Часть 2.1
Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского; Ирмос пятой песни канона Андрея Критского; Тропари пятой песни канона Андрея Критского. Часть 1.
Следующая группа тропарей пятой песни канона Андрея Критского обращает нас к истории исхода из египетского рабства и жизни Моисея. Эту библейскую историю мы подробнейшим образом разбирали, когда рассматривали первый и второй ирмос песни канона Андрея Критского. Я сейчас повторяться не буду. Перейдем к текстам тропарей.
Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами носим речными, яко в чертозе древле бегающий дела горькаго совета фараонитска.
Этот тропарь ― напоминание самому себе, своей душе, событий, связанных со спасением Моисея. Когда мать родила младенца, несколько месяцев его скрывала от злодейского умысла фараонского (фараон повелел убивать младенцев мужского пола у евреев). И на протяжении долгого времени осуществлялся натуральный геноцид еврейского народа. Женщине удавалось какое-то время скрывать ребенка, но потом, видя, что не получится, она все-таки решила довериться Богу, положила младенца в корзинку, спеленала его и эту корзинку пустила по реке Нил. Дочь фараона вышла купаться на реку, заметила эту корзинку и решила младенца взять себе на воспитание. Таким образом, Моисей был спасен. Более того, пригласили кормилицу из еврейских женщин, чтобы она его вскормила, а кормилицей оказалась его родная мать. Что здесь замечательного? Во-первых, несмотря на такое тяжелое положение народа, данная женщина, мать Моисея, возложив упование на Бога, не роптала, мол, Господи, куда Ты смотришь?! Почему такая несправедливость?! Она безропотно, с надеждой на Бога доверила Господу свое дитя, и в итоге младенец был спасен.
Этот тропарь напоминает нам о том, что мы должны жить с надеждой на Бога. В каких бы тяжелых условиях мы не находились, может, даже в условиях геноцида, мы должны с упованием воспринимать всё случающееся и возлагать свою надежду на Бога. Поэтому здесь напоминание самому себе об этой черте матери Моисея ― надежде на Бога, ее вере.
- «Моисеов слышала еси ковчежец, душе». Вспомни, как в ковчежце, в корзинке «водами, волнами носим речными» доверила она его. Наверное, материнское сердце кровью обливалось, когда эта корзинка от нее уплывала, но, тем не менее, другого выхода не было.
- «Яко в чертозе». Чертог ― это некое помещение, то есть он в этой корзинке лежал как в некоем помещении.
- «Древле бегающий дела горькаго совета фараонитска». «Горького совета фараонитска» ― это злого умысла фараона. Избегай злого умысла фараона. Здесь фараон ― это некий собирательный образ чего-то греховного. Может быть, это искуситель, лукавый, бес, сатана, который может нас уловить, который покушается на нашу душу. Чтобы избежать этого искушения, доверься Богу.
Аще бабы, слышала еси, убивающия иногда безвозрастное мужеское, душе окаянная, целомудрия деяние, ныне, яко великий Моисей, сси премудрость.
Этот тропарь о том же самом, о чем и предыдущий, только другими словами. Бабы ― это повивальные бабки. В Священном Писании сказано о том, что повивальные бабки боялись Бога и не выполняли прямого указания фараона. Они оставляли еврейских мальчиков в живых, поэтому фараон повелел любому, кто увидит у еврейских женщин мальчиков, хватать этих детей и убивать. Здесь под этим словом «бабы» имеются в виду не столько сами повивальные бабки, сколько люди, которые выполняли указ фараона и убивали младенцев. Сами же повивальные бабки от Бога получили милость за то, что боялись совершать такой грех.
Ты слышала о повивальных бабках, которые убивали некогда, в древности, безвозрастное мужеское? То есть младенцев мужского пола, мальчиков. И эти мальчики названы плодом целомудрия ― «целомудрия деяние».
А как Моисей избежал этой участи? Благодаря матери, которая, возложив надежду на Бога, поступила так, как поступила.
- «Ныне, яко великий Моисей, сси премудрость». Сси от слова сосать. Он же питался материнским молоком в доме у самого фараона, молоком собственной матери. Это некий образ: впитывай в себя мудрость, надежду на Бога, упование на Бога.
Продолжение следует...
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.