Обкатка — это важный процесс, который влияет на всю последующую эксплуатацию мотора. Если вы выполните её правильно, то в течение десяти лет вам не придётся беспокоиться о возможных проблемах.
Что же мы обкатываем в процессе?
* Коленчатый вал с подшипниками;
* Цилиндр и поршневые кольца;
* Шестерни редуктора.
Перед началом обкатки важно учесть несколько моментов:
1. Для двухтактных моторов используется особая топливная смесь с повышенным содержанием масла — обкаточная смесь в пропорции 1:25, а рабочая смесь в пропорции 1:50. Длительность обкатки для двухтактных моторов составляет 10 часов.
2. В четырёхтактных моторах обкатка также длится 10 часов.
3. В редуктор (ногу, дейдвуд) масло уже залито с завода, однако обязательно нужно проверить его уровень.
4. Обкатка мотора в бочке бессмысленна, так как отсутствует нагрузка на редуктор. Для двухтактных моторов такая обкатка может быть даже вредной, поскольку окислы сгоревшей смеси вместе с водой могут попадать обратно в систему охлаждения и оседать на стенках каналов рубашки, отвечающей за охлаждение моторной головки. Это может привести к уменьшению пропускной способности каналов.
Обкатка двухтактного мотора
Чтобы правильно обкатать двухтактный мотор, нужно выполнить следующие действия:
1. Запустите мотор и дайте ему прогреться на холостом ходу в течение 10 минут.
2. В течение первого часа работы поддерживайте максимальные обороты на уровне не более 1/4 газа.
3. В течение второго часа работы увеличивайте максимальные обороты до 1/3 газа.
После двух часов работы мотора, каждые 15 минут на протяжении 30 секунд повышайте обороты до максимальных значений.
*Примечание:* под «1/2 газа» понимается положение ручки газа, находящейся на румпеле, посередине между минимальным и максимальным значениями. Это не означает, что нужно зафиксировать ручку газа на этом уровне и работать на этих оборотах в течение часа. Необходимо постоянно менять обороты, не превышая 1/2 газа, и четыре раза за час поднимать их до максимума.
Именно поэтому так удобны моторы с обычной ручкой газа, а не с ползунком на корпусе.
Алгоритм обкатки четырёхтактного мотора:
- Запустить мотор и прогреть его на холостом ходу в течение 10 минут.
- Первые 2–4 часа поддерживать максимальные обороты на уровне 1/4 газа.
- Следующие 4 часа поднимать обороты каждые 15 минут на 30 секунд до максимальных.
- В течение 4–6 часов поддерживать максимальные обороты на уровне 1/2 газа.
- В течение 6–8 часов поднимать обороты каждые 15 минут на 30 секунд до максимальных 3/4 газа.
- Последние 8–10 часов поддерживать максимальные обороты на уровне 3/4 газа.
Общие рекомендации:
1. После завершения полной обкатки, которая обычно занимает около 10 часов, рекомендуется заменить масло в картере четырёхтактного двигателя. В случае двигателей мощностью от 8 л.с. также следует заменить масляный фильтр.
2. Если у вас двухтактный двигатель, то после обкатки необходимо доработать обкаточную смесь в баке и заменить свечи.
3. Не забудьте заменить масло в редукторе.
4. После обкатки двигателя, если он находится на гарантии, необходимо провести первое техническое обслуживание в мастерской.
5. Осенью, по окончании сезона, рекомендуется провести консервацию и проверку двигателя.