будет вас «догонять»;
  • рейтинг магазина, количество отзывов. Логично, что если объем продаж у магазина высокий, то и рейтинг будет ему соответствовать, и отзывов в карточке товара будет много.

Исследуя товар-конкурент, выявляете:

  • лидеров продаж. Чтобы понять, какое место они занимают в выдаче, рекламируются ли они, с какими ставками и т.д. Это позволяет сразу оценить наличие ресурсов на конкуренцию с ними;
  • ценовую сегментацию и продажи. Сервисы внешней аналитики помогут проанализировать их по нашему товару/категории и продажи в каждом из ценовых сегментов. И даже по такому показателю, как упущенная выручка.

Например, ранее были высокие продажи, товара на остатках нет, и сервис аналитики, учитывая скорость продаж в прошлом, предполагает, что возможны высокие продажи, но по каким-то причинам их «упускают».

По нашему опыту, основная причина — несвоевременное пополнение остатков;

  • боли и потребности покупателей, прочитав и проанализировав отзывы и вопросы. Повторимся, полученную информацию стоит отразить в фотографиях, видео, инфографике, рич-контенте, описании, чтобы закрыть все возможные возражения пользователей контентом. Такая «прокачка» превращает карточку в некого «продавца-консультанта», который замотивирует приобрести товар;
  • бюджеты на проект. Изучив количество запросов, продажи конкурентов, распределение по складам, получится определить объем ресурсов, необходимых для старта.

Конечно, все результаты необходимо систематизировать и внести в удобные для анализа файлы, например, в Google-таблицу. Также помните, что нализ — это не разовая акция, его необходимо проводить регулярно, актуализировать данные, следить за изменениями, и совершенствовать карточки, продвижение и продажи.

Успешного выхода и продвижения на маркетплейсах!

Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.

До связи!