Найти в Дзене

Радикал и реформатор от архитектуры: ЛЕ КОРБЮЗЬЕ. Эпизод первый: Идеи и практика

Оглавление

Ле Корбюзье - гениальный архитектор и дизайнер, чьи теоретические и практические разработки радикально изменили архитектуру ХХ века.

Ле Корбюзье
Ле Корбюзье

Шарль Эдуар Жаннере, в 1920 году взявший псевдоним Ле Корбюзье, был одаренной личностью: он занимался архитектурой, живописью, преподаванием, скульптурой и дизайном мебели, его перу принадлежит ряд трудов по теории архитектуры. С начала 1920-х годов и до смерти в 1965 году его творчество было предметом интереса широкой общественности, вызывая восхищение одних и нападки других.

Открытая рука, Чандигарх, Индия, 1964
Открытая рука, Чандигарх, Индия, 1964

Выступая против застывших догм академической архитектуры, он считал, что данное направление человеческой деятельности может и должно способствовать преобразованию современного общества.

Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье), Цюрих, Швейцария, 1963-1967
Павильон Хейди Вебер (Центр Ле Корбюзье), Цюрих, Швейцария, 1963-1967

Исследуя проблемы организации пространства, упорядоченности форм и пропорции, Ле Корбюзье создал так называемый модулор - систему гармонически связанных величин, основанных на пропорциях человеческого тела, которую он предложил как шкалу размеров в строительстве. Для многих Ле Корбюзье остается прежде всего теоретиком, в основе большинства работ которого лежит бескомпромиссный функционализм.

Национальный музей западного искусства, Токио, Япония, 1957-1959
Национальный музей западного искусства, Токио, Япония, 1957-1959

Формирование идей

Ле Корбюзье родился в городе Ла-Шо-де-Фон (Швейцария) 6 октября 1887 года. После обучения в школе декоративно-прикладного искусства по специальности часовщик-гравер (Ла-Шо-де-Фон 400 лет был крупнейшим центром производства часов) он путешествовал по Италии, Франции, Германии, Венгрии, Румынии, Турции и Греции, изучая архитектуру этих стран.

 Ла-Шо-де-Фон, Швейцария
Ла-Шо-де-Фон, Швейцария

В 1908 году Ле Корбюзье приехал в Париж, но вместо того, чтобы получить традиционное академическое образование в Школе изящных искусств, он посещал мастерскую Огюста Перре - архитектора, первым использовавшего железобетонные конструкции при строительстве жилых зданий.

Огюст Перре, Жилой дом 25bis, Париж, Франция, 1904
Огюст Перре, Жилой дом 25bis, Париж, Франция, 1904

Под влиянием Перре предпочтения Ле Корбюзье сместились от украшательства, присущего стилю ар нуво,

Вилла Фалле в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, 1905
Вилла Фалле в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, 1905

к строгим функциональным формам.

Вилла Швоб (Вилла Турку) в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, 1916
Вилла Швоб (Вилла Турку) в Ла-Шо-де-Фон, Швейцария, 1916

Дальнейшее формирование архитектурных идей Ле Корбюзье связано с изучением декоративного искусства в Германии в 1910 году. Большое влияние на него оказало сотрудничество с Петером Беренсом, занимавшимся в это время архитектурой промышленных зданий. Но, как и в случае с ар нуво, он сначала позитивно воспринял, а затем отверг немецкий функционализм из-за «отсутствия в нем поэзии».

Петер Беренс, «Белый дом» в Штутгарте
Петер Беренс, «Белый дом» в Штутгарте

Дома «домино»

Когда началась I Мировая война, Ле Корбюзье поселился в Швейцарии, где создал ряд проектов, отражавших основные принципы его архитектурной теории. Он разработал первые в истории архитектуры дома серийного производства, собираемые из стандартных блоков - так называемые дома «домино», предназначенные для быстрого восстановления разрушенных войной городов.

Проект «Дом-Ино», 1914
Проект «Дом-Ино», 1914

После войны Ле Корбюзье возвратился в Париж и в 1920 году вместе с поэтом Полем Дерме и художником Амеде Озанфаном основал авангардистский журнал «Эспри нуво», в котором опубликовал серию статей, посвященных принципам городского планирования. Некоторые из этих статей вошли в его знаменитую книгу-манифест «К новой архитектуре» (1923).

Натюрморт, 1921
Натюрморт, 1921

Проектирование жилья

В 1922 году Ле Корбюзье вместе с двоюродным братом Пьером Жаннере открыл в Париже мастерскую и вскоре получил признание как автор оригинальных проектов вилл, к лучшим образцам которых относятся дом Ля Рош (1923-1925),

Вилла Ля Рош, Париж, Франция, 1923-1925
Вилла Ля Рош, Париж, Франция, 1923-1925

вилла в Гарше (1927)

Вилла Штейн, Париж, Франция, 1927
Вилла Штейн, Париж, Франция, 1927

и вилла «Савой» в Пуасси (1929-1931).

Вилла Савой, Пуасси, Франция, 1929-1931
Вилла Савой, Пуасси, Франция, 1929-1931

В проектах этих сооружений Ле Корбюзье наглядно продемонстрировал теорию «пяти отправных точек современной архитектуры»: вертикальные бетонные столбы-опоры; свободную внутреннюю планировку, предусматривающую отделение структуры здания от несущих стен; «свободный» фасад, не несущий нагрузки; горизонтальное ленточное окно вдоль всего фасада и сады на плоских крышах-террасах.

Интерьер Виллы Савой
Интерьер Виллы Савой

Известная формула Ле Корбюзье «дом - машина для жилья» выражала его идеал рационально организованной среды обитания человека.

Вилла Савой, Пуасси, Франция, 1929-1931
Вилла Савой, Пуасси, Франция, 1929-1931

В 1925 году при финансовой поддержке промышленника, разделявшего его взгляды на современную архитектуру, Ле Корбюзье построил рабочий поселок Пессак близ Бордо. Однако вследствие противодействия городских властей построенное жилье не разрешалось заселять в течение шести лет.

Посёлок ФРУЖЕ, Пессак, Бордо, Франция, 1924-1925
Посёлок ФРУЖЕ, Пессак, Бордо, Франция, 1924-1925

В 1920-е и в начале 1930-х годов Ле Корбюзье осуществил ряд крупных проектов: административное здание в Москве (дом Центросоюза, 1928-1936),

Здание Центросоюза, Москва, СССР, 1928-1936
Здание Центросоюза, Москва, СССР, 1928-1936

центр Армии спасения в Париже (1932-1933), при строительстве которого впервые были использованы герметичные стеклянные стены и система кондиционирования воздуха,

Дом-убежище Армии Спасения в Париже, Франция, 1932-1933
Дом-убежище Армии Спасения в Париже, Франция, 1932-1933

и общежитие швейцарских студентов университетского городка в Париже (1930-1932), опирающееся на мощные железобетонные опоры.

Швейцарский павильон, Интернациональный студенческий городок, Париж, Франция, 1930-1932
Швейцарский павильон, Интернациональный студенческий городок, Париж, Франция, 1930-1932

К 1929 году, после женитьбы на Ивонн Гали и поездки на юг Франции, его работы начали меняться. Тем не менее он продолжал стремиться к визуальной четкости и гармонии своих проектов, используя разработанную им систему модулор. За единицу расстояния при планировании города предлагалось взять дистанцию, которую человек проходит за один час, а размеры зданий и их элементов в данной системе измерялись ростом человека, длиной его шага, высотой поднятой руки, размахом рук и тому подобное.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: