Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Тропари пятой песни канона Андрея Критского

Часть 1 Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского; Ирмос пятой песни канона Андрея Критского. Мы с вами начнем, как уже заведено: с тропарей, которые не отсылают нас к тексту Священного Писания. В пятой песне их у нас всего четыре. Итак, текст. В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть, и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе, покажи мя. Калу примесихся, окаянный, умом, омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив яко снег. Здесь, кстати говоря, можно сказать несколько слов об отношении христиан к плоти. Бытует такое мнение, что отношение это отрицательное, но это не так. Е
Оглавление

Часть 1

Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского; Ирмос пятой песни канона Андрея Критского.

Мы с вами начнем, как уже заведено: с тропарей, которые не отсылают нас к тексту Священного Писания. В пятой песне их у нас всего четыре. Итак, текст.

В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть, и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе, покажи мя.
  • Ночь ― это состояние души, некое греховное помрачение, когда нет Божественного света, освещающего всего человека и его сердце, когда там мрак духовный. Это состояние ночи греха, и в этой ночи я проводил мою жизнь.
  • «Присно» ― это вечно, в данном контексте постоянно.
  • «В нощи житие мое преидох присно» то есть я всю жизнь мою проводил постоянно в греховном мраке.
  • «Тьма бо бысть и глубока мне мгла, нощь греха». Вот она, ночь греха. Не имеется в виду что-то романтичное, эротичное. Это состояние греховности как таковой, состояние души, пребывающей в грехах.
  • И вот это омрачение «глубока мне мгла». То есть понятно, что мгла ― это темнота.
  • «Но яко дне сына, Спасе, покажи мя», то есть покажи меня не сыном ночи греховной, а сыном дня. Чтобы я был сыном света, а не сыном тьмы греховной.
Калу примесихся, окаянный, умом, омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив яко снег.
  • «Примесихся» ― смешался.
  • «Умом» ― это не только разумом, но и вообще духовной частью меня. Человек состоит из умной, духовной части и телесной части, плотской, то есть в нем есть духовная часть и материальная часть. Так вот, своим умом, то есть своей духовной частью, духовной сутью я смешался с грязью, с калом.
  • «Омыя мя, Владыко, банею моих слез», то есть дай мне покаяние, чтобы я своими слезами омыл себя.
  • И таким образом «плоти моея одежду убелив яко снег». Очень красивое выражение: «плоти моея одежду». Моя плоть, мое тело и вообще моя материальная часть является как бы одеждой для моей души, для моей духовной части. И эту материальную часть тоже надо обелить, очистить и сделать ее как снег яркой, белой и чистой.

Здесь, кстати говоря, можно сказать несколько слов об отношении христиан к плоти. Бытует такое мнение, что отношение это отрицательное, но это не так. Если бы христианство учило отрицательно относиться к своей плоти, то тогда зачем было воплощаться Сыну Божию? Ведь Христос воплотился, Бог воплотился. Если плоть ― это плохо, зачем это тогда? Нужно тогда нас развоплощать, освобождать от этого нехорошего. А Он для того и взял на Себя нашу плоть, наше естество, чтобы освятить и очистить. Мы должны любить и заботиться о своей плоти, но правильно это делать. И, в конце концов, мы ведь причащаемся Крови и Тела Христова. Не только наша душа причащается, но и тело. Мы материальным видом его принимаем.

Аще испытаю моя дела, Спасе, всякаго человека превозшедша грехами себе зрю, яко разумом мудрствуяй согреших, не неведением.

Если я буду испытывать, исследовать мои дела, Спаситель мой, то я найду себя превзошедшим любого другого человека своими грехами. Я себя увижу таким, потому что я «разумом мудрствуяй согреших». То есть я знал, что я делаю, разумом мудрствуя, не неведением. Другие люди, может быть, больше меня наделали грехов, но они, может быть, не ведали, что творили. Они не были просвещены светом Божественной истины, а я-то Тебя познал. Я разумом мудрствуя согрешил, понимая, что к чему. Именно поэтому формально мои грехи, может быть, и меньше, чем грехи других людей, но если взвесить их на весах Твоего правосудия, то окажется, что я превзошел любого другого человека грехами, потому что разумом мудрствуя согрешил и не неведением.

Пощади, пощади, Господи, создание Твое, согреших, ослаби ми, яко естеством чистый Сам сый Един, и ин разве Тебе никтоже есть кроме скверны.
  • Дважды слово «пощади» для усиления: «Пощади, пощади, Господи, создание Твое». Я Твое создание, меня пощади.
  • «Согреших, ослаби ми» ― ослабь ношу моих греховностей, тяжело мне ее нести. Ослабь ее, потому что только Ты естеством чист.
  • «Яко естеством чистый Сам сый един» ― только Ты Сам чист и нет никого, кроме тебя, чистого от скверны. Даже родившийся младенец уже в своем естестве несет семя греха. Да, он ничего плохого не сделал, но тень греховности на нем уже лежит, семя греха уже заложено, природа уже повреждена. В Тебе только нет этого. И поскольку мы все такие, то яви на мне милость Свою, не откажи мне в своей милости. Если бы были другие, такие же чистые, как Ты, то тогда понятно: можно было бы меня отвергнуть. Но поскольку других нет, то ты милуешь этих, и мне не откажи в своей милости.
  • «Кроме скверны», то есть без скверны.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.