Градостроительство
После II Мировой войны Ле Корбюзье собирался принять участие в восстановлении французских городов. Однако его планы, разработанные в 1945-1946 годах для городов Ла-Рошель и Сен-Дье, в которых высотные жилые здания городских центров на 1000-2000 жителей («вертикальные города») окружали зеленые зоны, либо игнорировались, либо отвергались.
Только в 1946-1952 годах Ле Корбюзье смог частично реализовать свои мечты, построив в Марселе по поручению Французского правительства так называемую «жилую единицу». Это 17-этажное здание, рассчитанное на 1800 жителей, стало прототипом домов массовой застройки. Его квартиры (всего 22 типа) представляли собой различные комбинации трех стандартных блоков: первого - холла, кухни и гостиной; второго - комнат родителей и ванны; и третьего - сдвоенных детских комнат, душевой и кладовки для белья.
Квартиры «жилых единиц», сгруппированные парами с перекрывающими верхними и нижними уровнями, расположены по сторонам коридоров, называемых «внутренними улицами».
Эти «улицы» проходят по каждому второму этажу так, что выход из квартиры находится либо на уровне спальни (верхний уровень), либо на уровне прихожей (нижний уровень). На плоской крыше были построены ясли, детский сад, спортивный зал, театр и беговые дорожки.
На «внутренних улицах» 7-го и 11-го этажей располагались магазины, аптеки, почтовое отделение, прачечные и гостиница на 10 номеров. В «жилой единице» соблюдены все архитектурные принципы Ле Корбюзье. Железобетонный каркас опирался на мощные колонны, через которые в здание проведены все коммуникации.
Квартиры изолированы от бетонного остова промежуточными техническими «отсеками», обеспечивающими дополнительную звукоизоляцию. С точки зрения эстетики, «жилая единица» продемонстрировала возможности использования бетона в художественных целях.
Ле Корбюзье всю жизнь мечтал построить здание из стали, но в экономической ситуации послевоенной Франции ему пришлось довольствоваться железобетоном. Некоторые критики порицали его за работу с этим «неэстетичным» материалом, а другие обратили внимание на то, как архитектор сумел использовать бетон для создания ярких текстур, реагирующих на изменения освещенности.
Вершина творчества
Самое яркое достижение архитектурного творчества Ле Корбюзье - капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950-1953).
Архитектор использовал сохранившуюся каменную кладку разрушенной во время войны часовни и создал здание, напоминающее скульптурную композицию: над изогнутыми стенами возносится крыша, похожая на корпус корабля. Издали оно кажется парящим над землей.
А внутренняя планировка, повторяющая естественный рельеф местности, направляет вошедшего человека к алтарю.
Самая важная деталь часовни - крыша. Она изготовлена из двух железобетонных экранов, поддерживаемых массивными каменными стенами.
Свет в сумрачный интерьер проникает через узкие окна и небольшой просвет, отделяющий крышу от стен. Кроме того, внешняя восточная стена образует наружную часовню. Здание окружено дорожкой для религиозных процессии.
В 1956 году Ле Корбюзье приступил к работе над постройкой доминиканского монастыря в Ла-Туретте близ Лиона. Когда одного монаха спросили, почему постройку монастыря поручили именно Ле Корбюзье, доминиканец ответил: «Для красоты нового монастыря» - монахи знали, что знаменитый мастер создаст архитектурный шедевр. Церковники не обманулись в своих расчетах: туристы со всего света стекаются в Ла-Туретт так же, как и в Роншан.
Новые возможности
В 1951 году Ле Корбюзье получил заказ на план застройки города Чандигарх - новой столицы штата Пенджаб и символа «новой Индии» премьер-министра Джавахарлала Неру. Разработка генплана была завершена к 1952 году, а уже летом 1953 года велось полномасштабное строительство.
Основное внимание Ле Корбюзье уделил обращенному в сторону предгорий Гималаев комплексу правительственных сооружений. В выдающемся вперед здании находится Дворец губернатора, напротив здания Верховного суда расположен парламент,
а сбоку - здание министерств. С остальной частью города этот комплекс соединялся широкой главной улицей.
Гармония
Скульптурные формы бетонных сооружений Чандигарха выполнены в соответствии с местным климатом благодаря использованию гигантских солнечных экранов и выступающих далеко вперед зонтичных крыш в форме раковин. У входа в здание парламента (1951-1962) Ле Корбюзье установил покрытую эмалью дверь, на которой изображено положение Солнца в дни равноденствий и солнцестояний, а также изменение длительности дня и ночи на протяжении года.
По его замыслу, между всеми зданиями должны были быть установлены аналогичные знаки, иллюстрирующие стремление человека жить в гармонии с природой. Ле Корбюзье надеялся, что Индия избежит хаоса, описанного им как «первый век машин», и здесь будет достигнуто равновесие между городом и деревней, древностью и современностью.
Получив всемирное признание, Ле Корбюзье скончался 27 августа 1965 года в возрасте 77 лет.
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: