Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Тропари пятой песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 2.2

Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского; Ирмос пятой песни канона Андрея Критского; Тропари пятой песни канона Андрея Критского. Часть 1; Тропари пятой песни канона Андрея Критского. Часть 2.1.

Яко Моисей великий египтянина, ума уязвиши, окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием?

Здесь вспоминается случай, когда Моисей убил египтянина и потом вынужден был бежать в Аравийскую пустыню, спасаясь от неминуемого наказания. Египтянин ― это некий собирательный образ какого-то греха, потому что египетское рабство ― это некий образ греховного рабства. Сначала нужно убить в себе какой-то греховный нрав, какую-то страсть, а потом бежать в пустыню.

Ты не остаешься в Египте, где есть другие грехи и соблазны, искушения. Ты внутренне переселяешься из этого греховного своего состояния в пустыню и там пребываешь какое-то время. Она здесь названа пустыней страстей, то есть там нет страстей, это пустыня от страстей.

Весь этот Египет духовный остался где-то там, и ты, душа, не поступила так, как Моисей (убил египтянина, а потом убежал в пустыню).

  • «Яко Моисей великий, египтянина, ума уязвивши, окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи», то есть как ты внутренне, духовно уйдешь в пустыню страстей покаянием, если ты не поразила своего греховного нрава?
В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши.

Это опять повторение. Та же мысль, тот же образ: Моисей ушел в пустыню, и ты подражай его жизни. Да, он жил какое-то время в пустыне, скромно жил. Не было у него царских палат. Жил и сподобился видения Бога. Господь явился ему в купине неопалимой в огне и пламени тернового куста и призвал его на свое служение. И ты тоже какое-то время побудь в этой пустыне и сподобишься Богоявления, лицезрения Бога.

  • Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественного: имже можеши и ты великая совершити.
  • «Воображай» ― приводи себе на память, вспомни о том жезле Моисея, которым он ударил море. Оно расступилось, и израильский народ посуху прошел через Чермное море. Этот жезл ― некий символ, некий образ Креста Христова. И вот этим Крестом и ты можешь совершить великие дела. Если Моисей раздвинул море, чтобы спастись, то ты можешь Крестом раздвинуть греховное свое море, чтобы пройти, как посуху.
Аарон приношаше огнь Богу непорочный, нелестный; но Офни и Финеес, яко ты, душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие.

Офни и Финеес ― это сыновья первосвященника Илия. О нем мы немного поговорили, когда разбирали третью песнь канона Андрея Критского и ирмос третьей песни канона.

У священника Илии было два сына, которые вели себя совершенно недостойно. Во-первых, они с людьми вели себя по-хамски, во-вторых, полностью пренебрегали своими священническими обязанностями. Жертвоприношения, которые они должны были приносить Богу, забирали себе, выбирали лучшее. В общем, они явились примером худших священников, которых только можно было себе представить. Их совершенно справедливо упрекали, и отцу, священнику Илию, ставили на вид, что как-то надо своих сыновей остепенить немного, утихомирить, чего он не сделал. И здесь проводится такая параллель: Аарон, брат Моисея, приносил Богу огонь непорочный, нелестный, огонь своей жизни, веры, надежды на Бога. А вот Офни и Финеес тоже как бы служили Богу, но приносили Ему не чистый и непорочный огонь, а свое скверное житие, то есть свою скверную жизнь. И ты, душа моя, в чем-то им уподобилась.

Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми.

Ианни и Иамври ― это советники фараона. Моисей приходил к фараону и просил, чтобы тот отпустил его народ в пустыню для того, чтобы совершить жертвоприношение Богу. Но эти советники говорили фараону, что нет, не надо отпускать, противились Моисею, и фараон их слушал. Подобно тому, как у фараона были не очень хорошие советники, которые противились Моисею, и у меня, как у личности, есть тело и душа, которые мне дают советы. Они меня наставляют на одно, другое, третье, ничего хорошего из этого не выходит. Господи, помоги мне избавиться от этого!

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.