Команда ученых из Манчестерского университета (University of Manchester) провела последние 18 месяцев, изучая, как религиозные пространства в Большом Манчестере поддерживают различные группы пожилых людей в своих сообществах.
В Большом Манчестере стареет население, которое становится все более разнообразным в культурном отношении. Городской регион также сталкивается с высоким уровнем неравенства в отношении здоровья, уровня доходов и доступа к местным услугам.
В этом контексте религиозные пространства предоставляют столь необходимую поддержку, а также места для социальных связей. Однако их редко отмечают за проделанную работу, они в основном финансируются за счет собственных средств и в предоставлении своих услуг полагаются в основном на волонтеров старшего возраста.
Ученые из Манчестерской группы по исследованию городского старения (MUARG) поговорили с широким кругом партнеров, включая местные органы здравоохранения и районных чиновников, организации третьего сектора, религиозные и межконфессиональные сети, а также различные группы, представляющие пожилых людей со всего Большого Манчестера. В сбор данных внесли свой вклад ряд участников, в том числе религиозные лидеры или представители религиозных общин, а также пожилые люди, которые регулярно посещают религиозные пространства.
Их исследование показало, что религиозные пространства обеспечивают духовное благополучие, принадлежность и чувство общности, выступая в качестве «социальных связующих», а также обеспечивают практическую и эмоциональную поддержку независимо от пола и социального класса.
Пространства вероисповедания в этом исследовании также поддерживали более широкий спектр преимуществ, помимо духовного благополучия, как для тех, кто идентифицировал себя с религиозным сообществом, так и для тех, кто этого не делал. Некоторые участники сообщества белых британцев, посещавших англиканскую церковь, рассказали исследователям, что они не считают себя людьми веры, но это пространство важно для социальных целей. Бет, белая женщина лет 70, сказала: «Я гуманистка, поэтому прихожу сюда не на службу, а чтобы выпить чашку чая с людьми».
Мероприятия, проводимые в религиозных пространствах, не ограничивались собраниями в помещении — группа женщин начала гулять в местном парке в рамках неформальной инициативы светского лидера мусульманской общины, участвовавшего в исследовании.
Одной из женщин, принявших участие, была Райхана, 72-летняя мусульманка, которая оказалась «застрявшей дома» после того, как оставила свою занятую жизнь, работая учителем и присматривая за своими собственными детьми.
«Это сильно изменило мою жизнь, потому что раньше я сидела дома в состоянии депрессии и никуда не собиралась», – сказала она. «Но теперь я встречаюсь с этими людьми, и мне это очень нравится.
«Я снова чувствую себя человеком, чем когда я просто сидела дома, как статуя. Теперь, даже если я не прихожу сюда, я просто пытаюсь обойти квартал вокруг своего дома, прогуляться, и теперь я еще и сплю полноценно, потому что гуляю и общаюсь с людьми».
Исследование выявило высокий уровень неравенства в различных районах, а также социальную изоляцию среди групп и отдельных лиц среди пожилых людей. Подобный опыт отражается в предоставлении различных услуг религиозными пространствами, которые часто ориентированы на недавних мигрантов, тех, кто испытывает изоляцию и/или финансовые трудности, а также людей, переживающих трудные жизненные ситуации, такие как тяжелая утрата, развод, проблемы со здоровьем и переезд.
Эксперты призывают к более стратегическому участию религиозных групп в программах общественного здравоохранения и заботы о пожилых людях. Принимая во внимание существующую поддержку, оказываемую в религиозных пространствах, и возможности для расширения этой работы, они предлагают, чтобы политики изучили, как повысить роль религиозных пространств в содействии укреплению здоровья и благополучия в обществе, и обеспечить поддержку в повышении социальной функции религиозных пространств как для существующих пользователей, так и для членов более широкого сообщества.
Они также призывают к признанию роли религиозных пространств в поддержке изолированных/вновь прибывших в сообщество групп и их потенциала в привлечении пожилых людей к инициативам, учитывающим возрастные особенности, а также к поддержке религиозных пространств в получении доступа к финансированию и расширению рамок, учитывающих возрастные особенности, для охвата духовного участия и культурного разнообразия.
Литература:
The role of faith-based organisations in developing age-friendly communities