Найти тему

Маркетплейсы: зачем продавцам анализировать конкурентов на торговых площадках

Оглавление

Популярность маркетплейсов растет: в 2023 году объем рынка розничной интернет-торговли в России превысил 7,9 трлн рублей (рост более чем на 36%), а количество заказов — 4,5 млрд (76%).

Также ужесточается конкуренция: становится все больше продавцов, при этом на площадки выходят как желающие заработать «легкие» деньги, так и средний и крупный бизнес с целью масштабирования. Аналитики прогнозируют, что за 2024 год количество селлеров увеличится в полтора раза (!).

Но почему бизнесу, торгующему на онлайн-площадках, необходимо анализировать конкурентов?

Изображение взято с canva.com
Изображение взято с canva.com

Маркетплейсы: точка роста и возможность масштабирования

Wildberries не сдает позиции: по обороту и числу совершенных покупок он на вершине популярности, а Ozon ему «дышит в спину», находясь на втором месте и в марте сравнявшись с WB по ежемесячному охвату, где каждому гиганту досталось по 59% россиян. На два этих маркетплейса приходится 86% продаж (в рублях).

Темпы развития замедлились по сравнению с теми, которые были года два назад, но маркетплейсы уверенно заняли свою нишу.

Что еще важно,

  • маркетплейсами не вытесняется остальной рынок, продажи увеличиваются за счет перетока из офлайна. Покупатели стали отдавать предпочтение онлайн-покупкам, что вполне логично;
  • маленькие и средние неспециализированные игроки выходят на маркетплейсы. Но вот успешен ли их выход — другая история;
  • уникальность товара и высокий брендовый спрос помогают брендовым магазинам сохранять свои позиции на рынке.

Вывод: омниканальные ритейлеры и брендовые магазины — основные каналы совершения покупок и, соответственно, необходимо их рассматривать как возможную точку роста бизнеса.

Мы сейчас говорим именно о бизнесе с перспективой долгой и упорной работы, а не о «предпринимателях», прошедших курсы по продажам на маркетплейсах и планирующих заработать миллион на схеме «купил за 600, продам за 900».

О главных тенденциях развития маркетплейсов в 2024 году, а также о возможностях селлеров, которые помогут заработать и не уйти в минус, мы писали в этой статье.

Анализ конкурентов: «зачем и почему»

Стоит понять, что маркетплейсы — пространство:

  • где все на виду. Покупатель заходит на площадку и видит все доступные объявления, отзывы на товары и реакцию на них продавца;
  • крайне чувствительное к трендам и изменениям пользовательских предпочтений;

Рассмотрим на примере динамики спроса на книгу «Мастер и Маргарита» сразу после премьеры ее экранизации в кинотеатрах. Выход картины сопровождался мощным инфополем, приведшим к появлению интереса к первоисточнику истории, что видно на изображении ниже.

После выявления первичного интереса аудитории у селлеров было полгода, чтобы подготовиться к основной волне продаж. Продавцы, которые смогли предугадать тенденцию, на одной книге сделали весьма неплохую выручку.

Изображение из архива автора
Изображение из архива автора

Это доказывает силу влияния трендов на пользовательские интересы и предпочтения, а также то, что селлерам важно вовремя отслеживать тенденции, чтобы успеть извлечь из них выгоду.

  • с высокой и иногда бессмысленной конкуренцией. По данным исследования сервиса MPGO, Модульбанка и аналитического сервиса для маркетплейсов Shopstat только около 18% селлеров на Wildberries могут похвастаться оборотом свыше 1 млн руб., а на Ozon еще меньше — всего 13,05%. Все остальные продают ради продаж, занимают места в выдаче, в том числе рекламной, «раздувают» рекламные ставки.

Советуем прочитать материал, в котором мы расписали все важные нюансы, которые необходимо учесть при выходе на маркетплейсы и продаже на них.

На сегодня все, в следующей статье расскажем, на что необходимо обращать внимание при анализе конкурентов на маркетплейсе. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

А еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.

До связи!