Найти в Дзене
365 историй

Гоночный автомобиль Юрия Гагарина. Что с ним стало

Авиакосмический салон в Ле Бурже в 1965 году был звездным часом для советского авиастроения. Было представлено несколько прогрессивных летательных аппаратов: вертолет МИ-10, Ту-134, исполин Антей-22, модель сверхзвукового Ту-144.

Но пожалуй, одним самых лучших пиар-ходов советской пропаганды, стало участие в авиасалоне первого космонавта мира Юрия Гагарина. Планировалось, что он будет пилотировать МИ-6 - еще одну гордость русской авиации.

Где бы не появлялся Гагарин, тут же его обступала толпа людей, он охотно раздавал автографы, фотографировался.

Это было время, когда между СССР и Францией были, наверное, самые теплые отношения. Президентом Республики был Шарль Де Голль. Он никогда не прогибался под американцев, считая, что Европа самодостаточна, а соблюдая баланс сил, искал союзников не только на Западе, но и на Востоке. Визит и участие Гагарина в авиасалоне поднимало престиж этой площадки.

Среди участников авиакосмического салона была также компания Matra - производитель авиационно-космического оборудования, систем вооружения. Годом ранее она приобрела небольшую компанию, которая производила спорткары Automobiles Rene Bonnet. И на экспозиции в Ле Бурже был представлена модель Matra Bonnet Djet V S coupé.

Легенда умалчивает то, как именно Гагарин познакомился именно с этой моделью. Известно только, что в западной прессе было ехидное замечание, мол, космонавт интересовался не только авиационной техникой, но и гоночными автомобилями. Эта заметка не прошла незамеченной мимо наших спецслужб, однако они отнеслись к этом снисходительно. А что касается Matra Bonnet Djet, то французское правительство приняло решение подарить автомобиль Гагарину. Эта марка подходила как нельзя кстати, ведь она несла в себе ДНК французской аэронавтики.

Этот подарок был оформлен как лично от Шарля Де Голля — большого друга СССР, которому нельзя было отказать. Так Юрий Гагарин стал обладателем роскошной иномарки.

-2

Серая или голубая?

На цветных фотографиях этот автомобиль выглядит голубым. Однако эксперты утверждают, что на самом деле он был серым, — так гласит и номер модели - Gris platine iris - дословно "Ирис платиново-серый"

-3

Говорят, что Гагарин все-таки довольно редко выезжал на такой экзотической машине. Где-то в интервью даже проскальзывало, что, якобы, в ней довольно непривычно. Можно заметить, что салон небольшой. Кузов сделан из углепластика. А двигатель расположен не впереди, а позади водителя по центру.

-4

Тем не менее, даже после гибели прославленного космонавта в 1968 году, автомобиль оставался в семье. И только в 90-х годах был продан коллекционеру из Литвы Кястутису Индзюлису. Машина до сих пор находится у него, даже несмотря на то, что музей космонавтики делал предложения выкупить авто.

Авто
5,66 млн интересуются