Сегодняшний поучительный рассказ я как всегда начну с нашей любимой четы.
Как-то раз, не так давно, они возвращались домой с работы. Клара уже была в положении, срок уже был серьёзный, вес — тоже, настроение уже было вечно недовольное. Но самое значительное изменение случилось с её обонянием.
— Опять он накурил, — недовольно проговорила Клара, когда они зашли в лифт.
Никита начал тут же усиленно вдыхать воздух, но так и не почувствовал никакого табачного запаха.
— А я ничего такого не чувствую.
— Да не здесь же он курил.
— Не понял. Кто накурил и где?
— Бесишь.
— Хорошо, накурил, — тут же согласился Никита. Соглашаться с беременной женой всегда, когда ещё осталась возможность — новое дополнение в его инстинкте самосохранения.
Лифт тронулся и медленно стал подниматься на их десятый этаж. На девятом Клара упёрлась в мужа своим укоризненным взглядом, мол «Ну хоть тут-то почуял?». «И действительно, он опять накурил», проговорил уже Никита.
Только остановился лифт на десятом этаже и его двери начали открываться, как наша чета услышала звук закрывающейся железной двери.
— А ну, куда побежал! Открывай! Опять накурил на площадке! — стала орать Клара, попинывая ту самую дверь.
— Прошу, зайди домой, Клара. Я позвоню и сам с ним переговорю, — успокаивал жену Некит.
Клара ещё немного поорала для протокола и пошла к себе. Никита, уже открыв дверь жене, хотел было тут же пойти разбираться с соседом, но Клара напомнила ему, что ужина нет. Поскольку в последнее время готовил дома только Никита, тот сразу понял, что скандал с соседом отменяется, нужно поторопиться не напороться на скандал уже дома.
Всё это время за ними наблюдал в дверной глазок тот самый сосед — Максим, 40 лет, курильщик с 24-летним стажем. Курить он не то, чтобы любит, но делает это часто — в день может выкурить целую пачку.
На работе с перекурами проблем нет. Работает Максим, кстати, в администрации того самого бизнес-центра, где находится офис, в котором трудится Клара. Так что соседи довольно плотно знакомы, правда их объединяет только табачный дым: курительная комната администрации БЦ расположена на этаже офиса Клары, поэтому она часто там видит Максима.
Дома с перекурами у нашего сегодняшнего героя сложнее: соседи ворчат на подъездной площадке, а дома — жена. Она не позволяет курить на балконе (поддерживаю такой запрет). Но из двух зол — каждый раз спускаться с десятого этажа или испортить взаимоотношения с соседями — Максим выбрал второе. Правда, скандалить он не любит (да и не умеет), так что курить он выходит максимально незаметно. Вот и сейчас он был доволен, что смог избежать неудобного диалога.
Но всё же добавим к описанию нашего героя, что он совестливый и в последнее время, видя, что Клара беременная, ему удавалось себя иногда уговаривать спускаться курить вниз. Таким изменениям в том числе поспособствовала вдруг обозначившаяся у Максима одышка и вообще, ему показалось, что он стал чаще и тяжелее болеть. И, несмотря, что последним решительным поступком нашего 40-летнего героя было завести 12 лет назад второго ребёнка, он вот уже как две недели начал движение в сторону избавления от своей пагубной привычки. Правда, тут надо пару слов добавить о том, что его подтолкнуло сделать первый шаг.
Как раз две недели назад у бизнес-центра был очередной день рождения. По этому случаю администрация ежегодно устраивает корпоратив. Максим наш умеет не только много курить, но и чрезмерно употребить алкоголя за раз. Кстати, употребление алкоголя всегда в нём утраивает желание курить, что, как наверное многие знают, усугубляет и эффект от алкогольного опьянения.
Максим ежегодно по итогам этих корпоративов устраивает себе пьяную амнезию. Каждый раз наутро его жена — Аня — рассказывает ему, что он то заблевал салон такси, на котором добирался домой, то пытался попасть к соседям на седьмом этаже, думая, что приехал на свой (кнопка «семь» у них в лифте под «десяткой»).
В этот раз Максим постарался оставаться в режиме самоконтроля до самого конца праздничных посиделок, но справился только на 50%: салон такси он не заблевал, запомнил, что ехал домой, но сил ему хватило лишь на то, чтобы забраться на свой этаж и…
— Соседкаааа! Аняяяяя! — будила жену Максима Клара, тарабаня им по железной двери. Та через пять минут появилась на пороге, вся заспанная.
— Да, что слу…
Надобность договаривать вопрос пропала, когда Аня расслышала столь знакомый ей храп. Её благоверный сладко и очень звонко храпел, сидя у стены ровно напротив лифта. Эх, а был так близок.
— Совсем чуть-чуть ведь оставалось, — с той же иронией и с улыбкой на лице проговорила жена нашего героя.
Некит, который был тут же, помог Ане затащить храпящего домой на диван.
В этот раз «посткорпоративное приключение» не закончилось на утреннем отчёте жены и похмелье. Все последующие выходные Максим по-настоящему болел: чувствовал одышку даже лёжа, температурил и раскашлялся. Вот тогда-то он и решился бросать курить (а алкоголь не причём?).
Максим пару дней просматривал в интернете множество различных материалов на тему «Как бросить курить». Начитался медицинских статей, где всегда советовали обсудить всё с врачом и пройти всякие обследования. Но, как это часто бывает, самый комфортный и явно работающий метод был найден на просторах форумов. Кто-то где-то кому-то посоветовал каждую неделю убавлять ежедневное количество выкуренных сигарет на одну. Максиму этот вариант показался щадящим, а значит такое он сможет попробовать. И вы знаете — получилось!
Где-то через полгода после описанных событий Клара и Некит сидели у себя на кухне и завтракали. По телевизору шло какое-то субботнее медицинское ток-шоу и там рассказали одни интересные статистические данные: у курильщиков, которые бросили сигареты до 35 лет, такая же смертность, как у людей, которые не курили вообще. При этом люди, которые бросают курить после 35, все еще выигрывают от этого решения, но их уровень смертности все же выше чем у тех, кто бросил пагубную привычку до наступления 35 лет. Притом, возрастной диапазон, в котором курильщикам чаще всего получается окончательно бросить эту привычку расположен между 35 и 44 годами.
— Сколько там лет нашему соседу? — спросила у Некита Клара.
— Сорок вроде бы, — с пониманием, к чему ведёт жена, ответил Никита. — Надеюсь он сейчас смотрит эту передачу и призадумается.
— А ты знаешь, мне кажется он хороший пример для этих статистических данных.
— Ты о чём?
— Сосед вроде бросил курить. По крайней мере, я очень редко чувствовала табачный запах последние пару месяцев, а неделю как на нашей площадке и вовсе перестало им пахнуть.
Некит призадумался.
— Ты знаешь, а ты права.
Клара была действительно права. Максим бросил курить, чем сильно гордился. На фоне этого «успеха» ему теперь во всех сферах его жизни виделись улучшения: и во взаимоотношениях в семьёй, и на работе, а особенно, в состоянии здоровья. Наш бывший курильщик больше не испытывал одышки, вроде как меньше чувствовал себя плохо, и уж тем более не ощущал слабости. Полный сил 40-летний Максим. Правда, особо праздновать его успех никто из домашних не стал. На дворе был август и времени у семьи на сугубо максимовские достижения не было. Детям скоро снова в школу, их нужно подготовить, ездить с ними выбирать одежду, прикупить школьные принадлежности, проверять впопыхах делающиеся летние домашние задания. А ещё жена его Аня состоит во всевозможных классных и общешкольных комитетах родителей, которые усиленно дают о себе знать тоже как раз с августа. Но Аня улетела вместе с подругой отдыхать на наш юг и потому Максим ещё стал и и.о. (исполняющим обязанности) своей жены во всех этих комитетах до конца месяца.
Вот в таком темпе и прошёл август у нашего героя. Добавлю ещё, что тот август был холодным, уже с числа 15-го было не выше +10. На фоне усталости и прохладной погоды, Максим приболел. Была температура, опять появились одышка и слабость. Поскольку это были последние августовские выходные и на следующей неделе было долгожданное 1 сентября (и ждал его в семье впервые только Максим), наш бывший курильщик решился основательно поболеть, то есть не реагировал на чаты комитетов и уговорил себя, что дети в полной готовности к новому учебному году. Выздоравливать нужно было к понедельнику, а значит нужно спокойствие.
Однако, ни к понедельнику, ни даже ко вторнику Максиму лучше не стало, а наоборот, самочувствие даже ухудшилось. Температура держалась, появился кашель с ужасной коричнево-зелёной мокротой. Дышать иногда было совсем трудно, а при выдохе часто кто-то внутри Максима присвистывал в то время, как при кашле - чувствовал какие-то хрипы. Во вторник же вернулась и Аня и, видя состояние мужа, решила вызвать на дом терапевта.
Доктор, расспросив о состоянии, в том числе о плохих привычках (тогда Максим наконец-то хоть кому-то похвастался, что бросил курить), послушал лёгкие пациента. То, как «звучали» лёгкие нашего героя, врачу очень не понравилось, назвав нашего героя - учебным пособием по аускультации легких для студентов, и он решительно на скорой отправил его в стационар.
*аускультация - метод “выслушивания” работающих органов (многие органы во время своей работы издают звуки) - чаще легких и сердца с помощью специального аппарата - стетоскопа
Вы, мои дорогие читатели, наверняка мысленно уже поставили диагноз Максиму — пневмония, верно? Что же, не мудрено подумать именно на неё. Ковид, к сожалению, приучил подозревать её всякий раз, когда кто-то не может длительное время (5-7 дней) справиться с вирусной инфекцией. Но нашему бывшему курильщику поставили другой, не менее опасный диагноз — так называемая ХОБЛ или хроническая обструктивная болезнь лёгких. Та самая болезнь курильщиков, при которой в бронхах постоянно протекает воспалительный процесс и со временем бронхи сужаются. А через узенькие трубочки воздуху очень сложно пройти, потому он начинает двигаться с большим давлением, чтобы всё же протолкнуться. На первое время - этого хватает, человека начинает беспокоить снижение толерантности к нагрузке, иными словами привычная ранее нагрузка вызывает затруднение и/или появляется одышка. Люди, страдающие ХОБЛ, подвергаются повышенному риску возникновения других проблем со здоровьем.
С Максимом в итоге всё хорошо — дети в школе, школа отремонтирована, жена отдохнула. Ах да, его ещё и вылечили от обострения ХОБЛ и подобрали ему постоянную терапию.
К слову, постоянная терапия для Максима - это ежедневное использование ингаляторов в режиме два раза в день. И ни дай бог, наш герой куда-нибудь уедет и их забудет… Даже думать страшно…
Так к чему это?
Мораль на этот раз всё так же обращена к диспансеризации. Наблюдался бы наш герой время от времени, то, как любого курильщика со стажем, его бы точно направили на очень нужное для таких пациентов обследование — спирографию. Это функциональное исследование объёмных показателей наших лёгких — именно оно позволяет заметить ранние признаки ХОБЛ и во время зафиксировать начало патологических изменений. Конечно такому пациенту настоятельно рекомендуют бросать курить, подберут нужный метод и профилактические средства, чтобы состояние бронх не продолжало ухудшаться. Хотите бросить курить? Пройдите диспансеризацию — там вам покажут и расскажут, какие могут быть последствия. Например, как у героя нашей сегодняшней истории: ХОБЛ - неизлечима, медицина может только купировать симптомы.