Авиакосмический салон в Ле Бурже в 1965 году был звездным часом для советского авиастроения. Было представлено несколько прогрессивных летательных аппаратов: вертолет МИ-10, Ту-134, исполин Антей-22, модель сверхзвукового Ту-144.
Но пожалуй, одним самых лучших пиар-ходов советской пропаганды, стало участие в авиасалоне первого космонавта мира Юрия Гагарина. Планировалось, что он будет пилотировать МИ-6 - еще одну гордость русской авиации.
Где бы не появлялся Гагарин, тут же его обступала толпа людей, он охотно раздавал автографы, фотографировался.
Это было время, когда между СССР и Францией были, наверное, самые теплые отношения. Президентом Республики был Шарль Де Голль. Он никогда не прогибался под американцев, считая, что Европа самодостаточна, а соблюдая баланс сил, искал союзников не только на Западе, но и на Востоке. Визит и участие Гагарина в авиасалоне поднимало престиж этой площадки.
Среди участников авиакосмического салона была также компания Matra - производитель авиационно-космического оборудования, систем вооружения. Годом ранее она приобрела небольшую компанию, которая производила спорткары Automobiles Rene Bonnet. И на экспозиции в Ле Бурже был представлена модель Matra Bonnet Djet V S coupé.
Легенда умалчивает то, как именно Гагарин познакомился именно с этой моделью. Известно только, что в западной прессе было ехидное замечание, мол, космонавт интересовался не только авиационной техникой, но и гоночными автомобилями. Эта заметка не прошла незамеченной мимо наших спецслужб, однако они отнеслись к этом снисходительно. А что касается Matra Bonnet Djet, то французское правительство приняло решение подарить автомобиль Гагарину. Эта марка подходила как нельзя кстати, ведь она несла в себе ДНК французской аэронавтики.
Этот подарок был оформлен как лично от Шарля Де Голля — большого друга СССР, которому нельзя было отказать. Так Юрий Гагарин стал обладателем роскошной иномарки.
Серая или голубая?
На цветных фотографиях этот автомобиль выглядит голубым. Однако эксперты утверждают, что на самом деле он был серым, — так гласит и номер модели - Gris platine iris - дословно "Ирис платиново-серый"
Говорят, что Гагарин все-таки довольно редко выезжал на такой экзотической машине. Где-то в интервью даже проскальзывало, что, якобы, в ней довольно непривычно. Можно заметить, что салон небольшой. Кузов сделан из углепластика. А двигатель расположен не впереди, а позади водителя по центру.
Тем не менее, даже после гибели прославленного космонавта в 1968 году, автомобиль оставался в семье. И только в 90-х годах был продан коллекционеру из Литвы Кястутису Индзюлису. Машина до сих пор находится у него, даже несмотря на то, что музей космонавтики делал предложения выкупить авто.