Найти в Дзене
Путь к миллиону

Что такое конкуренция простыми словами. В учебниках рассказывают лишь малую часть

Оглавление

Очень часто предприниматели жалуются на конкуренцию, хотя на самом деле её нет. Есть на рынке конкуренция или нет?! Руководствуясь лишь базовой теорией экономики ответить верно нельзя, а иногда, полагаясь на базовую теорию экономики, можно сделать ложный вывод.

Классическая формулировка конкуренции определяет её как состязательность, соперничество на каком-либо поприще. Но я предлагаю разобраться с вопросом конкуренции на конкретных примерах, которые большинство ошибочно считает конкуренцией, на этих же примерах я расскажу что будет, когда появится реальная конкуренция. Готовы? ))) Тогда желаю Вам приятного прочтения.

Предупреждение: Все названия компаний будут представлены лишь для того, чтобы не быть голословным, а писать конкретные вещи, ни каких рекламных целей я не преследую и пишу исключительно своё видение ситуации.

В качестве примера я хочу взять рынок вторичного жилья. Рынок огромный, все Вы, так или иначе, когда-нибудь сталкивались с покупкой или продажей жилья, ремонтом квартиры, в крайнем случае много об этом слышали, поэтому примеры Вам будут максимально понятны. При этом всё описанное будет применимо к большинству сфер нашей жизни.

Продажа жилья на вторичном рынке сейчас понятна и прозрачна. В основном жильё продаётся через агентства недвижимости, есть на рынке и частные риелторы. В моём городе, с населением в 500 000 человек, около десятка агентств недвижимости и не меньше пары десятков частных риелторов. И вот вопрос: Есть ли между ними конкуренция?! Не спешите отвечать "Да", этот ответ будет неверным.

Для ответа на этот вопрос предлагаю обратиться к целям конкуренции, и тут же подумать, достигаются ли они, а после я расскажу, как будет выглядеть ситуация, когда реально появится конкуренция:

  • Снижение затрат для потребителя. Точно нет. Ни одно из агентств недвижимости или частный риелтор, не думают о снижении цен для потребителя. Все они ориентируются на рыночную цену, в лучшем случае пытаются работать чуть ниже этой цены. Элементарно, если Вам предложить выполнить работу, Вы сначала поинтересуетесь, сколько она стоит, ну может немного снизите цену. Всё!
  • Разнообразие услуг и товаров. Ну какое тут разнообразие? Все предлагают стандартный набор услуг, поиск клиента, подготовка к ипотеке, сопровождение сделки и т.д. Им всем этого достаточно, чтобы заработать свои комиссионные.
  • Ограничение монополизации, то есть исключают риск появления одной компании, которая будет всем диктовать свои условия. На самом деле риск появления всего лишь одной компании исключен, с этим я не спорю. Но! Именно одна компания в итоге и диктует свои условия, остальные лишь на неё оглядываются. К примеру, если я надумаю продавать свою квартиру через агентство или частного риелтора, мне назначат такую комиссию, которая не будет ничем обоснована экономически, и даже ни один частный риелтор не будет понимать, почему он с меня берёт такие огромные деньги, ведь в реальности стоимость его работы будет ниже раз в 30 минимум.
  • Изменение экономики, появление новых тарифов. Сразу нет. Никто ничего менять не будет, всех и так всё устраивает. Менять будут только если появится конкуренция, и скоро поймёте разницу.
  • Внедрение технических достижений. Тоже нет. Единственное, что внедрили в свою работу за последние 10 лет агентства недвижимости и частные риелторы, это сайты объявлений, мессенджеры. Но это нельзя считать их заслугой.

Ситуация, когда на рынке куча всяких небольших компаний, называется совершенной конкуренций, хотя по факту конкуренцией тут и не пахнет, любой желающий может зайти на этот рынок, работать по рыночным ценам или установить свои по принципу "пальцем в небо" и также работать. Нет тут конкуренции. Это временная ситуация на рынке.

А теперь расскажу, что будет, когда на рынке будет реальная конкуренция.

Как выглядит конкуренция

Реальная конкуренция выглядит совсем иначе. При этой конкуренции нет большого количества "игроков" на рынке, их всего 2-5, не больше, но чаще 2-3. В этом случае каждый имеет свою долю рынка и тщательно защищает её от конкурентов и новых игроков, при этом постоянно состязается с конкурентом за его долю рынка, конкурент делает тоже самое. Вот это и есть конкуренция. Условно рынок сбыта поделён между 2-3 компаниями, у каждой компании уже есть территории, на которых они работают, ключевые клиенты.

Зайти на этот рынок новой компании, где реально есть конкуренция, очень и очень трудно. Никто просто так не пустит. Любая компания, которая уже работает на этом рынке и имеет свою долю рынка, сразу увидит "чужого" и будет прикладывать все усилия, чтобы его вытеснить. Ведь любой рынок, где есть конкуренция, условно поделён между серьёзными крупными "игроками", у которых есть деньги. Любого нового "игрока", претендующего на этот рынок, они могут элементарно "задавить ценами", работая себе в убыток. К примеру, на рынке есть компании А, Б и В, которые продают свой товар или услугу за условные 100 рублей, и вот появляется компания Д, которая предлагает тот же товар за 80 рублей. Что будет? Компании А,Б и В предложат цену в 70 рублей, хотя для них это будет цена продажи в убыток, они на это пойдут, чтобы не дать компании Д занять долю рынка. В итоге компания Д очень быстро разориться или не сможет ничего продать, и на рынке снова будут всё те же самые А,Б, и В. Которые, кстати, также конкурируют между собой.

Вернёмся к рынку вторичной недвижимости, ведь о нём речь и я обещал конкретные примеры. Тут я ожидаю очень серьёзную конкурентную борьбу, от которой мы с Вами, как потребители, будет в плюсе.

А именно, по-моему мнению, в конкурентной битве столкнутся компании "Сбер" и "Самолёт". У Сбера (Сбербанк) уже есть продукт под названием "ДомКлик", который занимается продажей недвижимости, в том числе и вторичной. У Самолёта есть свои продукты.

Касательно моего города, Самолёт пока не как себя не проявил, а Сбер предлагает процент по ипотеке меньше на 0,5%, если сделка пройдёт через сервис "ДомКлик". Уже не плохо, не правда ли?! Но этого ещё мало. Если я хочу продать квартиру через агентство недвижимости или частного риелтора, то мне назначат комиссию тысяч в 300, не меньше, да ещё и с покупателя сдерут тысяч 100. В итоге я недополучу около 400 тысяч и покупатель переплатит эти же 400 тысяч. А если у него ипотека?!

Тот же самый "ДомКлик" провернёт эту сделку с совершенно другими комиссиями, я пока не знаю какими именно, но уверен, что и продавец получит намного больше и покупатель заплатит намного меньше.

Компания "Самолёт" вообще ставит перед собой задачу, чтобы человек просто въехал в готовую к проживанию квартиру, то есть стремится взять на себя все процессы, включая покупку, ремонт, переезд. Вот оно - "Разнообразие услуг и товаров", которого нет сейчас. Ни одно агентство недвижимости сейчас не готово взять на себя все заботы, от покупки до заселения.

Стоит только компании "Самолёт" реально освоить этот рынок работы с вторичной недвижимостью, как сразу подтянутся такие гиганты как "Сбер", может даже и "ПИК" или "Циан". Я не знаю, кто будет из них первым. Но могу сказать точно, что это будет менять рынок, менять экономику. Эти гиганты будут не просто конкурировать между собой по цене, но и будут стремиться предлагать новые услуги. Для нас, как для потребителей, будет два огромных плюса: 1) Всё сделает одна компания 2) Всё будет сделано намного дешевле.

К примеру, как это выглядит сейчас: Для покупки квартиры я обращаюсь в агентство (ну или звоню по объявлениям и всё равно попадаю на агентство), плачу им огромную комиссию, которая порой скрыта, затем забочусь о ремонте, где-то нахожу плиточника, где-то специалиста по отоплению, где-то электрика, где-то штукатура и т.д., затем ищу услуги по переезду. И это хорошо, если одна компания будет способна сделать в моей новой квартире ремонт "под ключ", но с переездом она уже не поможет.

Тут же будет всё выполняться одной компанией и гораздо дешевле. Почему дешевле? Потому будет реальная борьба между 2-3 компаниями за меня, как за клиента, каждая из которых будет реально просчитывать себестоимость своих услуг, а главное, работать над снижением этой себестоимости.

К примеру, если в городе будет крупная компания по ремонту квартир, то эта компания будет покупать ту же самую плитку, обои, цемент, штукатурку, не в ближайшем магазине с кучей наценок, как это делается у действующих компаний сейчас, а будет иметь своих поставщиков и свои условия оптовых закупок.

Ещё один пример: Одному человеку нужно было сделать фасад дома, он искал исполнителя и обратился на рынок, где действительно есть конкуренция, но ему показалось дорого, тогда мой друг предложил свои услуги. Этот человек показал моему другу цены, которые ему были предложены крупными "игроками", и мой друг был уверен, что легко сделает дешевле и неплохо заработает. Но, как только он стал оценивать материалы, так сразу понял - компании предложили цену ниже стоимости материалов из обычных магазинов. А ведь они включили в стоимость не только материалы, но ещё и работы.

Я сейчас сам хочу сделать ремонт в квартире. Обратился в компанию, которая занимается ремонтом "под ключ", мне назвали цену в 1,5 миллиона, мне показалось очень дорого, и я попытался решить вопрос самостоятельно, то есть отдельно найти электрика, спецов по заливке пола, плиточника, спецов по отоплению и водопроводу, по газовому оборудованию, потолкам и т.д. Я был уверен, что мне это будет стоит значительно дешевле. В итоге я перестал прорабатывать вопрос, когда цена перевалила за 1.7 миллиона, ещё с учётом того, что часть работ я сделаю сам, сам буду решать вопросы по перекрытию воды, газа и т.д.

И даже эти 1.5 миллиона, которые мне озвучила компания, это не конкурентная цена, так как таких компаний у нас в городе тоже не меньше пары десятков, когда на рынке появится реальная конкуренция, цена будет снижена минимум до 900 тысяч. Вот это и будет конкуренция.

Заключение

Конкуренция, это не когда есть куча компаний, которые ни за что не отвечают. "У семи нянь дитя без глаза" Народная пословица. Помните про эту пословицу? Точно также бывает и когда куча компаний, магазинов, перевозчиков и т.д. Конкуренция, это когда есть всего 2-3 компании, каждая из которых точно знает своего клиента, его потребности, и прикладывает все усилия, чтобы сохранить этого клиента, да ещё и переманить клиента у другой такой же компании.

Куча ларьков на одной улице это не конкуренция. А вот условный "Магнит" и "Пятёрочка" это уже конкуренция, так как эти компании уже реально работают над себестоимостью продукции, выстраивают логистику, бонусные программы и т.д. И каждая из них конкурирует не с ларьками, а с теми же самыми Пятёрочками, Магнитами, Дикси, Перекрёстками (знаю-знаю, Перекрёсток, Дикси и Пятёрочка это одна компания, знаю, просто для примера написал).

Конкуренция, это когда каждый из "Игроков" может оказывать существенное влияние на стоимость товара, каждый может создать конкурентное преимущество, которое существенно улучшит жизнь клиента, не просто скидка 2-3%, а предложение решения. У того же самого "Магнита" есть продуктовая сеть, сеть продажи косметики, сеть аптек, система скидок, бонусная программа. Что может предложить в ответ обычный ларёк?! Да ничего. А вот условная "Пятёрочка" уже может "потягаться" по ценам, бонусной программе, а ещё и предложить доставку товаров клиенту прям до квартиры. Конкуренция? Да!

И что толку от того, что есть сотни ларьков, если есть "Пятёрочка" и "Магнит"?

Ещё раз: Когда "игроков" на рынке много, никто не борется за то, чтобы создать клиенту преимущество, в лучшем случае часть "игроков" стремиться к средней рыночной цене.

Обратите внимание, какой беспредел творился на рынке услуг таксистов, пока на нём не появились "Яндекс" и другие серьёзные компании. Таксисты обманывали людей как хотели, но пришёл "Яндекс", "Максим" и ещё одна иностранная компания и сразу в выигрыше остались клиенты. Именно "Яндекс" и "Максим" между собой конкурируют, а не "бомбилы", которые стоят у вокзалов.

Ещё пример: Одна девушка понравилась сразу двум парням. Как они себя будут вести?! Между ними будет реальная конкуренция, будут, в том числе, и драки! А если эта же девушка будет нравится многим парням, велика ли будет конкуренция?! Нет!

Самый верный признак конкуренции это наличие на рынке небольшого количества крупных компаний, в идеале 2-3. Тот же самый рынок интернет торговли, где сейчас есть Озон, Вайлдбериз, ЯндексМаркет, Мегамаркет и Али Экспресс, ну и ещё ряд мелких компаний, пока что не имеет конкуренции, хотя мы, как клиенты, уже в выигрыше. Но когда придёт конкуренция, и слабые компании отвалятся (я даже знаю какие и в каком порядке), вот тогда будет конкуренция и мы, простые клиенты, выиграем ещё больше.

Спасибо за прочтение статьи!