Знаменитые проекты
В 1914 году, когда Райт находился в Чикаго, руководя строительством ресторана «Мидуэй Гарденс» (самый абстрактный из всех проектов, выполненных им к этому времени),
один из поваров устроил пожар в Талиесине, во время которого погибли несколько человек, в том числе возлюбленная Райта Марта Чейни, и сгорели важные документы. Райт и Марта (бывшая жена его друга и клиента Эдвина Чейни) жили вместе с 1909 года, после его развода с первой женой. По-видимому, эта трагедия заставила Райта обратиться к строительству более прочных и безопасных зданий. Массивные бетонные сооружения дома Эйлин Барнсдалл - прекрасные примеры работы Райта с новым материалом.
Райт предлагал использовать в качестве материала для строительства жилых здании бетонные блоки и цементную штукатурку еще в начале ХХ века. Бетонные здания калифорнийского стиля также отражают интерес Райта к формам архитектуры, существовавшей на Американском континенте до прихода европейцев.
Влияние архитектуры майя четко прослеживается в проекте дома Барнсдалл с его огромным количеством ровной кирпичной кладки. В здании, построенном в городе штате Калифорния, бетонные блоки с крестообразным узором напоминают здания доколумбовой эпохи в мексиканском штате Оахака.
Райт разрабатывал проекты для Калифорнии на протяжении 50 лет, часто используя элементы стиля «Домов прерий».
Второй этап творчества Райта начался после строительства здания из бетонных блоков в Талсе (штат Оклахома), в котором он впервые показал предельные возможности бетонных консольных плит.
В 1936 году архитектор спроектировал и построил административное здание компании «Джонсон» для Эдгара Кауфмана в Беар Ран, штат Пенсильвания, более известный как знаменитый «Дом над водопадом».
Американские дома
Два последних проекта сделали Райта известным. В январе 1938 года журнал «Таймс» поместил на обложке его портрет, а Нью-Йоркский музей современного искусства выставил его работы в качестве экспонатов. В большом количестве стали поступать заказы, особенно на жилые дома для людей со средними доходами. Ответом Райта были «Американские дома», логическое развитие его концепции «Домов прерий». Эти здания из кирпича, дерева и стекла с плоскими крышами предназначались для постройки на частных загородных участках. Принципы «Американских домов» были использованы и в других проектах Райта, рассчитанных на богатых клиентов.
Дом Джейкобса (1937) был первым из «Американских домов», в котором Райт продемонстрировал возможности этого стиля при сравнительно небольших размерах здания.
Следующие заказы позволили ему реализовать различные сочетания форм и планировки таких домов.
«Американские дома» могли иметь Г-образную, прямоугольную, квадратную или даже шестиугольную, как у дома Хэнна, форму.
Планировка дома также могла изменяться в зависимости от потребностей клиента и места постройки. В проекте дома Роберта Бергера была предусмотрена даже специальная - «американская» - конура для собаки.
Музей Гуггенхайма
В последние 25 лет своей долгой жизни Райт продолжал творить в широчайшем диапазоне стилей. Кроме «Американских домов» и других проектов жилых зданий, он разработал проекты здания музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке,
церкви Благовещения, синагоги Бет Шалом и комплекса зданий Общественного центра округа Марин. Большинство этих проектов - развитие ранних экспериментов архитектора с оригинальными формами.
В 1937-1959 годах Райт занимался также строительством усадьбы Талиесин-Уэст в штате Аризона. Здесь он и умер в 1959 году в возрасте 92 лет.
Читайте также: