Часть 2.2
Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского; Ирмос пятой песни канона Андрея Критского; Тропари пятой песни канона Андрея Критского. Часть 1; Тропари пятой песни канона Андрея Критского. Часть 2.1.
Яко Моисей великий египтянина, ума уязвиши, окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием?
Здесь вспоминается случай, когда Моисей убил египтянина и потом вынужден был бежать в Аравийскую пустыню, спасаясь от неминуемого наказания. Египтянин ― это некий собирательный образ какого-то греха, потому что египетское рабство ― это некий образ греховного рабства. Сначала нужно убить в себе какой-то греховный нрав, какую-то страсть, а потом бежать в пустыню.
Ты не остаешься в Египте, где есть другие грехи и соблазны, искушения. Ты внутренне переселяешься из этого греховного своего состояния в пустыню и там пребываешь какое-то время. Она здесь названа пустыней страстей, то есть там нет страстей, это пустыня от страстей.
Весь этот Египет духовный остался где-то там, и ты, душа, не поступила так, как Моисей (убил египтянина, а потом убежал в пустыню).
- «Яко Моисей великий, египтянина, ума уязвивши, окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи», то есть как ты внутренне, духовно уйдешь в пустыню страстей покаянием, если ты не поразила своего греховного нрава?
В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши.
Это опять повторение. Та же мысль, тот же образ: Моисей ушел в пустыню, и ты подражай его жизни. Да, он жил какое-то время в пустыне, скромно жил. Не было у него царских палат. Жил и сподобился видения Бога. Господь явился ему в купине неопалимой в огне и пламени тернового куста и призвал его на свое служение. И ты тоже какое-то время побудь в этой пустыне и сподобишься Богоявления, лицезрения Бога.
- Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественного: имже можеши и ты великая совершити.
- «Воображай» ― приводи себе на память, вспомни о том жезле Моисея, которым он ударил море. Оно расступилось, и израильский народ посуху прошел через Чермное море. Этот жезл ― некий символ, некий образ Креста Христова. И вот этим Крестом и ты можешь совершить великие дела. Если Моисей раздвинул море, чтобы спастись, то ты можешь Крестом раздвинуть греховное свое море, чтобы пройти, как посуху.
Аарон приношаше огнь Богу непорочный, нелестный; но Офни и Финеес, яко ты, душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие.
Офни и Финеес ― это сыновья первосвященника Илия. О нем мы немного поговорили, когда разбирали третью песнь канона Андрея Критского и ирмос третьей песни канона.
У священника Илии было два сына, которые вели себя совершенно недостойно. Во-первых, они с людьми вели себя по-хамски, во-вторых, полностью пренебрегали своими священническими обязанностями. Жертвоприношения, которые они должны были приносить Богу, забирали себе, выбирали лучшее. В общем, они явились примером худших священников, которых только можно было себе представить. Их совершенно справедливо упрекали, и отцу, священнику Илию, ставили на вид, что как-то надо своих сыновей остепенить немного, утихомирить, чего он не сделал. И здесь проводится такая параллель: Аарон, брат Моисея, приносил Богу огонь непорочный, нелестный, огонь своей жизни, веры, надежды на Бога. А вот Офни и Финеес тоже как бы служили Богу, но приносили Ему не чистый и непорочный огонь, а свое скверное житие, то есть свою скверную жизнь. И ты, душа моя, в чем-то им уподобилась.
Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми.
Ианни и Иамври ― это советники фараона. Моисей приходил к фараону и просил, чтобы тот отпустил его народ в пустыню для того, чтобы совершить жертвоприношение Богу. Но эти советники говорили фараону, что нет, не надо отпускать, противились Моисею, и фараон их слушал. Подобно тому, как у фараона были не очень хорошие советники, которые противились Моисею, и у меня, как у личности, есть тело и душа, которые мне дают советы. Они меня наставляют на одно, другое, третье, ничего хорошего из этого не выходит. Господи, помоги мне избавиться от этого!
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.