Найти тему

Антидепрессанты "не работают"

Оглавление

"Принимал антидепрессанты месяц, не помогло, решил бросить..."

"Словила кучу побочек... а депрессия только ухудшилась..."

"Выписали три препарата... решил попробовать один из них - никакого результата..."

"Психиатры специально выписывают лекарства, которые не помогают..."

Не описать ту боль, которую испытывает врач, читая такие отзывы о проведенном лечении. Но ведь, раз подобные комментарии продолжают появляться, на это должна быть причина? В этой статье мы разберемся, по каким причинам терапия депрессии оказывается неэффективной, и как этой эффективности достичь.

Антидепрессанты (они же тимоаналептики) - это лекарственные средства, устраняющие, как и следует из названия, депрессивную симптоматику. При депрессии уровень нейромедиаторов (серотонина, дофамина, норадреналина) значительно снижается, что ухудшает качество нейрохимической передачи импульса в центральной нервной системе - это и вызывает патологические проявления болезни. Антидепрессанты работают за счет увеличения количества свободных нейромедиаторов в синаптической щели, положительным образом влияя на настроение, когнитивные способности и физическое самочувствие у пациентов с депрессией.

Звучит хорошо. А что на практике? В реальности часть больных выбросит выписанный рецепт уже на выходе от врача. Еще кто-то дойдет-таки до аптеки, но, увидев цену на препарат, откажется от покупки. Кто-то купит, попьет неделю, не увидит результата и бросит лечение. Из тех, кто будет длительно принимать назначенную терапию, многие решат "поэксперименитровать" с дозировками, самостоятельно скорректировать терапию, чтобы лишний раз не посещать кабинет психиатра. И вот, когда все перечисленные уже остались недовольны, лишь немногие продолжают соблюдать рекомендации, наблюдая положительный эффект терапии.

На тех, кто отказался от лечения, не дойдя даже до аптечного пункта, долго останавливаться, думаю, не нужно. Часто можно услышать что-то вроде "я просил не назначать мне таблетки, а психиатр все равно выписал...", "мне от них станет только хуже...". Попробуйте посмотреть на это с позиции психиатра. К вам приходит пациент и высказывает жалобы на снижение настроения, "тяжелые" мысли, ухудшение качества сна, плохой аппетит... Чем еще мы можем помочь, кроме как выписать рецепт на соответствующий препарат и рекомендовать обратиться к психотерапевту? Но "психотерапия - это дорого", а "таблетки пить не хочу", то есть, по сути, пациент своим поведением, несмотря на наличие жалоб, не соблюдает рекомендации специалиста. Ответственен ли психиатр за то, что ваше состояние не улучшилось после визита? Какова тогда вообще была цель посещения?

В прочих случаях, пожалуй, необходим более детальный разбор.

Цены на лекарственные средства

Как и в большинстве других медицинских отраслей, психофармакологические препараты продаются в самых разных ценовых сегментах. Недорогими являются препараты, которые:

а) открыты, исследованы и запатентованы довольно давно, в связи с чем затраты на их производство ограничиваются закупкой сырья и оборудования;

б) являются дженериками - то есть полными химическими аналогами, отличающиеся, как правило, отсутствием "громкого имени" от оригинального запатентованного препарата;

в) не требуют закупки дорогостоящего сырья или оборудования для своего производства, в связи с чем их итоговая цена невысока.

В то же время существуют действительно дорогие, а для некоторых и неподъемные по стоимости лекарственные средства, которые заставляют челюсть покупателя оторваться от физиологического местоположения при виде ценника. Для таких цен тоже существуют свои причины:

а) большая часть стоимости лекарственного продукта - это деньги, вложенные в его разработку, исследование его безопасности и эффективности; самыми дорогими, как правило, оказываются относительно новые препараты - ввиду мирового повышения цен производить фармпрепараты становится все дороже, а требования к их безопасности с каждым годом все строже;

б) препарат оригинальный и запатентован под торговым названием, то есть, представляет собой "бренд" с определенной репутацией, то есть за высокую цену вы как бы покупаете обещание производителя о том, что его товар является качественным.

Каково же решение проблемы? В первую очередь, пускай это бывает непросто, необходимо довериться рекомендациям врача. Психиатры не назначают лекарственных средств "с потолка", терапия подбирается согласно выявленным симптомам человека, обратившегося за помощью, и, помимо этого, все рецептурные назначения фиксируются - а значит, врач просто не может выписать препарат, который вам не подходит (эти назначения регулируются нормативной документацией). Доверие специалисту помогает сформировать осознанный подход к своему здоровью и готовность вкладывать в него средства. Иногда врачи предупреждают о стоимости лекарств, иногда - нет, во втором случае помните, что нет ничего сверхъестественного в том, чтобы поинтересоваться этим самому. Если вы имеете проблемы с денежными средствами, не стесняйтесь и скажите врачу об этом - он порекомендует препарат, который вы сможете себе позволить.

"Я принимал антидепрессанты, мне не помогло/стало хуже"

В большинстве случаев корнем такой проблемы является одна и та же ситуация. В привычном представлении болезнь - это кратковременное состояние, от которого можно избавиться, принимая назначенные лекарства в течение 7-14 дней. С психическими расстройствами дело обстоит совсем иначе. Для коррекции нарушений со стороны психики всегда требуется много времени. Происходит так потому, что фармпрепараты в арсенале врача-психиатра, являясь зачастую сильнодействующими средствами, требуют крайне аккуратного назначения, с плавным наращиванием и снижением дозировок (это нужно для предотвращения осложнений терапии).

Говоря конкретно о тимоаналептиках:

Во-первых, клиническая эффективность этих средств (то есть уменьшение депрессивной симптоматики) оценивается не ранее 2-х недель систематического применения, а иногда изменения становятся заметны еще позже. На этом фоне комментарии в духе "я выпил одну таблетку/упаковку, и никакого результата не увидел" просто теряют смысл.

Во-вторых, антидепрессанты, как уже упоминалось, влияют не только на настроение. Да, собственно тимоаналептический эффект наступит не сразу, а вот побочные эффекты адаптационного периода приходят уже на 2-3 день лечения. Пациент начинает думать, что препарат для него скорее вреден, чем полезен, и легко принимает решение прекратить терапию. И печален тот факт, что порой врачи просто не имеют достаточно времени чтобы объяснить, какая реакция организма на антидепрессант является нормальной, а какая - нет.

Адаптационный период - это первые несколько дней приема антидепрессанта, нередко сопровождающиеся появлением неприятных побочных эффектов, чаще всего со стороны желудочно-кишечного тракта (неприятные ощущения, вздутие, метеоризм) - обычно они исчезают через несколько дней приема препарата.

В случаях, когда лекарство вызывает тошноту, рвоту, диарею - речь идет об индивидуальной непереносимости. К сожалению, такое бывает. К счастью, не часто. Тогда необходимо повторно обратиться к врачу, сообщить ему о неприятных побочных эффектах и подобрать новую терапию.

Кроме того, поскольку некоторые антидепрессанты обладают еще и стимулирующим действием, они достаточно быстро снимают такие симптомы депрессии как вялость, заторможенность, когнитивные затруднения. Ускоряется темп мыслительного процесса, а сами мысли - все еще депрессивные (помним, что улучшение настроения происходит не сразу), усиливается эффект "мыслительной жвачки" - болезненного обдумывания собственных переживаний. Из-за такого неравномерного воздействия пациент может ощущать "ухудшение" состояния, и именно в связи с этим терапию рекомендуется начинать в стационарных условиях - под постоянным присмотром медицинского персонала.

Также достаточно редким, но периодически мелькающим в практике врача-психиатра встречается состояние, называемое "лекарственная резистентность" - когда организм пациента по каким-то причинам не реагирует должным образом на фармпрепараты. О резистентности говорят, когда два антидепрессанта из разных химических групп не оказали значительного влияния на симптоматику в течение 2 месяцев или более. Такие случаи требуют индивидуальной стратегии лечения, включают в себя специальные терапевтические приемы и могут занимать даже больше времени, чем средняя продолжительность терапии.

Контакт со специалистом зачастую является решающим фактором эффективности лечения. А пациенты, по множеству причин, и к большому несчастью, обычно не стремятся этот контакт поддерживать. Следствием этого становится такое нередкое явление как "жонглирование дозировками" по решению пациента - конечно, без согласования с врачом. Еще "лучше" - принимать препарат без назначений, по собственному разумению. От подобных "импровизаций" последствия бывают не лучше, а то и хуже, чем при отсутствии терапии. Здесь и непредсказуемые реакции со стороны психоэмоциональной сферы, и нарушение работы внутренних органов - как следствие, множество "побочек", вплоть до серьезных проблем со здоровьем.

Почему психиатр сразу не назначит лечение, которое точно подойдет пациенту?

Большую роль в верном подборе играет, в первую очередь, профессионализм врача. Знание патогенеза расстройств, умение видеть точку приложения фармпрепарата для каждого конкретного пациента - это отражение уровня мастерства психиатра. Далее по списку, но, как говорится, не по значению, идет то, как сам пациент описывает свое состояние. Депрессию редко можно "увидеть" при исследовании головного мозга, а потому понимание болезни у врача будет складываться во многом из того, что ему рассказывает пациент. Преуменьшение или отрицание, как и преувеличение имеющихся симптомов заложит фундамент для потенциально неподходящей тактики лечения. И, как ни банально об этом говорить в очередной раз, индивидуальные особенности организма человека играют далеко не последнюю роль при подборе терапии. Верите или нет - у двух по всем параметрам похожих пациентов, с одинаковой симптоматикой - один и тот же препарат может показать совершенно разную эффективность.

Как правило, "подбор" заканчивается на первом-втором препарате. Иногда схему лечения необходимо менять в процессе терапии. Так или иначе, добиться хороших результатов в терапии депрессивных состояний более чем возможно. Более того, принимая действительно подходящий препарат, можно обойтись практически или вовсе без побочных эффектов.

Вывод, я думаю, уважаемый читатель и сам уже может сделать: общение, общение и еще раз общение. Вся сфера психического здоровья - главным образом, про разговор. Если вам не комфортно разговаривать с врачом о вашей проблеме - идите к другому. Если вам не нравится ваша реакция на препарат - скажите врачу об этом. Большой проблемой как для пациента, так и для психиатра, (в особенности при депрессии!), является отсутствие вербализации. В связи с этим желаю вам качественных бесед, и, конечно, хорошего настроения.