Найти тему

Позавчерашние игры. Дальнобойщики.

Много ли действительно легендарных отечественных компьютерных игр вы знаете? Думаю, что те, кто в теме, назовут десяток-другой, причем они могут быть как легендарно хороши (Тетрис), так и легендарно плохи (Lada Racing Club). Я же хочу вам сегодня рассказать о слегка подзабытой серии игр, в которую в нулевых играл, пожалуй, каждый, у кого был доступ к компьютеру - Дальнобойщики.

Как серия стала популярной, как она породила другой популярный трак-сим, и что случилось с ней в 2010-х - всё это в сегодняшнем материале.

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о компьютерных играх, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, кино и сериалах, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"

Первое пришествие Дальнобойщиков

Начать хотелось бы с небольшой исторической справки - как это нынче принято. История игр-симуляторов, по большому счету, тянется с тех самых пор, как были изобретены компьютерные игры - даже самая первая коммерчески успешная игра "Pong" была симулятором настольного тенниса. Что же касается игр, симулирующих управление грузовиком, то первой такой игрой стала Juggernaut 1985 года для ZX Spectrum, в которой все каноны жанра были соблюдены - есть четыре грузовика на выбор, тонкости управления машиной с прицепом, а также менеджмент по доходам-расходам.

Простенько, но со вкусом
Простенько, но со вкусом

Впрочем, несмотря на инновационность и неординарность игры, она оказалась достаточно нишевой и какого-то лютого-бешеного потока клонов она не вызвала. Зато в истории разработки есть забавный факт - один из приятелей разработчика игры - Пита Кука - работал автомехаником и хотел стать водителем-дальнобойщиком, но не смог сдать экзамен из-за неумения ездить задним ходом с прицепом. Тогда Пит написал небольшую программу, которая бы моделировала управление тягача с прицепом при различных поворотах руля и других нюансах дороги. К этой программе осталось только прикрутить какое-никакое целеполагание и графику, из чего игра и складывалась.

По иронии судьбы "Дальнобойщики" тоже выросли из подобного симулятора. Компания SoftLab-NSK, созданная коллективом учёных из Института автоматики и электрометрии СО РАН, участвовавших в отечественной программе космических исследований, работала с корейскими коллегами над созданием программного комплекса обучения профессиональных водителей. А в это же время компания "Бука", как издатель, искала новые идеи для компьютерных игр. Звезды сошлись, как говорится, ведь рынка подобных игр вообще не существовало, причем не то что у нас - даже за рубежом.

Картинка для обложки
Картинка для обложки

Доработанный напильником симулятор попал на прилавки 25 марта 1998 года (в один день с NFS III), но особого ажиотажа не вызвал - как по причине некоторой своей унылости, так и по причине некоторой инерции мышления геймеров - ну как же, игра про машинки, значит про спорткары и гонки? А, все-таки про гонки? Ну-ка, где тут Ламборгини-Феррари, щас я... что значит ЗиЛ-4331 и КамАЗ-4925?

Что же касается некоторой унылости - дело было в том, что тема дальнобойщиков ну совсем ещё не была раскрыта - по сути в игре можно было ездить наперегонки (с грузом или нет), а целью было зарабатывание миллиона долларов и вертолёта. По внутреннему содержанию игра была похожа не столько на Juggernaut, сколько на Elite, с вечным "купи подешевле, продай подороже, не забудь оплатить ремонт". Пять трасс, несколько грузовиков, бледненькая спрайтовая графика - ну в общем-то и всё, что могла предложить нам игра в качестве вау-эффекта. Впрочем всё это было приложением к тому самому изначальному концепту профессионального симулятора, который не развлекать должен, а учить. Зато вот проработка механики управления автомобилем была выше всяких похвал - симулировалась работа подвески, возможность передвижения по разным типам покрытия - асфальт, бездорожье, гравий, учитывалось также наличие или отсутствие дождя, износ деталей, улучшения машины, хрупкость того или иного груза - короче говоря рай для симуляторщика и ад для казуального геймера.

А ещё в этих условиях можно было задорно перевернуться
А ещё в этих условиях можно было задорно перевернуться

Всё это могло бы игру и погубить, если бы не одно но - других игр такого жанра на тот момент просто не было. Это сейчас в Euro Truck Simulator 2 выработана практически идеальная формула симулятора дальнобойщика - медитативные перевозки грузов по просторам целого континента, а вот в 1998 году это всё было совсем неочевидно. На фоне остальных компьютерных развлечений игру отличали разве что весьма скромные системные требования - 16 мегабайт оперативной памяти, Pentium 100 вместо процессора и работоспособность игрушки без 3D-ускорителя. В остальном вещь была нишевая, не без недостатков, но у кого что-то сразу получилось хорошо?

Тем более, что игру получилось продать и на Запад. "Бука" умудрилась продать права на "Дальнобойщиков" американской Valusoft, которая и издала на просторах Америки локализованную версию российской пушки-гонки под названием Hard Truck. Американцы даже зарегистрировали эту торговую марку, ну так, на всякий случай.

Ну а в недрах SoftLab-NSK начали вылеплять сиквел, который должен был положить на лопатки весь игровой рынок (спойлер - таки положил).

Дальнобойщики: второе пришествие

Сиквел появился на российских прилавках 17 апреля 2001 года, после примерно двух-трёх лет разработки. Срок, знаете, такой, непонятный - с одной стороны, имея на руках неплохую физическую модель, за это время можно накрутить на неё тонны замечательных рюшечек, а с другой - уж слишком сильно игра изменилась, став по настоящему классическим симулятором дальнобойщика. Впрочем, начать стоит с самого крутого изменения - местного открытого мира.

Да, сейчас этим никого не удивишь, наоборот многие ругаются, что открытый мир теперь пихают куда ни попадя, забывая наполнить ему хоть каким-то содержимым. А вот в 2001 году открытый бесшовный и беззагрузочный мир был зверем уникальным - пожалуй что ни одной игры тех времен я больше и не упомню, GTA III появилась годом позже, но и там геймплей периодически прерывался загрузками локаций, а вот "Дальнобойщики 2" могли похвастаться тем, что водитель мог проехать от Бухты до Алмазного, не увидев ни одной надписи "Загрузка". Это ли не чудо, говорили все купившие игру, и тут же сталкивались с другим чудом - великолепной оптимизацией, позволявшей комфортно играть на Pentium II c 32 мегабайтами оперативной и четырьмя мегабайтами видеопамяти. Это такой себе средней руки рабочий компьютер тех времен, домой старались покупать уже что-то получше.

Частый результат сотрудничества с местной мафией
Частый результат сотрудничества с местной мафией

Открытый мир, к тому же, был открыт для исследования - игрок волен не только ездить по бескрайним дорогам, прототипом которых стали Новосибирская область и Горный Алтай, но и ездить по заботливо раскиданным разработчиками участкам бездорожья - от безобидных "срезок" на перекрестках, до абсолютно читерского проезда в Алмазный через шахты (кто играл - тот поймёт). Участки эти имели абсолютно прикладное значение - хоть основой геймплея и была доставка груза, но "гоночная" составляющая тоже давала о себе знать - один и тот же груз везли несколько конкурентов и победивший не только деньги получал, но и лицензию на найм других водителей - основу местного капитализма.

Вообще, целью игры стало ни много, ни мало - а захват транспортного рынка региона, по крайней мере его 51 процента. Мешают достижению этой цели не только конкуренты по транспортному бизнесу, но и местные полюса системы правопорядка - милиция и бандиты. Первые следят за соблюдением игроком местных законов - от соблюдения правил дорожного движения до перевозки легальных грузов, а вторые представляют собой руку хаоса - могут как ограбить игрока, так и по дешевке поставить ему новый грузовик. Между собой эти два полюса взаимодействуют слабо, а точнее говоря - вообще никак не взаимодействуют, и оживают только в присутствии игрока, который может как откупаться от преследователей, так и пытаться от них сбежать.

Вообще наличие этих товарищей здорово играет на атмосферу игры, создавая ощущение знакомых заоконных реалий 90-х годов. Другое дело, что реализация что тех, что других получилась весьма фэнтезийной - милиции на вооружение дали аж целый Ка-50, более известный как "Чёрная акула", дичайше распиаренный одноименным фильмом, да ещё и наделили его совершенно волшебными свойствами, вроде штрафования особо борзого водителя на лету. Ну и автоматическими пушками, конечно, превращающими практически любой грузовик в фарш. Бандиты же волею разработчиков стали ездить на мелкосерийных джипах "Кайман", неведомо как попавших на местные дороги, которые, трудами работников ножа и топора, могли быть и заминированы.

Милиционер, конечно, солиден. Но вертолет всё равно круче!
Милиционер, конечно, солиден. Но вертолет всё равно круче!

Ну и за что хочется сказать разработчикам огромное спасибо, так за саундтрек. Колесить по дорогам общего пользования только под шум мотора было бы слишком скучно, отчего водителю в лице игрока выдали диск песен группы "Ария" в инструментальном исполнении. Причем музыка лежала в папке с игрой в виде mp3-файлов, которые при желании можно было как заменить (уж больно смешной битрейт был у музыки - 80 килобит в секунду), так и дополнить - игра честно воспроизводила все предложенные ей mp3-файлы.

И в остальном все аспекты игры были сделаны весьма аккуратно. В игре представлено 35 тщательно смоделированных автомобиля - 22 грузовых и 13 легковых, которые можно и нужно модернизировать, 11 населенных пунктов, которые невозможно друг с другом перепутать, симпатичная графика и отлично проработанная физика - все составляющие хита. Ну и душа, душа везде, а уж при попытке попасть в Алмазный по обозначенной дороге игра превращается в самый настоящий остросюжетный боевик.

Впрочем, лучше и быстрее проехать через шахты
Впрочем, лучше и быстрее проехать через шахты

Но ещё большей популярности игре добавил сериал "Дальнобойщики" с Гостюхиным и Галкиным на главных ролях. Приключения Иваныча и Санька, выполненные в той же эстетике, что и игра, стали народным хитом и подтянули за собой популярность игры, где всё то же самое, что и в сериале, только главное действующее лицо - ты. И я даже лично видел индивидумов, играющих в "Дальнобойщиков" исключительно вдвоем - второй сидел справа от играющего, сменяя его раз в полчаса и слушая незабвенное:

Санёк, жми, ёкарный бабай!

Приключения дальнобойщиков за границей

Что характерно, буржуям новая игруля досталась едва ли не на год раньше - и в сильно недоделанном виде. Не было физики, реализации правил дорожного движения, был сильно порезан дорожный траффик, а там, где он был, лучше бы его не было, настолько неадекватной получилась его реализация. В общем, видимо, или издатель в лице ValuSoft поджимал, или разработчики решили потренироваться на кошечках, запустив проклятым пиндосам бета-версию игры.

Те, разумеется, обиделись, и решили, что раз уж эти русские не хотят нормально делать, то нормально будет передать права на разработку новых покатулек кому-нибудь ещё. Этим "кем-то ещё" оказались чехи из SCS Software, у которых на руках был готовый 3D-движок и желание поработать. Результат назвали Hard Truck: 18 Wheels of Steel (в русской локализации - 18 стальных колес) и запустили в продажу.

В моей коллекции была игра 2004 года - название её вы можете увидеть на скриншоте
В моей коллекции была игра 2004 года - название её вы можете увидеть на скриншоте

Конкурент на тот момент вышел слабоватый - из очевидных достоинств можно было отметить лишь куда более красивую, чем в "Дальнобойщиках", картинку, да доступную для путешествий карту США, а не вымышленные регионы неназванной страны.

Вроде бы богаче "Дальнобойщиков", но это лишь видимость
Вроде бы богаче "Дальнобойщиков", но это лишь видимость

Все остальные аспекты были сделано откровенно плохо - и физика отсутствовала, и возможность апгрейда грузовика, и атмосфера, и дух соперничества, и мир открытый не вполне до конца, и грузовики звучат как пылесосы - в общем, первый блин комом. Впрочем, чехи не расстроились и начали клепать ежегодные новые игры, которые чуть-чуть да улучшали какие-то нюансы и недочеты, оставаясь, впрочем, достаточно пресными по содержанию. Однако на фоне застопорившегося конкурента - "Дальнобойщики 3" разрабатывали восемь лет - любители управлять большегрузом не были лишены своего любимого занятия, имея на руках свежую 18 Wheels of Steel каждый год.

Закончилось эта эпопея тем, что в 2012 году многоопытные уже чехи (больше 10 лет разработок!), послав в пеший тур Valusoft, выпустили нынешнего короля жанра - Euro Truck Simulator 2, который и пилят потихоньку, добавляя как новые территории, так и модели грузовиков, скины для них и прочие рюшечки.

Но той лихости, что была в "Дальнобойщиках" в играх не осталось.

Дальнобойщики-3 - теперь в Америке

Разработку третьей части начали сразу же после выхода второй - сказался успех и желание развиваться. Развиваться решили в том же направлении, что и чешские конкуренты - в сторону моделирования просторов Северной Америки. К процессу, правда, подошли с чуть большей душой - зачем рисовать всю Америку, когда можно детально воссоздать целый штат. Да и действительно, в геймдеве деньги тогда крутились неплохие, а реальная Калифорния должна была сподвигнуть американского (да и мирового) игрока к покупке игры. Вот разработчики и начали ездить в длительные командировки, чтобы отфотографировать в прототипе всё, вплоть до стервятников вдоль дороги.

Ну и в принципе это - реально достойная часть игры
Ну и в принципе это - реально достойная часть игры

Ну и действительно, игра содержит в себе вполне симпатичную Калифорнию в масщтабе 1:10, со всеми её городами, поселками и дорогами. Большинство сильных сторон "Дальнобойщиков 2" в новую игру тоже перешли - как правоохранители, так и бандиты всё так же бдят, когда же мимо них проедет игрок с полным кузовом интересных товаров. Дороги наполнены событиями, да и скучать некогда, ведь в серии, ВНЕЗАПНО, появился сюжет. Да, тут мы не просто наматываем миллионы километров дорог на колеса своего верного грузовика, но и участвуем в неплохо прописанной истории с вотэтоповоротами и прочими интересностями.

Но гениальные задумки тут же сменяются весьма кривой их реализацией. Разработчики восемь лет кормили жаждущих завтраками, обещая, что вот сейчас, вот-вот уже, тестируем, ловим баги и глюки, на выходе будет слепящий вин тысячелетия - а оказалось, что кто-то всё это время просто пинал предметы фаллической формы - настолько недоработанной оказалась выпущенная игра. Физика стала менее подробной, графика устарела лет на пять, а самое главное - даже в рекомендованных конфигурациях компьютера игра умудрялась виснуть и тормозить.

В статике это выглядит ещё относительно неплохо, хотя плоская приборная панель уже вызывает вопросы
В статике это выглядит ещё относительно неплохо, хотя плоская приборная панель уже вызывает вопросы

Если бы игру выпустили в 2004-2005 году - вопросов бы не было, но для 2009 года это уже было несерьезно. Более-менее играбельными "Дальнобойщики 3" стали лишь в 2010 году после серии патчей, но первое впечатление было уже не исправить, да и конкуренты из Чехии перестали работать на американского дядю, создав, наконец нормальный симулятор. Да, без души и драйва, но зато нормально работающий и не требующий танцев с бубном для нормальной игры.

Неудивительно, что после холодного приема критиков и игроков, серия как-то сама собой закрылась. В том же 2010 году уволился руководитель разработки, в связи с чем на дальнейшей работе над игрой был поставлен жирный крест - а ведь в планах был аддон про Лас-Вегас и доработка имеющихся недостатков.

Было ли это решение поспешным? Как показала дальнейшая история - да. Как уже говорилось выше, SCS Software уже больше 10 лет спокойно пилит свой Euro Truck Simulator, наполняя его контентом и переходя на новые версии движка, зарабатывая на этом неплохие деньги - игра со всеми возможными дополнениями стоит больше 10 тысяч рублей, оставаясь при этом эталоном жанра и его королем. А новосибирцы стали заниматься серьезными делами, вроде виртуальной реальности и софта для телеэфира, вспомнив внезапно, что они всё-таки ученые, а не игроделы.

Нам же только остается вздыхать о том, как же было здорово в 2001 году везти нелегальный груз из Бухты в Алмазный...

Много ли действительно легендарных отечественных компьютерных игр вы знаете?-11