Найти тему
Киберпоп ТВ

Тропари пятой песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 1

Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского; Ирмос пятой песни канона Андрея Критского.

Мы с вами начнем, как уже заведено: с тропарей, которые не отсылают нас к тексту Священного Писания. В пятой песне их у нас всего четыре. Итак, текст.

В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть, и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе, покажи мя.
  • Ночь ― это состояние души, некое греховное помрачение, когда нет Божественного света, освещающего всего человека и его сердце, когда там мрак духовный. Это состояние ночи греха, и в этой ночи я проводил мою жизнь.
  • «Присно» ― это вечно, в данном контексте постоянно.
  • «В нощи житие мое преидох присно» то есть я всю жизнь мою проводил постоянно в греховном мраке.
  • «Тьма бо бысть и глубока мне мгла, нощь греха». Вот она, ночь греха. Не имеется в виду что-то романтичное, эротичное. Это состояние греховности как таковой, состояние души, пребывающей в грехах.
  • И вот это омрачение «глубока мне мгла». То есть понятно, что мгла ― это темнота.
  • «Но яко дне сына, Спасе, покажи мя», то есть покажи меня не сыном ночи греховной, а сыном дня. Чтобы я был сыном света, а не сыном тьмы греховной.
Калу примесихся, окаянный, умом, омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив яко снег.
  • «Примесихся» ― смешался.
  • «Умом» ― это не только разумом, но и вообще духовной частью меня. Человек состоит из умной, духовной части и телесной части, плотской, то есть в нем есть духовная часть и материальная часть. Так вот, своим умом, то есть своей духовной частью, духовной сутью я смешался с грязью, с калом.
  • «Омыя мя, Владыко, банею моих слез», то есть дай мне покаяние, чтобы я своими слезами омыл себя.
  • И таким образом «плоти моея одежду убелив яко снег». Очень красивое выражение: «плоти моея одежду». Моя плоть, мое тело и вообще моя материальная часть является как бы одеждой для моей души, для моей духовной части. И эту материальную часть тоже надо обелить, очистить и сделать ее как снег яркой, белой и чистой.

Здесь, кстати говоря, можно сказать несколько слов об отношении христиан к плоти. Бытует такое мнение, что отношение это отрицательное, но это не так. Если бы христианство учило отрицательно относиться к своей плоти, то тогда зачем было воплощаться Сыну Божию? Ведь Христос воплотился, Бог воплотился. Если плоть ― это плохо, зачем это тогда? Нужно тогда нас развоплощать, освобождать от этого нехорошего. А Он для того и взял на Себя нашу плоть, наше естество, чтобы освятить и очистить. Мы должны любить и заботиться о своей плоти, но правильно это делать. И, в конце концов, мы ведь причащаемся Крови и Тела Христова. Не только наша душа причащается, но и тело. Мы материальным видом его принимаем.

Аще испытаю моя дела, Спасе, всякаго человека превозшедша грехами себе зрю, яко разумом мудрствуяй согреших, не неведением.

Если я буду испытывать, исследовать мои дела, Спаситель мой, то я найду себя превзошедшим любого другого человека своими грехами. Я себя увижу таким, потому что я «разумом мудрствуяй согреших». То есть я знал, что я делаю, разумом мудрствуя, не неведением. Другие люди, может быть, больше меня наделали грехов, но они, может быть, не ведали, что творили. Они не были просвещены светом Божественной истины, а я-то Тебя познал. Я разумом мудрствуя согрешил, понимая, что к чему. Именно поэтому формально мои грехи, может быть, и меньше, чем грехи других людей, но если взвесить их на весах Твоего правосудия, то окажется, что я превзошел любого другого человека грехами, потому что разумом мудрствуя согрешил и не неведением.

Пощади, пощади, Господи, создание Твое, согреших, ослаби ми, яко естеством чистый Сам сый Един, и ин разве Тебе никтоже есть кроме скверны.
  • Дважды слово «пощади» для усиления: «Пощади, пощади, Господи, создание Твое». Я Твое создание, меня пощади.
  • «Согреших, ослаби ми» ― ослабь ношу моих греховностей, тяжело мне ее нести. Ослабь ее, потому что только Ты естеством чист.
  • «Яко естеством чистый Сам сый един» ― только Ты Сам чист и нет никого, кроме тебя, чистого от скверны. Даже родившийся младенец уже в своем естестве несет семя греха. Да, он ничего плохого не сделал, но тень греховности на нем уже лежит, семя греха уже заложено, природа уже повреждена. В Тебе только нет этого. И поскольку мы все такие, то яви на мне милость Свою, не откажи мне в своей милости. Если бы были другие, такие же чистые, как Ты, то тогда понятно: можно было бы меня отвергнуть. Но поскольку других нет, то ты милуешь этих, и мне не откажи в своей милости.
  • «Кроме скверны», то есть без скверны.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.