Найти тему

ВИСЦЕРО - МОТОРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕПИ.

Идеи о том, что для правильной жизнедеятельности организма должна существовать связь между его частями, были найдены в учении Гиппократа. Он учил: «Болезни начинаются во всём теле. Отдельные части тела сейчас же вызывают болезнь в других, как только где либо производится движение. Нарушение функции живота проявляются болезнью в голове, а головы – в мышцах и животе, и всё остальное также соответственно тому, что делает живот для головы и голова – для мышц и живота. 

Одни части служат причиной болезни других. 

В XVIII веке мы находим об этом

совершенно отчётливые представления у М.В. Ломоносова, Д. Дидро и др. М.В. Ломоносов указывал, что живые организмы «так составлены и связаны между собою, что все взаимно соединенные части имеют одно причинное происхождение как единого целого». Дидро в своих «Элементах физиологии » отмечал, что каждый орган оказывает свое влияние на другие органы. Этим объясняется разнообразие симптомов, кажущихся свойственными одному органу и чуждыми другим органам, которые, однако, испытывают их действие. 

Необходимость ликвидации этого ошибочного представления указывалась еще И.М. Сеченовым (1866). «Было время, когда все нервные акты в теле животного делили на три главные группы, – движение, чувствование и иннервацию так называемых питательных актов; но это деление совершенно негодно».

Ч. Шеррингтон (автор терминов «проприоцепция» и «интероцепция», 1906) долгие годы занимался изучением низшей нервной регуляции скелетной мускулатуры. Он писал, что взаимодействие рефлексов принадлежит к числу самых основных проблем нервной координации. 

Он утверждал, что сумма отдельных частей тела далеко не равна организму в целом. Необходимо переходить от обособленного изучения изолированных органов к изучению функционирования систем органов в целом организме. Об ошибочности воззрения о существовании разрыва между анимальной и вегетативной частями нервной системы писал А.Д. Сперанский (1929): «Центральная нервная система сама по себе есть орган. Но не нужно забывать, что, кроме того, в нем заложены и печень, и сердце, и желудок, и зубы, и вообще все ткани и даже клетки периферии». Л.А. Орбели (1935) утверждал, что рецепторы из внутренних органов играют огромную роль в рефлекторной саморегуляции их деятельности. Он доказал, что условные рефлексы могут быть от активации любого рецептора и могут быть отражены на любой орган, образуя многочисленные функциональные связи. 

По словам А.Ф. Самойлова (1942), организм невозможно рассматривать как простую сумму его частей, потому что суммой нельзя выразить физиологической связи составных его частей и их взаимно регулируемой зависимости. Нельзя понять фрагмента жизни, не поняв всего целого. Нельзя понять целого, не узнав тайны фрагмента.

Результаты экспериментов А.М. Гринштейна (1946) позволили ему прийти к следующему заключению. Из9за поздней кортикализации висцерального анализатора у высших животных висцеральные афферентные импульсы на низших ступенях эволюции выражены в виде висцеромоторных рефлексов. При уменьшении рефлекторного влияния этих импульсов на локомоторную сферу они ограничиваются преимущественно пределами взаимодействия внутренних органов (висцеро9висцеральные рефлексы. Пирси и Ван Лир (1927г.) в экспериментах с механическим раздражением желудка наблюдаются рефлекторное сужение

сосудов брюшной полости и расширение сосудов конечностей. При раздувании баллона, введённого в двенадцатиперстную кишку, возникало рефлекторное сужение сосудов пальцев, особенно большого пальца ноги. Исследования группы физиологов (П.П. Гончаров, 1945; М.Р. Могендович, 1969, 1971, 1972; С.И. Гальперин, 193491941) подтверждают, что висцеральное рецепторное поле оказывает через центральную нервную систему разнообразное влияние не только на органы висцеральной сферы, но и на скелетную мускулатуру. 

При всяком изменении состояния различных внутренних органов (сердца, кровеносных сосудов, легких, ротовой полости, желудка, печени, селезенки, желчного и мочевого пузырей) приходят в действие сложные рефлекторные процессы как в анимальной, так и в вегетативной системе организма в виде висцеромоторных рефлексов. Этот вывод они обосновали систематическим применением в исследовании висцеральной рецепции метода хронаксиметрии скелетных мышц. 

Этот метод оказался одним из чувствительнейших индикаторов висцеральной рецепции и дал возможность установить закономерность висцеромоторных влияний в норме, ранее многими отрицавшуюся. Позднее это было подтверждено исследованиями ряда авторов (И.П. Никитина, 1948; Э.Ш. Айрапетьянц, 1949; А.С. Пенцик, 1955). В то же время отчетливо выяснилось, что в действительности кинестетические импульсы не только обладают координирующим влиянием на аппарат локомоции, но оказывают весьма существенное регулирующее воздействие на деятельность других внутренних органов в виде висцеро - висцеральных рефлексов.

Эта точка зрения сформировалась на представлении о структуре и функциях нервной системы в целом, включая периферические ганглии, как о системе, организующей функциональные связи между различными системами организма.

ФИЗИОЛОГИЯ ВИСЦЕРО - МОТОРНЫХ

РЕФЛЕКСОВ.

Представление о том, что организм разде9

лен на две не связанные между собой части –анимальную и вегетативную и поэтому наличие рефлекторных влияний с внутренних органов на скелетную мускулатуру невозможно, широко встречается в литературе XI века и в наши дни. До сих пор существует большое количество мануальных терапевтов, убежденных в ненужности висцеральной мануальной терапии и достаточности лишь одного вертебрального воздействия.

Вот что об этом писали наши учителя.

В.Я. Данилевский (1886) показал наличие

влияния рецепции лёгких на скелетную мускулатуру. Он проводил опыты на лягушках, создавая у них «искусственную астму», и диагностировал резкое снижение двигательной активности. 

Тогда же было обнаружено влияние раздражения рецепторов мочеполового аппарата на активность скелетной мускулатуры. И.Р. Тарханов (1877) установил, что растяжение семенных органов у лягушки вызывает тоническое сокращение передних конечностей. Афферентная система мочевого пузыря детально изучалась методами электрофизиологии (Талаат, 1937; Бокша, 1952; и др.).

Пратт (1936) показал, что если давление в

мочевом пузыре достигает высокого уровня, то возникают рефлекторные сокращения брюшной мускулатуры и мускулатуры конечностей (спустя 100 лет эти связи между мочевым пузырём и флексорами голеностопного сустава подтверждены прикладной кинезиологией. – Примеч. рец.). Ломбард (1887) описал изменение коленного рефлекса под влиянием изменения дыхания [13]. Джонсон и Люкгардт (1927) нашли ослабление этого рефлекса при повышении внутрилегочного давления, а Стругхольд (1929) – усиление коленного рефлекса во время вдоха. Н.И. Пирогов (1847) наблюдал судорожное сокращение мышц бедра при растяжении сфинктера прямой кишки под наркозом (спустя 100 лет эти связи между прямой кишкой и экстензорами бедра подтверждены прикладной кинезиологией. – Примеч. рец.).

УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВИСЦЕРО - МОТОРНЫХ

РЕФЛЕКСОВ.

Опыты над обезглавленным животным пока9

зывают, что эти волокна связаны и с центрами спинного мозга. Берклай и Франклин (1937) на децеребрированной кошке подтвердили, что сжатие пальцами мочевого пузыря вызывает сокращение диафрагмы и брюшных мышц.

ВАРИАНТЫ РЕАКЦИИ СКЕЛЕТНОЙ МУСКУЛАТУРЫ ПРИ АКТИВАЦИИ ВИСЦЕРО - МОТОРНЫХ РЕФЛЕКСОВ.

М.Р. Могендович (1941) в условиях разнообразных острых и хронических опытов подтвердил, что результаты отдельных наблюдений могут быть объединены в общую закономерность, основная идея которой заключается в следующем: нормальные процессы, происходящие в органах грудной и брюшной полостей, отражаются на функциональном состоянии не только близлежащих (например, прямая кишка

и мускулатура задних конечностей при акте дефекации), но и отдаленных скелетных мышцах.

Эти влияния проявляются сократительными реакциями мышц, однако менее постоянно, чем сдвиги хронаксии, которые наступают

при значительном более низком пороге раздражения и более закономерны. 

Их можно также рассматривать, как своеобразные висцеромоторные рефлексы. 

При этом было установлено, что хронаксия мускулатуры изменяется различным образом, в зависимости от того, является животное сытым или голодным, наполнен его мочевой пузырь или нет, и т.д. Температурные раздражения пищеварительного тракта у человека также оказывают влияние на хронаксию и тонус скелетной мускулатуры (1941). Непосредственное введение в желудок горячей воды приводит в большинстве опытов к увеличению хронаксии мышц задней конечности; холодная вода дает обратный эффект.

Особенность этого влияния определена на опытах Фрейсберга (1875). Он наблюдал на теплокровных животных, что возбуждение аппарата мочеиспускания тормозит спинальные локомоторные рефлексы задних конечностей, приводя к снижению их тонуса.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ВИСЦЕРО - 

МОТОРНЫХ РЕФЛЕКСОВ.

Большое значение М.Р. Могендович уделял

клиническим проявлениям нарушений связей

между внутренними органами (висцеральной

афферентной системой) и скелетной мускулатурой, наступающих в результате изменения функционального состояния рефлекторной дуги в различных ее участках (особенно в центральном звене). 

Эти клинические проявления могут быть выражены в различной степени и могут быть как массивными, так и локальными.

Они бывают настолько рельефны, что вынужденные движения, позы и характерная мимика при некоторых висцеральных заболеваниях были известны еще издавна в виде, например, «складывания вдвое» больных перитонитом, «маски Гиппократа» и т.д. 

В клинике встречаются случаи временных параличей и парезов конечностей, возникающих в связи с внутренними заболеваниями. С.П. Боткин неоднократно указывал на эти явления при желчной и почечной колике. Комгэр (1803),

Левиссон (1869) обнаружили, что если на операции сжать почку пальцами в полости живота собаки, то в соответствующей задней ноге появляется паралич сгибателей, продолжающийся весь период сжимания почки и даже несколько дольше. Подобные явления они получали при интенсивном воздействии и на другие органы (спустя 100 лет эти связи между почкой и пояснично9подвздошной мышцей подтверждены прикладной кинезиологией. – Примеч. рец.). А.И. Иванов (1928) нашел ещё один диагностический признак висцеромоторного рефлекса – симптом «смещения пупка» при аппендиците как результат неравномерного тонуса мышц брюшной стенки с обеих сторон.

При остром аппендиците пупок смещается

вправо на 192 см, обнаруживая одностороннее повышение тонуса мышц на стороне заболевания. При хроническом же аппендиците пупок оказывается смещенным влево вследствие падения тонуса или атрофии тех же мышц.

Висцеральные нарушения рефлекторно распространяются и на дыхательную мускулатуру.

М.М. Денисенко, В.А. Еренков (1953) описали клинический дыхательный симптом (задержка дыхания) на высоте приступа колики желчного пузыря. Введение новокаина в желчные пути временно устраняло или уменьшало рефлекс задержки дыхания. Установлено, что во время расстройства дыхания от раздражения рецепторов протоков или пузыря, при просвечивании лучами Рентгена можно было видеть сокращение правой половины диафрагмы.

-2