Посмотрите на эту фотографию. Я уверен, что практически никто из вас не сможет сказать, кто на ней изображён. Хотя некоторые читатели обязаны жизнью созданному этим человекам изобретению.
Удивительно – все знают, кто такой Стив Джобс. Созданный им айфон изменил мир. Например, с 2010 года травматизм мальчиков сравнялся по частоте с травматизмом девочек – мальчики перестали играть в опасные игры, и у детских травматологов стало меньше работы. До 2010 года мальчики получали травмы в 3 раза чаще, а сейчас… они предпочитают виртуальный спорт настоящему. И произошло это в том числе благодаря появлению айфона.
Всем известен Билл Гейтс – изобретатель Windows. Мы не представляем своей жизни без компьютеров – они используются не только в быту, но и во всех сферах деятельности – торговля, банковское дело, даже заполнение медицинских документов. Всё это немыслимо без современной операционной системы, созданной под руководством Гейтса.
А вот Андреас Грюнциг известен немногим. Даже не все сосудистые хирурги вспомнят его имя, а уж кардиологи тем более. Хотя именно он является первооткрывателем методики внутрисосудистого вмешательства – баллонной ангиопластики. Это уже спасло жизнь миллионам людей, и всё более широко входит в медицинскую практику.
История интервенционной кардиологии началась в 1929 году, когда другой выдающийся врач, Вернер Форсман впервые произвёл катетеризацию собственного сердца, введя себе в локтевую артерию катетер под рентгеновским контролем. После катетеризации он сделал рентгеновский снимок, документально зафиксировав факт нахождения катетера в собственном сердце.
Интересна реакция главного врача клиники: «Ваш метод, господин Форсман, хорош для демонстрации в цирке, а не в респектабельной клинике!» Имя главного врача этой клиники давно забыто, а Вернер Форсман в 1956 году стал Нобелевским лауреатом по физиологии и медицине за разработку метода катетеризации сердца.
В 1974 году А. Грюнциг с помощью созданного им приспособления провёл первую в мире ангиопластику на подопытном животном. Баллонный катетер, использовавшийся для этой процедуры, был сделан учёным на собственной кухне – ни одно серьёзное учреждение не верило в возможность выполнения внутрисосудистого вмешательства при атеросклерозе. Результаты экспериментов на животных оказались обнадёживающими, и 16 сентября 1978 года была проведена первая коронарная ангиопластика 37-летнему пациенту со стенокардией, возникшей в результате 80% стеноза передней межжелудочковой артерии.
Интересно, что, несмотря на то, что после ангиопластики этому пациенту не было проведено стентирование (стенты изобретены позже), через 10 лет после процедуры просвет артерии, подвергшейся ангиопластике, оставался хорошо проходимым, то есть результат лечения был весьма устойчивым. Стенокардия к тому времени у пациента не рецидивировала.
Уже в 1978 году с помощью внутрисосудистого вмешательства был излечен пациент с вазоренальной гипертензией в результате сужения почечной артерии, а в 1982 году впервые осуществлена ангиопластика венозного графта, наложенного во время операции аортокоронарного шунтирования.
К А. Грюнцигу пришла мировая известность, но, увы – вскоре учёный погиб. 27 октября 1985 года произошла авиакатастрофа, унесшая его жизнь. Ему было всего лишь 46 лет. Остаётся только предполагать, какие ещё научные открытия мог бы совершить этот исследователь. Если бы не преждевременная гибель, учёному, вероятно, была бы присуждена Нобелевская премия – сложно представить более полезное медицинское изобретение второй половины ХХ века.
Здесь приведены лишь некоторые случаи из практики, демонстрирующие применение стентирование в экстренных случаях.
Подписывайтесь на меня в Телеграм, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev
Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.