Зачем нужно знать, как и куда подавать коллективную жалобу на руководителя?
Когда соискатель ищет работу, учитывая свои пожелания и умения, он не может выбрать себе руководителя. Иногда случается, что помимо личной неприязни к начальству, работник может испытывать дискомфорт, вызванный ущемлением и нарушением трудовых прав.
Если такие действия направлены не только на одного человека, но и на весь коллектив компании, целесообразно объединить свои усилия и подать коллективную жалобу в государственные органы в поисках справедливости.
Законодательная база
Процесс подачи жалобы строго регулируется определенным перечнем документов:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 3.12.01
- Федеральный закон № 294
- Распоряжение правительства № 476
- Федеральный закон № 59
Однако, правительство имеет право вносить соответствующие изменения, которые могут повлиять (дополнить или исключить) на содержание законодательной базы.
Какое поведение на рабочем месте считается неправомерным
Правила поведения работника на предприятии, включая взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами и партнерами, должны быть определены в локальных нормативных актах и правилах делового общения.
В Трудовом кодексе закреплено, что каждый работник должен общаться с учетом профессиональных, корпоративных и социальных норм. Каждый работник должен быть ознакомлен с принятыми положениями под роспись, чтобы иметь четкие критерии для оценки своего поведения как правомерного или неправомерного.
- Оскорбление
Этот проступок заключается в неправомерных действиях сотрудника по отношению к третьему лицу, которые привели к унижению его чести и достоинства.
В качестве оскорбления можно расценивать использование нецензурной лексики, сравнение оппонента с каким-либо одушевленным или неодушевленным предметом и т.д.
Очень часто оскорбления можно встретить между коллегами, а также со стороны начальства по отношению к своим подчиненным.
- Хамское поведение
Хамство предполагает грубое и неуважительное поведение или высказывания работника. Чаще всего оно затрагивает всех окружающих, а не направлено на конкретное лицо.
Обычно хамство является проявлением чувства превосходства работника над другими людьми. Такое поведение часто можно встретить среди коллег, которые пытаются скрыть свою некомпетентность.
- Отказ от выполнения возложенных обязанностей
При подписании трудового договора между работником и администрацией, он обязуется выполнять обязанности, возложенные на него данным документом. Однако, иногда возникают ситуации, когда работник отказывается от выполнения этих обязанностей.
Такое право предоставляется ему трудовым законодательством, но только в случаях, когда администрация не выполняет свои обязательства по выплате заработной платы или при других уважительных причинах.
Важно отметить, что в остальных ситуациях отказ от выполнения обязанностей для работника будет серьезным дисциплинарным нарушением, которое может иметь для него негативные последствия.
- Манипуляции в отношениях
Манипуляция предполагает, что один человек будет использовать уязвимость другого с целью получения какой-либо выгоды.
Манипуляции могут происходить не только между коллегами, но и между начальством и подчиненными. Иногда трудно определить, что человек подвергается манипуляции.
Однако, если человек, который подвергается манипуляции, выявляет это, он может пожаловаться вышестоящему руководству.
ВАЖНО
Доказать манипуляцию может быть сложно, и этот проступок не может быть квалифицирован как дисциплинарное нарушение. В этом случае можно использовать только общественное порицание для борьбы с манипуляцией.
Что такое коллективная жалоба
Коллективная жалоба на руководителя – это заявление, которое составляется группой сотрудников конкретной организации. В нем подробно излагается суть претензии к начальнику и просьба о привлечении его к ответственности.
Документ рекомендуется оформлять, исходя из общих для всех заявителей нарушений. Он должен быть рассмотрен в особом порядке.
Групповое обращение имеет больший потенциал и значимость, чем индивидуальное. Недовольство большого коллектива единой организации из-за неправомерных действий начальника – это нежелательный показатель наличия проблем.
Самое главное – настроить коллектив на положительный исход дела и привлечь к подписанию как можно больше сотрудников.
- Отличительные свойства данного документа
Важным фактором является то, кто является владельцем компании, сколько руководителей в организации, какое положение занимают подчиненные и начальники, есть ли люди, которые стоят выше их или те, кто специально нанят для рассмотрения споров.
В последнем случае решение зависит от субъективного мнения этого человека, действия которого не всегда понятны и могут быть мотивированы различными факторами.
Однако, как было упомянуто ранее, можно попытаться понять ход мыслей этого человека. Следует описать те моменты, которые наиболее ярко демонстрируют снижение эффективности деятельности профессиональной команды.
Это может произойти, когда директор:
- Давит психологически на подчиненных.
- Задерживает выплату зарплаты.
- Не считает нужным поощрить премиальными сотрудников, которые этого заслуживают.
То есть ваш посыл заключается в том, что выгоднее найти более компетентного и вежливого начальника. Люди всегда ищут выгоду, вот и предоставьте ее вышестоящему начальству.
Если вы состоите на государственной службе, то должны знать о том, что перед принятием решения проводятся комиссии и другие мероприятия по выяснению обстоятельств.
Важно помнить, что не всегда ваша жалоба будет удовлетворена, и тогда дела могут пойти хуже.
Особенности жалобы
Все особенности рассмотрения жалобы зависят от того, является ли организация частной или государственной.
Если компания частная и у нее есть конкретный собственник, то жалоба подается на его имя. Однако, это не означает, что рассматривать ее будет лично владелец. Обычно этим занимается либо совет директоров, либо назначенные для этого юристы. В любом случае, все зависит от иерархии.
Успешность жалобы напрямую зависит от ее содержания. Важно перечислить в ней все нарушения прав максимально конкретно, чтобы проверяющий сотрудник мог четко понять, что произошло. Также следует опираться на то, что коммерческие компании ищут выгоду, и неэффективное руководство им не нужно.
ВАЖНО
Шансы на удовлетворение жалобы значительно возрастают, если в ней обоснована выгода для компании после увольнения начальника.
В случае с государственной компанией, обосновывать потенциальные преимущества при увольнении сотрудника не требуется. Необходимо только объективно и максимально четко описать произошедшую ситуацию, чтобы соответствующие службы могли провести тщательную проверку и принять взвешенное решение.
Основания для написания жалобы
Существует множество трудовых и гражданских причин, которые могут послужить основанием для подачи коллективного ходатайства на руководство. Наиболее распространенными являются следующие противоправные действия:
- нарушение установленного порядка выплаты заработной платы;
- отказ в выплате премиальных;
- отказ от официального трудоустройства и заключения трудового договора;
- отказ в предоставлении отпуска по графику и отказ в выплате отпускных;
- принудительный труд, навязывание дополнительных обязанностей без оплаты;
- отказ в оплате больничного листа;
- отказ в повышении в должности при наличии оснований;
- несоблюдение правил охраны труда;
- грубое отношение, оскорбления и хамское поведение в адрес подчиненных;
- сексуальные домогательства;
- физические замечания;
- саботаж на производстве;
- незаконное увольнение работника.
- Жалоба на саботаж
Довольно часто руководство организации умышленно уклоняется от исполнения своих обязанностей, что причиняет вред всему коллективу.
Написать жалобу о внутреннем конфликте на предприятии можно генеральному директору, собрав убедительные доказательства. В жалобе следует указать на конкретные производственные приказы, нормы и инструкции, которые были нарушены.
- Нарушения трудового законодательства
Трудовые права между работниками и работодателем оговорены в трудовом договоре (ТД). Если руководитель ущемляет права подчиненного, это противоречит условиям соглашения и является прямым нарушением Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
Таким образом, руководство не выполняет свои должностные обязанности перед коллективом и нарушает условия трудового соглашения. Это является поводом для обращения в соответствующие инстанции с заявлением о нарушении трудовых прав.
Оформление претензии
Перед подачей ходатайства важно учесть все плюсы и минусы, а также изучить пример такого заявления, чтобы исключить возможность его отклонения из-за некорректного оформления. В противном случае есть риск, что заявитель получит отказ в удовлетворении своих требований.
И, как следствие, это может привести к подрыву авторитета и ухудшению деловой репутации в глазах руководства и коллег. Претензии к руководителю имеют свои особенности, которые мы рассмотрим ниже.
- Структура жалобы
Опираясь на содержание статьи 4 пункта 4 Федерального закона №59, обращение от членов коллектива является законным заявлением в соответствующую инстанцию для разрешения внутреннего конфликта на предприятии.
Особых требований к оформлению такого обращения нет. Оно составляется от группы людей в двух экземплярах по следующему принципу:
- указание точного адресата;
- личные данные жалующихся лиц;
- основная часть, которая должна включать краткое и достоверное описание ситуации, при которой были допущены ущемления или нарушения прав работников компании;
- список требований со стороны заявителей;
- дата подачи;
- подписи членов коллектива с расшифровкой;
- список доказательств.
ВАЖНО
При составлении и последующей подаче такого обращения нет необходимости в "шапке" перечислять фамилии работников коллектива, которые подписались. Вполне достаточно указать, что заявление подается от имени членов коллектива определенного отдела или участка производственного процесса.
- Правила составления
Кратко рассмотрим основные правила, которые должны быть соблюдены при подаче жалобы:
1. Нельзя использовать ненормативную лексику и личные оскорбления. В случае нарушения этого требования, заявление не будет принято, а заявитель лишится права на досудебное урегулирование конфликта.
2. Текст жалобы должен быть емким. Не стоит писать длинный рассказ, достаточно кратко описать основные моменты конфликта и указать на неправоту обвиняемой стороны.
3. Речь должна быть грамотной, без двусмысленных выражений и фраз. Это позволит ускорить рассмотрение жалобы.
4. Всегда стоит адресовать жалобу правильно, в соответствии с иерархией. Если вы обращаетесь к администратору, то жалоба должна быть направлена директору, а не владельцу фирмы и т.д. Это не только ускорит обработку обращения, но и поможет быстрее решить вопрос.
Соблюдение этих простых правил поможет вам эффективно решить конфликт в досудебном порядке.
- Нюансы оформления
Перед тем как оформить жалобу, важно составить обобщенный список всех претензий и требований. Также следует учесть некоторые особенности оформления:
- Жалоба является коллективной, но написать ее должен только один представитель от группы.
- После оформления, все участники процесса должны ознакомиться с текстом заявления.
- В тексте жалобы не должно быть угроз, оскорблений или ненормативной лексики.
- Не стоит ограничиваться простыми словами, лучше приложить к заявлению обширную доказательную базу из письменной документации, фотографий, видео или аудиоматериалов.
- Подкрепите текст ссылками на соответствующие статьи закона.
- Список жалующихся лиц нужно оформить в виде отдельного приложения.
Важно сдерживать проявление эмоций, чтобы это не привело к отказу в рассмотрении заявления. Следует изложить все грамотно, доступно, кратко, но максимально информативно.
Куда подаётся документ
- Важно не только составить правильно заявление, но и определить, куда именно жаловаться на начальника. В первую очередь, заявление следует направить в непосредственную вышестоящую инстанцию. В дальнейшем, в зависимости от ситуации, может потребоваться привлечение:
- трудовой инспекции;
- органов прокуратуры;
- судебной системы. - Вышестоящему руководству
Жалуясь вышестоящему начальнику, мы передаем заявление следующими способами:
- по почте;
- через секретаря.
В любом случае, мы сохраняем второй экземпляр заявления. Он может пригодиться в случае продолжения разбирательства в других инстанциях.
- В трудовую инспекцию
Понимая, что нельзя позволять руководству превышать полномочия и нарушать права сотрудников, люди обращаются за поддержкой в трудовую инспекцию.
Какую помощь может оказать трудовая инспекция?
Эта организация имеет возможность:
провести внеплановую выездную проверку;
выдать предписание об устранении нарушений в срок, не превышающий месяца;
привлечь руководителя к административной ответственности, обычно в виде штрафа;
отстранить руководителя (временно или полностью);
приостановить деятельность компании до устранения нарушений;
привлечь к уголовной ответственности.
Таким образом, трудовая инспекция может оказать значительную помощь в защите прав работников и восстановлении справедливости.
- Профсоюзная организация
Профессиональный союз – это независимая организация, созданная работниками компаний для защиты своих прав и интересов в соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации.
Важно отметить, что немедленное обращение в профсоюз является одним из самых эффективных и простых способов защиты своих прав в случае их нарушения со стороны работодателя. Сотрудники профсоюза предоставят заявителю консультацию и примут необходимые меры для восстановления справедливости.
- Комиссия по трудовым спорам
КТС (комиссия по трудовым спорам) формируется на общем собрании коллектива, в котором участвуют не менее 15 человек. После ее создания коллектив получает возможность защищать свои права и интересы.
Члены КТС обладают полномочиями принимать решения по рассматриваемым ситуациям, которые должны быть выполнены незамедлительно.
- В прокуратуру
Направляя жалобу, мы учитываем, с какими нарушениями может быть связано обращение в это ведомство.
Обращаем ваше внимание, что вы можете пожаловаться на руководство как в трудовую инспекцию, так и в органы прокуратуры.
- В судебную инстанцию
Руководитель, который рассматривает жалобу, в сложных ситуациях должен быть предупрежден о том, что заявитель готов отстаивать свои права и интересы в суде.
Дело доходит до судебного разбирательства, когда приходится добиваться компенсации за нанесенный ущерб. Поэтому в исковом заявлении необходимо отразить наличие:
- претензии, которая была предъявлена руководству и отклонена им;
- весомой доказательной базы.
Способы подачи жалобы
Это можно сделать несколькими способами:
- лично или по почте;
- через уполномоченного представителя или нотариуса.
При выборе способа подачи жалобы стоит учитывать:
- простоту осуществления;
- рациональность;
- результативность влияния на адресата.
- В письменной форме
Коллективная жалоба – это официальное обращение, которое составляется в произвольной форме. Хотя единого образца или бланка не существует, ее следует составить с учетом индивидуальных обстоятельств. Документ можно написать от руки или набрать на компьютере и распечатать.
- Онлайн
С помощью интернета можно решить большинство вопросов. В сети создано несколько порталов, которые позволяют составить претензию.
Кто принимает документы по данной категории дел
Вопрос о том, как подать коллективную жалобу на руководителя, если есть готовый образец, был разобран. Далее, стоит решить, куда подать претензию. Очевидно, что с претензией обращаются к тем, кто имеет полномочия выше, чем у руководителя коллектива.
Если результаты разбирательства вышестоящего руководства не удовлетворили требования коллектива или решение было принято необъективно, а обращение проигнорировано, то можно пойти дальше и обратиться к конкретному владельцу компании. Когда и эти попытки не принесли результатов, нужно обратиться в суд и другие государственные органы.
В случае жалобы в прокуратуру или выше, помните, что они рассматривают серьезные проблемы. Обращение в такие государственные органы должно быть обоснованным и только если нет возможности пожаловаться внутри компании. Перед тем, как предъявить претензию, убедитесь, что вы действительно правы и ваши права нарушены. В случае положительного ответа, конечно же, следует отправить письмо в суд.
Чтобы все закончилось хорошо:
Будьте уверены в своем решении. Не бойтесь увольнения. В конце концов, зачем вам работать в плохой компании. Помните, что вы защищаете свои права, личные или трудовые. Эти действия нельзя считать ошибочными или плохими.
Неважно, кем является человек и каков его статус, никто не должен нарушать ваши права.
Коллективная жалоба на работника, согласно образцу, может быть подана под надзором инспекторов, государственная инспекция следит за качественным исполнением обязанностей, например, в определенном отделе детского сада, в больнице, в школе за классным столом, чтобы руководители-самодуры правильно выполняли свою работу и не призывали свой коллектив писать коллективные жалобы.
Допустимые сроки ответа на жалобу
При определении срока, в течение которого предприятие должно ответить на поступившую жалобу, важно учитывать, от кого она поступила.
Если жалоба поступила от органа государственной власти, то ответ на неё должен быть предоставлен в течение тридцати дней. Если для подготовки ответа требуется дополнительная информация от третьих лиц, этот срок может быть увеличен еще на тридцать дней.
Важно отметить, что если срок ответа не определен нормами, каждая компания может самостоятельно определить его в своих нормативных актах, в разумных пределах. Например, при написании жалобы её авторы часто просят предоставить ответ в течение 7-10 дней.
Дополнительные вопросы
- Чем грозит начальству коллективная жалоба
После разбирательства к руководству могут быть применены следующие меры:
штрафные санкции;
увольнение руководителя;
запрет на право занимать руководящие должности;
привлечение к уголовной или административной ответственности.
Последствия зависят от конкретного случая и от тяжести нарушений.
- Допускается ли анонимная подача обращения
Анонимная подача заявления не предусмотрена. Это правило закреплено в правилах деловой переписки. Комиссия, рассматривающая такое обращение, вправе отказать в его рассмотрении.
Однако в примечаниях к жалобе заявитель может указать, что не хочет, чтобы его данные были переданы руководству. Таким образом, анонимность будет сохранена лишь частично, и на начальных этапах руководитель не будет знать, кто составил жалобу.
- Какие меры наказания могут быть применены
- Меры дисциплинарной ответственности определяются нормами законодательства. Каждый хозяйствующий субъект имеет право устанавливать свои меры воздействия на работника в случае дисциплинарного проступка.
Главное требование – чтобы сотрудники компании были ознакомлены с актами, устанавливающими эти меры, под роспись.
Статьи 192 и 193 Трудового кодекса РФ устанавливают строгий перечень дисциплинарных взысканий, которые работодатель может применить к своим работникам:
- устное замечание;
- выговор, вынесенный приказом руководства;
- расторжение трудового договора с работником.
Чтобы правильно применить меры дисциплинарного взыскания, необходимо соблюдать установленные процедуры, в том числе потребовать от работника объяснительную, в которой он объясняет произошедшее.
Важно учитывать и период, в течение которого работник может быть привлечен к ответственности. По закону этот период ограничен одним месяцем. Работодатель должен помнить, что за одно и то же нарушение нельзя наказывать дважды.
Обязательно необходимо учитывать, что премии начисляются за соблюдение определенных критериев. Если они нарушаются, то выплата премии не производится. Это не является дисциплинарным наказанием, а считается материальным следствием сложившейся ситуации.
ВАЖНО
Главное, чтобы критерии, по которым премия начисляется или не начисляется, были зафиксированы в соответствующем положении, и с этим положением работники были ознакомлены под роспись. - Можно ли уволить сотрудника за хамство
Нормы трудового права не содержат определения того, какое поведение сотрудника компании является хорошим, а какое – нет. Тем не менее, при некорректном обращении с коллегами или партнерами организации, такой человек может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Эти меры должны быть закреплены во внутренних нормах предприятия.
Увольнение за хамское поведение работника возможно при соблюдении следующих условий:
- Нормы поведения описаны в трудовой инструкции работника, оформленном с ним трудовом контракте и внутреннем нормативном акте, с которым должны быть ознакомлены все сотрудники.
- Факт оскорбления и хамства работника в отношении коллег и партнеров зафиксирован путем составления соответствующего акта, основанием для которого является докладная или поступившая жалоба.
- Первоначально работнику выносится устное замечание.
- Если работник совершает данный проступок повторно, то он привлекается к дисциплинарному взысканию. У него должна быть запрошена объяснительная, а наложение взыскания оформляется письменным распоряжением руководителя.
- Увольнение возможно, если у данного человека есть три непогашенных нарушения, которые могут быть связаны не только с хамским отношением. Если нарушения с оскорблением повторяются, то работник, который нарушает правила, может быть уволен за неоднократные нарушения трудовой дисциплины.
Заключение
Когда люди сталкиваются с несправедливостью, пренебрежением, халатностью или плохим отношением, они реагируют по-разному. Некоторые предпочитают не обращать на это внимания и не вмешиваться, в то время как другие пытаются добиться справедливости всеми законными способами.
Важно помнить, что никто не имеет права ущемлять и нарушать трудовые права. Государственные структуры всегда будут на стороне работников, если предоставить достаточные доказательства причиненного вреда членам коллектива.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!